Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Вальдорфская педагогика отличается тем, что считается с глубокими метаморфозами развития ребенка в разных возрастах и на разных ступенях. В зависимости от этого подходы кардинально меняются. Вальдорфский детский сад - это одна ситуация, младшая и средняя школа- это две абсолютно другие ситуации, а старшая школа- еще и третья ситуация.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………… 3
1. Рудольф – Штейнер – основатель вальдорфской педагогики. Возникновение вальдорфской педагогики, идеи, лежащие в её основе……………………………… 4
2. Учение о человеке и штейнеровская педагогика ……………………………………. 6
3. Вальдорфска педагогика и возраст …………………………………………………... 8
4. Организация преподавания …………………………………………………………...12
5. Недостатки вальдорфской педагогики ……………………………………………….14
Заключение …………………………………………………………………………………16
Список исползованной литературы ………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

контрольная работа по педагогической технологии.docx

— 49.37 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Факультет дошкольной и социальной

 педагогики и психологии

               
Кафедра дошкольной и социальной педагогики

 

 

 

Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

Контрольная работа по дисциплине

«Педагогические технологии»

 

 

 

 

 

                                                      Выполнила: Головина  Д.И.

                        студентка   732 группы, ОЗО

                           Преподаватель: Голикова Н. В.

           

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск 2012

Содержание

       Введение …………………………………………………………………………………… 3

  1. Рудольф – Штейнер – основатель вальдорфской педагогики. Возникновение вальдорфской педагогики, идеи, лежащие в её основе……………………………… 4
  2. Учение о человеке и штейнеровская педагогика ……………………………………. 6
  3. Вальдорфска педагогика и возраст …………………………………………………... 8
  4. Организация преподавания …………………………………………………………...12
  5. Недостатки вальдорфской педагогики ……………………………………………….14

Заключение …………………………………………………………………………………16

Список исползованной литературы ………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вальдорфская педагогика - система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Вальдорфская педагогика наиболее сложная по сравнению с другими педагогиками, например с педагогикой М. Монтессори. Прежде всего, потому, что здесь не берется за основу какой-то один принцип, который затем проводится через всю систему и из которого мы можем дедуктивно вывести вообще все. Например, Монтессори-педагогика построена на идее, что ребенок развивается сам. Это альтернатива тому, что взрослый извне, своими действиями направляет - читай; навязывает ребенку, как и с какой скоростью ему развиваться. «Помоги ребенку сделать это самому» - девиз педагогики. Дидактический материал выстраивается таким образом, чтобы ребенок, самостоятельно занимаясь с ним, развивался в самодвижении. Конечно, идея саморазвития- это важная идея, но она должна присутствовать в любой педагогике, но здесь она проводится начиная с дошкольников через всю систему как основной принцип.

Вальдорфская педагогика отличается тем, что считается с глубокими метаморфозами развития ребенка в разных возрастах и на разных ступенях. В зависимости от этого подходы кардинально меняются. Вальдорфский детский сад - это одна ситуация, младшая и средняя школа- это две абсолютно другие ситуации, а старшая школа- еще и третья ситуация.

Вальдорфскую педагогику никак не отнесешь к направлению раннего интеллектуального развития. Она привлекает тех, кто ищет не схем и методик, но душевной, творческой атмосферы. Однако за любым творческим педагогическим методом стоит, как правило, некое мировоззрение, своя духовная реальность. В основе вальдорфской педагогики лежит антропософия - оккультно-мистическое учение немецкого философа-мистика Рудольфа Штайнера. Философ ставил целью воспитания раскрытие "тайных" способностей человека с помощью специальной системы.

 

 

  1. Рудольф Штейнер – основатель вальдорфской педагогики. Возникновение вальдорфской педагогики, идеи лежащие в ее основе.

Рудольф Штейнер(1861-1925гг.) без сомнения является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он- редактор и издатель естественно- научных трудов Гете, все значение которых было им впервые открыто и сделано плодотворным для культуры; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения - эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; и, наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений- прежде всего, детских садов и школ- работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

В течение многих столетий в европейской педагогике бытовало мнение, что ребенок- это "недоделанный взрослый". Методом кнута и  пряника надо его усовершенствовать, чтобы он занял надлежащее ему  по рождению и материальному положению  место в обществе.

Штайнер одним из первых в Европе заговорил о том, что  малыш обладает безграничными творческими  и духовными возможностями, что  родители и воспитатели должны не стремиться, скорее, сделать ребенка  взрослым, а наоборот, помочь ему  подольше оставаться маленьким, полнее раскрыть свой творческий потенциал, насладиться  всеми прелестями раннего возраста.

В 1919 году Рудольф Штейнер пишет " Воззвание к немецкому народу и культурному миру", где он впервые публично формирует свой план переустройства общества в соответствии с требованиями современности. Под этим воззванием поставило подпись огромное количество людей, среди которых были многие видные деятели общественной жизни Германии того времени, как например, профессор права Вильгельм фон Блюме, создатель новой вюртембергской конституции и пользовавшийся огромным авторитетом, Томас Манн и другие. Штейнер выступает с лекциями, посвященными социальному вопросу, перед образованной публикой, а также перед рабочими. В одном из таких выступлений он ярко обрисовал школу нового типа, как непременную составную часть свободной духовной жизни общества, без которой никакие внешние реформы не будут плодотворными на длительную перспективу. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, "подлинно человеческое", живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого "человека толпы", послушного колесика в государственной машине, должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного "профессора", должен был сменить активный, способный на создание нового, творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии.

Рабочие фабрики - это была сигаретная фабрика "Вальдорф Астория"- обратились к директору фабрики Эмилю Мольту с просьбой, помочь создать школу, о которой говорил Штайнер. Мольт обратился к Рудольфу Штейнеру с просьбой взять на себя педагогическое руководство будущей школы. Штейнер с готовностью согласился, это было 25 апреля 1919 года. Далее следует стремительное развитие событий: уже 13 мая было получено разрешение на основание новой школы от министра культуры Хаймана, в июне Штайнер читает лекции о народной педагогике, в августе он проводит интенсивные семинары с двенадцатью учителями- будущими коллегами Первой вальдорфской школы, 7 сентября школа была уже открыта сразу с восьмью классами и 256 учениками.

Поразительно, что вальдорфская педагогика, нашедшая свое практическое воплощение в Первой школе, сразу создается со всеми теми инновациями, которые характеризуют ее и по сей день. Создается впечатление, что Штайнер лишь терпеливо ждал подходящего момента, чтобы осуществить, годами вынашиваемые им педагогические идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учение о человеке  и штейнеровская педагогика

У каждого педагога существует свое представление о человеке, которое  неосознанно влияет на формирование педагогических взглядов учителя. Известно, что каждая педагогическая теория или  отдельно взятые педагогические методы так или иначе основываются на определенных представлениях о человеке.

Штейнеровская педагогика также опирается на учение о человеке. Учитель, используя в своей работе лишь отдельные элементы, не сможет приблизиться к пониманию ее сущности. Если же педагог поймет учение о человеке и будет применять его на практике, он самостоятельно сможет разработать свою практическую дидактику и методику и иногда в формах, отличающихся от разработанных другими.

На каких же представлениях о  человеке основывается штайнеровская педагогика? В современном мире взаимодействует множество различных психологических и философских направлений человеческой мысли, одно другого сложнее в своих теоретических построениях. Но если попытаться найти их внутренний стержень, их исходную точку, тогда все философские модели можно разделить на две основные группы в соответствии с тем, как они определяют человеческую индивидуальность.

К первой группе можно отнести теории (а они являются наиболее распространенными  в современном мире), которые не оставляют за человеком права  на существование у него свободной  духовной индивидуальности: человек  предстает как продукт неумолимых природных законов, как растение или животное, только более сложный  по своему строению, так как является результатом более длительного  эволюционного процесса.

Существо человека в контексте  данных мировоззренческих концепций  определяется, с одной стороны, наследственностью, с другой — окружением, т.е. человек  — это комбинация генов, другими  словами, генотип, который дается ему  при рождении. На эту базовую программу влияет в большей или меньшей мере окружающий мир (средовая обусловленность). В свете этих теорий мысли, чувства, желания человека — это лишь результат двух основных линии воздействия: наследственности и среды. Один человек отличается от другого вследствие комбинации влияющих на него факторов. Все поступки человека обусловливаются некими внешними факторами, а не выводятся из сущностной человеческой природы, в которой звучит голос его “Я”.

Штейнеровская педагогика исходит из иного понимания человеческого существа. Несомненен тот факт, что человек наследует многие качества, а также мы признаем, что окружение, среда или факторы внешнего воздействия оказывают огромное влияние на развитие человека. Но, составляя картину человека, лежащую в основе штейнеровской педагогики, мы принимаем во внимание еще одну важную сторону человеческого существа, которую определяем понятием “человеческая индивидуальность”. Человеческая индивидуальность не является следствием или проявлением генотипа или средовой обусловленности, а является самоценной духовной сущностью человека. Это духовное человеческое начало или, другими словами, человеческое “Я” невозможно воспринять с помощью органов чувственного восприятия, т.е. определить по цвету, измерить с помощью каких-либо инструментов или определить на вкус. Но каждый из нас с уверенностью ощущает его проявление в себе самом или своих ближних.

Если считать сущностным центром  человеческого существа духовное “Я”, то, соответственно, процесс человеческого  мышления нельзя рассматривать как  чисто материалистическое явление. В прошлом веке была высказана  мысль о том, что вещество, материя  способны мыслить. Десятилетиями процесс мышления сравнивался с работой слюнной железы: мозг или вещество производит мысли так же, как слюнная железа выделяет слюну.

В штайнеровской педагогике человеческое мышление рассматривают не как способность вещества, а как способность самого человека. Эта способность проистекает из того сущностного духовного “Я” человека, которое мыслит и творит не в материальном вещественном мире, а в мире духовного бытия. Эта духовная индивидуальность человека, его духовное “Я”, является центром человеческой свободы и творчества. Именно внутренняя духовная сущностность стоит над природными и средовыми факторами, воздействующими на человека. Ведь человек, рассматриваемый лишь как продукт наследственности и окружения, не может обладать ни силой творчества, ни внутренней свободой. Его поступки определяет природа, и она является творцом. Невозможно найти источник человеческой свободы, рассматривая человека лишь как природное и общественное существо. Источником человеческой свободы и творчества может являться только “Я” человека, его свободная и созидающая духовность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Вальдорфская педагогика и возраст

Педагогика вальдорфских школ построена на познании растущего ребенка и на учете условий и законов развития человека. Воспитание и обучение всегда должны основываться на науке о человеке. В связи с этим принципом возникает вопрос: насколько далеко простираются методы этой науки? Методы обычной сегодня антропологии — под этим понимаются все научные дисциплины, занимающиеся изучением человека — исследуют непосредственно только физическое тело, а духовное и душевное начала — лишь в той степени, насколько они проявляются через физическое тело. Но при этом особенности воспитания и развития, скрытые в духовном и душевном, ускользают из поля зрения. Р.Штейнер создал методы непосредственного изучения душевной и духовной действительности, в том числе человеческой души и духа. Они лежат в основе вальдорфской педагогики и педагогической деятельности учителей в вальдорфских школах.

Глубокое понимание развития в  детстве и юности показывает, что  это не просто процесс непрерывно прогрессирующего расширения знаний и  умений. Этот процесс отчетливо расчленен  в связи с тем, что в ребенке  происходят метаморфозы, в результате которых он приобретает новое  отношение к миру; прежние доминанты  учебы и развития отходят на задний план, уступая место новым. Это  происходит наиболее отчетливо на седьмом  году жизни и в возрасте от 12 до 14 лет. Поэтому вальдорфская педагогика выделяет три фазы развития с совершенно специфическими задачами, содержанием и методами воспитания. В отличие от многократно критикуемой теории фазного развития, вальдорфская педагогика никогда не считала, что развитие человека происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе. Хотя указанные перемены и находятся в тесной связи с возрастом ребенка, однако на каждой ступени необходимо стимулировать и направлять процесс развития через воспитание и преподавание.

Информация о работе Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)