Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:30, реферат
В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей[2], не преподаётся детям, ни отдельным предметом, ни как религиозное верование[21][22]. Критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение[23][24][25]. Религиоведами[источник не указан 21 день], а также некоторыми критиками[25] централизованное и направляемое Антропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения (НРД) антропософии или как подобное НРД движение.
•	1 Антропософское представление о человеке как основа вальдорфской педагогики
o	1.1 Триединство человека
o	1.2 Четыре сущности человека
o	1.3 Темпераменты
•	2 Исследовательские и образовательные учреждения
•	3 История
•	4 Особенности методики
o	4.1 Пособия
o	4.2 Основные методы преподавания
	4.2.1 Рациональное развитие памяти
	4.2.2 Интерес — как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития
	4.2.3 Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами как метод сохранения физического и психического здоровья
	4.2.4 Ритмический распорядок дня
	4.2.5 Преподавание «по эпохам»
	4.2.6 Принцип «гармонизации душевной жизни»
	4.2.7 Принцип «гармонизации социальной среды»
	4.2.7.1 Высокие требования к личности учителя
	4.2.7.2 Индивидуальный подход к ребёнку
	4.2.7.3 Совместная деятельность в классе
•	5 Критика
•	6 Вальдорфские выпускники
•	7 Примечания
•	8 Литература
Вальдорфская педагогика
[править | править исходный текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 декабря 2013; проверки требуют 75 правок.
Урок в классе вальдорфской школы «Ступени», Одесса, Украина
Вальдóрфское образовáние («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская 
педагогика») — альтернативная[уточнить] педаг
Вальдорфская педагогика основывается[1][2] на 
выделившемся изтеософии[3] религиозно-
Вальдорфовские школы являются общеобразовательными[7] и принципиально отрицают идею 
массовой специализации в школьном возрасте[8][неавторитетный 
Первая вальдорфская школа была создана 
в 1919 году. 
В настоящее время (сентябрь, 2013) в мире 
насчитывается 1025 вальдорфских школ, находящихся 
в 60 странах[10], 
и более 2000 детских садов[11], 
признанных Международным форумом вальдорф/штайнеровских 
школ (Гаагским кругом), Педагогической 
секцией Свободной Высшей школы духовной 
науки Гётеанума и 
Друзьями вальдорфского образования[12]. Название «вальдорфская школа» 
является зарегистрированной международной 
торговой маркой, права на её использование 
принадлежат Союзу 
независимых вальдорфских школ (СНВШ)[источник не указан 24 
Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения[17]. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ[18][19][20].
В программных документах Вальдофских 
школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой 
применяемых в них педагогических приёмов, 
содержания образования учеников, управления 
школой и образования учителей[2], не преподаётся детям, ни отдельным 
предметом, ни как религиозное верование[21][22]. 
Критики считают эти утверждения неверными 
или, как минимум, вводящими в заблуждение[23][24][25]. Религиоведами[источник не 
Содержание
[убрать]
Антропософское представление о человеке как основа вальдорфской педагогики[править | править исходный текст]
Согласно программному документу Европейского совета вальдорфского образования, формообразующим принципом вальдорфской педагогики является антропософия[26].
Штайнер стремится подчинить педагогику не конъюнктурным требованиям "позднеиндустриального демократического общества достижений", а потребностям развития ребёнка.[27] Эти потребности рассматриваются им в свете его антропософских гипотез о триединстве человека, его четырёх сущностях и учения о темпераментах.
Триединство человека[править | править исходный текст]
В человеке соединяются Дух, Душа и Тело, которым соответствуют мысль (интеллектуальные и познавательные способности), чувство (эмоциональная сфера, художественные и творческие способности) и воля ("производственные и практические" способности). Поэтому задачей педагогики является не только развитие интеллектуальных способностей, но и эмоциональное взросление и становление воли.[28]
Четыре сущности человека[править | править исходный текст]
Штайнер описывает, помимо физического тела, ещё три сущности человека, которые не подлежат непосредственному восприятию (их наличие обнаруживается по действиям, которые они производят). По его представлению, в человеке взаимодействуют[29]:
Эти сущности "рождаются" в указанной последовательности с семилетними промежутками[30]. Школьный период примерно совпадает с рождениями двух сущностей:
Воспитание понимается Штайнером как "содействие развитию", и в этом смысле в 21 год с рождением "Я" начинается саморазвитие.
Темпераменты[править | править исходный текст]
Штайнер развивает учение о темпераментах в русле антропософии, соотнося ту или иную сущность с определённым темпераментом (преобладание той или иной сущности означает преобладание соответствующего темперамента):
Каждый человек обладает уникальным смешением темпераментов, что обуславливает его индивидуальность[33].
Применение этой концепции продуктивно в течение первых трёх лет обучения (например, следует обеспечивать соседство одинаковых темпераментов, тогда они "пресыщаются собой", выравниваются). Впоследствии ребёнок созревает настолько, что может контролировать проявления своего темперамента, и в преподавании можно уже не учитывать темпераменты.
Исследовательские и образовательные учреждения[править | править исходный текст]
Вальдорфская педагогика уже с 1928 года 
имеет развивающие её исследовательские 
и учебные учреждения, как правило, связанные 
с антропософским движением. Центральным 
учреждением[источник не 
В 1928 году основана Свободная 
высшая школа в Штутгарте, сначала готовившая преподавателей 
для вальдорфских школ, декларирующая, 
что её исследования носят "критически-углублённый" 
характер и дискуссия с профессиональным 
научным сообществом является их неотъемлемым 
атрибутом[34]. 
В 1999 курсы по подготовке учителей вальдорфских 
школ этой Школы получили государственную 
аккредитацию, затем в рамках Болонского процесса курсы 
были разделены на бакалавриат имагистратуру, 
которые также были аккредитованы[35][аффилированн
В 1973 году основан Институт вальдорфской 
педагогики Виттен/Аннен, получивший 
государственную аккредитацию в 2009 году[источник не указан 20 
История[править | править исходный текст]
Рост числа вальдорфских школ в мире по 2009 г.
Рудольф Штайнер написал свою первую книгу об образовании, «Образование ребёнка», в 1907 г.
Первая школа, основанная на этих принципах, открылась в 1919 г. в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего Сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория в Штутгарте, Германия, это послужило источником имени «Вальдóрфская», которое в настоящее время является торговой маркой для использования совместно с учебным методом.
Штутгартская школа росла быстро, открывались 
параллельные классы, и к 1938 г., вдохновленные 
успехами первой вальдорфской школы и 
её педагогическими принципами, были основаны 
вальдорфские школы в других городах Германии, а также в США, Великобритании, Швейцар
Рост количества вальдорфских школ в мире к 2009 г. показан на графике.
Особенности методики[править | править исходный текст]
| В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена 
  под сомнение и удалена.  | 
Вальдорфские школы работают по принципу 
«неопережения» развития ребёнка, но предоставления 
всех возможностей для его развития в 
собственном темпе. При оборудовании школ 
отдается предпочтение натуральным материалам 
и неготовым игрушкам и пособиям (в первую 
очередь для развития фантазии детей). 
Большое внимание уделяется духовному 
развитию всех участников учебно-воспитательного 
процесса. Учебный материал подается блоками 
(эпохами), но день на всех этапах обучения 
(от яслей до семинарий) разделён на три 
части: духовный (где преобладает 
активное мышление), душевный (обучение 
музыке иэвритмическому танцу), креати
Пособия[править | править исходный текст]
Основными педагогическими пособиями являются многочисленные книги и лекции Рудольфа Штайнера по педагогике, в том числе