Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:30, реферат

Описание работы

В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей[2], не преподаётся детям, ни отдельным предметом, ни как религиозное верование[21][22]. Критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение[23][24][25]. Религиоведами[источник не указан 21 день], а также некоторыми критиками[25] централизованное и направляемое Антропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения (НРД) антропософии или как подобное НРД движение.

Содержание работы

• 1 Антропософское представление о человеке как основа вальдорфской педагогики
o 1.1 Триединство человека
o 1.2 Четыре сущности человека
o 1.3 Темпераменты
• 2 Исследовательские и образовательные учреждения
• 3 История
• 4 Особенности методики
o 4.1 Пособия
o 4.2 Основные методы преподавания
 4.2.1 Рациональное развитие памяти
 4.2.2 Интерес — как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития
 4.2.3 Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами как метод сохранения физического и психического здоровья
 4.2.4 Ритмический распорядок дня
 4.2.5 Преподавание «по эпохам»
 4.2.6 Принцип «гармонизации душевной жизни»
 4.2.7 Принцип «гармонизации социальной среды»
 4.2.7.1 Высокие требования к личности учителя
 4.2.7.2 Индивидуальный подход к ребёнку
 4.2.7.3 Совместная деятельность в классе
• 5 Критика
• 6 Вальдорфские выпускники
• 7 Примечания
• 8 Литература

Файлы: 1 файл

Вальдорфская педагогика.docx

— 204.48 Кб (Скачать файл)

Вальдорфская педагогика


[править | править исходный текст]

Материал  из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 декабря 2013; проверки требуют 75 правок.

Урок в классе вальдорфской школы «Ступени», Одесса, Украина

Вальдóрфское образовáние («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — альтернативная[уточнитьпедагогическая система, основанная наантропософских представлениях.

Вальдорфская педагогика основывается[1][2] на выделившемся изтеософии[3] религиозно-мистическом[4][3][5][6] учении Рудольфа Штайнера — антропософии.

Вальдорфовские школы являются общеобразовательными[7] и принципиально отрицают идею массовой специализации в школьном возрасте[8][неавторитетный источник? 28 дней]. В вальдорфской школе отсутствуют оценки и преподавание ведётся преимущественно без учебников[9]

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время (сентябрь, 2013) в мире насчитывается 1025 вальдорфских школ, находящихся в 60 странах[10], и более 2000 детских садов[11], признанных Международным форумом вальдорф/штайнеровских школ (Гаагским кругом), Педагогической секцией Свободной Высшей школы духовной науки Гётеанума и Друзьями вальдорфского образования[12]. Название «вальдорфская школа» является зарегистрированной международной торговой маркой, права на её использование принадлежат Союзу независимых вальдорфских школ (СНВШ)[источник не указан 24 дня](Германия)[13][14][15][16].

Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения[17]. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ[18][19][20].

В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей[2], не преподаётся детям, ни отдельным предметом, ни как религиозное верование[21][22]. Критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение[23][24][25]. Религиоведами[источник не указан 21 день], а также некоторыми критиками[25] централизованное и направляемое Антропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения (НРД) антропософии или как подобное НРД движение.

Содержание  

[убрать] 

  • 1 Антропософское представление о человеке как основа вальдорфской педагогики
    • 1.1 Триединство человека
    • 1.2 Четыре сущности человека
    • 1.3 Темпераменты
  • 2 Исследовательские и образовательные учреждения
  • 3 История
  • 4 Особенности методики
    • 4.1 Пособия
    • 4.2 Основные методы преподавания
      • 4.2.1 Рациональное развитие памяти
      • 4.2.2 Интерес — как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития
      • 4.2.3 Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами как метод сохранения физического и психического здоровья
      • 4.2.4 Ритмический распорядок дня
      • 4.2.5 Преподавание «по эпохам»
      • 4.2.6 Принцип «гармонизации душевной жизни»
      • 4.2.7 Принцип «гармонизации социальной среды»
        • 4.2.7.1 Высокие требования к личности учителя
        • 4.2.7.2 Индивидуальный подход к ребёнку
        • 4.2.7.3 Совместная деятельность в классе
  • 5 Критика
  • 6 Вальдорфские выпускники
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки

Антропософское представление  о человеке как основа вальдорфской педагогики[править | править исходный текст]


Согласно программному документу  Европейского совета вальдорфского образования, формообразующим принципом вальдорфской педагогики является антропософия[26].

Штайнер стремится подчинить педагогику не конъюнктурным требованиям "позднеиндустриального демократического общества достижений", а потребностям развития ребёнка.[27] Эти потребности рассматриваются им в свете его антропософских гипотез о триединстве человека, его четырёх сущностях и учения о темпераментах.

Триединство человека[править | править исходный текст]

В человеке соединяются Дух, Душа и  Тело, которым соответствуют мысль (интеллектуальные и познавательные способности), чувство (эмоциональная сфера, художественные и творческие способности) и воля ("производственные и практические" способности). Поэтому задачей педагогики является не только развитие интеллектуальных способностей, но и эмоциональное взросление и становление воли.[28]

Четыре сущности человека[править | править исходный текст]

Штайнер описывает, помимо физического  тела, ещё три сущности человека, которые не подлежат непосредственному  восприятию (их наличие обнаруживается по действиям, которые они производят). По его представлению, в человеке взаимодействуют[29]:

  • Физическое тело,
  • Эфирное тело, отвечающее за рост и жизненные силы,
  • Астральное тело, отвечающее за движения души,
  • Я - бессмертная духовная составляющая человека.

Эти сущности "рождаются" в указанной  последовательности с семилетними  промежутками[30]. Школьный период примерно совпадает с рождениями двух сущностей:

  • Эфирное тело рождается одновременно с выпадением у ребёнка молочных зубов, т.е. примерно в 7 лет. Если до этого ребёнок учился благодаря "подражанию и примеру"[31], то теперь в основу обучения ложатся "следование и авторитет"[31], развиваются душевные силы обучения, образная фантазия и память.
  • Астральное тело рождается в начале пубертата, т.е. примерно в 14 лет (начало третьей семилетки). Начинается интенсивное эмоционально взросление, развитие интеллектуальных способностей: абстрактного мышления, "силы суждения" и "свободной мысли"[32].

Воспитание понимается Штайнером  как "содействие развитию", и в  этом смысле в 21 год с рождением "Я" начинается саморазвитие.

Темпераменты[править | править исходный текст]

Штайнер развивает учение о темпераментах в русле антропософии, соотнося ту или иную сущность с определённым темпераментом (преобладание той или иной сущности означает преобладание соответствующего темперамента):

  1. Физическое тело - меланхолик,
  2. Эфирное тело - флегматик,
  3. Астральное тело - сангвиник,
  4. Я - холерик.

Каждый человек обладает уникальным смешением темпераментов, что обуславливает  его индивидуальность[33].

Применение этой концепции продуктивно  в течение первых трёх лет обучения (например, следует обеспечивать соседство  одинаковых темпераментов, тогда они "пресыщаются собой", выравниваются). Впоследствии ребёнок созревает  настолько, что может контролировать проявления своего темперамента, и  в преподавании можно уже не учитывать  темпераменты.

Исследовательские и образовательные  учреждения[править | править исходный текст]


Вальдорфская педагогика уже с 1928 года имеет развивающие её исследовательские и учебные учреждения, как правило, связанные с антропософским движением. Центральным учреждением[источник не указан 20 днейтакого рода служит Педагогическая секция Свободной Высшей школы духовной науки Гётеанума.

В 1928 году основана Свободная высшая школа в Штутгарте, сначала готовившая преподавателей для вальдорфских школ, декларирующая, что её исследования носят "критически-углублённый" характер и дискуссия с профессиональным научным сообществом является их неотъемлемым атрибутом[34]. В 1999 курсы по подготовке учителей вальдорфских школ этой Школы получили государственную аккредитацию, затем в рамках Болонского процесса курсы были разделены на бакалавриат имагистратуру, которые также были аккредитованы[35][аффилированный источник?].

В 1973 году основан Институт вальдорфской педагогики Виттен/Аннен, получивший государственную аккредитацию в 2009 году[источник не указан 20 дней][36][37].

История[править | править исходный текст]


Рост числа вальдорфских школ в мире по 2009 г.

Рудольф Штайнер написал свою первую книгу об образовании, «Образование ребёнка», в 1907 г.

Первая школа, основанная на этих принципах, открылась в 1919 г. в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего Сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория в Штутгарте, Германия, это послужило источником имени «Вальдóрфская», которое в настоящее время является торговой маркой для использования совместно с учебным методом.

Штутгартская школа росла быстро, открывались параллельные классы, и к 1938 г., вдохновленные успехами первой вальдорфской школы и её педагогическими принципами, были основаны вальдорфские школы в других городах Германии, а также в США, Великобритании, Швейцарии,Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии. Политическое вмешательство нацистского режима в образование ограничило и в итоге закрыло большинство вальдорфских школ в Европе; пострадавшие школы, включая и первую, были снова открыты только после Второй мировой войны.[38]

Рост количества вальдорфских школ в мире к 2009 г. показан на графике.

Особенности методики[править | править исходный текст]


В этом разделе  не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. 
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. 
Эта отметка установлена 18 ноября 2011.

 

Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделён на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке иэвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).[39][40][41] Ритм дня может быть подчинён тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал даётся с учётом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.

Пособия[править | править исходный текст]

Основными педагогическими пособиями  являются многочисленные книги и  лекции Рудольфа Штайнера по педагогике, в том числе

  • Педагогическое значение познания человека и культурное значение педагогики (нем. Der pedagogische Wert der Menschenerkenntnis und der Kulturwert der Pedagogik);
  • Искусство воспитания в связи с сущностью человека (нем. Die Kunst des Erziehens aus dem Erfassen der Menschenwesenheit);
  • Методика обучения и предпосылки воспитания (нем. Die Methodik des Lehrens und die Lebensbedingungen des Erziehens);
  • Общее учение о человеке как основа педагогики (нем. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pedagogik);
  • Искусство воспитания. Методика и дидактика (нем. Erziehungkunst. Methodisch-Didaktisches);
  • Идея и практика вальдорфской школы (нем. Idee und Praxis der Waldorfschule).

Информация о работе Вальдорфская педагогика