Виды девиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
– вид нарушаемой нормы;
– психологические цели поведения и его мотивация;
– результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

Содержание работы

1. Виды девиации, показатели и критерии девиантного поведения
2. Таблица №1 « Влияние факторов мезосреды на социализацию
человека»
3. «Аддикция», трудоголизм как аддикция
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

СОЦ ПЕДАГОГИКА (1).doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Виды девиации, показатели и критерии девиантного поведения

2. Таблица №1 « Влияние факторов мезосреды на социализацию

человека»

3. «Аддикция», трудоголизм как аддикция

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды девиации, показатели и критерии девиантного поведения.

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

      Психологический  подход основан на выделении  социально-психологических различий  отдельных видов отклоняющегося  поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

      – вид  нарушаемой нормы;

      – психологические  цели поведения и его мотивация;

      – результаты  данного поведения и ущерб  им причиняемый;

      – индивидуально-стилевые  характеристики поведения.

Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

      У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

    

 В подростковом  возрасте наиболее распространены  уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

      У детей  чаще встречаются побеги из  дома, бродяжничество, школьные прогулы,  агрессивное поведение, злословие,  ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

       

Медицинская классификация  поведенческих расстройств

Медицинская классификация  поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе "Классификация психических и поведенческих расстройств"  называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):

F10-19 - психические и  поведенческие расстройства вследствие  употребления психоактивных веществ  (алкоголя; опиоидов; каннабиноидов;  седативных и снотворных веществ;  кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей; сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ);

F50-59 - поведенческие синдромы, связанные с физиологическими  нарушениями и физическими факторами  (расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием; психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероиды, витамины);

F63 - расстройства привычек  и влечений (патологическая склонность  к азартным играм; патологические  поджоги - пиромания; патологическое  воровство - клептомания; выдергивание  волос - трихотиломания; другие расстройства  привычек и влечений);

F65 - расстройства сексуального  предпочтения (фетишизм; фетишистский  трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм;  педофилия; садомазохизм; множественные  расстройства сексуального предпочтения). Заметим, что в данной редакции  гомосексуализм отсутствует.

     

МКБ-10 также включает типологию поведенческих расстройств  с началом, характерным для детского и подросткового возраста:

      F90 - гиперкинетические  расстройства;

      F91 - расстройства  поведения

      F91.0 - расстройства  поведения, ограничивающиеся семейным окружением;

      F91.1 - несоциализированное  расстройство поведения;

      F91.2 - социализированное  расстройство поведения;

      F91.3 - оппозиционно-вызывающее  поведение;

      F91.8 - другие;

      F91.9 - расстройство  поведения, неуточненное;

      F92 - смешанные  расстройства поведения и эмоций;

      F94 - расстройство  социального функционирования;

      F95 - тикозные  расстройства;

      F98.0 - неорганический  энурез;

      F98.1 - неорганический  энкопрез;

      F98.2 - расстройство питания в младенческом возрасте;

      F98.3 - поедание  несъедобного;

      F98.4 - стереотипные  двигательные расстройства;

      F98.5 - заикание;

      F98.6- речь  взахлеб.

     

Критерии определения  понятия "отклоняющееся поведение"

1. Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

2. Девиантное поведение  и личность, его проявляющая, вызывают  негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в "нормальную" жизнь.

Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

3. Особенностью отклоняющегося  поведения является то, что оно  наносит реальный ущерб самой  личности или окружающим людям.  Это может быть дестабилизация  существующего порядка, причинение  морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление "тяжелых" наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.

Данный признак означает, что отклоняющееся поведение  является разрушительным: в зависимости  от формы - деструктивным или аутодеструктивным. На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе девиантов. Но тот же подросток, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.

4. Рассматриваемое поведение  преимущественно можно охарактеризовать  как стойко повторяющееся (многократное  или длительное). Так, если ребенок  семи лет один раз взял без  спросу небольшую сумму денег  у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным.

     

                                                                                                                   

2. «Влияние факторов мезосреды на социализацию человека».

                                                                                                                  таблица №1

Факторы мезосреды

Характеристика факторов мезосреды

1. Регион

 

 

 

 

 

 

 

Регион - часть страны, представляющая собой целостную социально-экономическую систему, обладающая общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием, это пространство, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и культурных богатств.

2. Средства массовой коммуникации

Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

3. Субкультура

Субкультура - совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее  ярко выраженных признаков: специфический  набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

4. Тип поселения

4.1 Сельские поселения

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает буквально полжизни селян - в среднем 181 день в году); набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи.

4.2 Город

Тип поселения, для которого характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.

4.3 Малый город

Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические  условия для социализации своих  жителей, поэтому он и выделен  для специального рассмотрения.

Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфический социально-психологический климат.

4.4 Поселок

Поселок - это специфический для  России (а также ряда республик  бывшего СССР) тип поселения. Поселок - абсолютно или относительно территориально ограниченная концентрированная форма  расселения людей:

а) эмансипированных от сельского  образа жиз¬ни;

б) не укорененных в городском  образе жизни;

в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города.

4.5 Муниципальная система социального  воспитания

Муниципальная система социального воспитания представляет собой совокупность планомерно создаваемых в муниципальном образовании (город, район города, сельский район) условий для позитивного развития и духовно-ценностного ориентирования его жителей.

Информация о работе Виды девиации