Виды и роль труда в сенсорном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

В. А. Сухомлинский считал: « Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать». А К.Д. Ушинский писал: «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку трудиться». Труд - нравственный высший принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду. В дошкольном возрасте происходит становление основных видов дея-тельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Труд.docx

— 39.53 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 

В. А. Сухомлинский считал: «  Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать». А К.Д. Ушинский писал: «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку трудиться». Труд - нравственный высший принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду. В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. В настоящее время определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание.

1. ПОНЯТИЕ - ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. РОЛЬ И ЗАДАЧИ ТРУДА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. 

Цель трудового  воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

Задачи трудового  воспитания.

Трудовое воспитание детей  дошкольного возраста включает три  группы задач. Первая группа определяет педагогическое влияние на формирование самой трудовой деятельности и включает: 
1. Последовательное формирование у детей умений осуществлять трудовые процессы. Генетически ребенок сначала осваивает результативные трудовые действия, а затем в младшем и среднем дошкольном возрасте учится самостоятельно осуществлять трудовые процессы: ставить цель, отбирать в соответствии с ней материалы и инструменты, располагать их рационально на рабочем месте, выполнять последовательно ряд трудовых действий, достигать результат, соответствующий цели, убирать на место трудовое оборудование, приводить в порядок рабочее место. 
2. Своевременное формирование у детей умения осуществлять доступные им виды труда, включающие наборы трудовых процессов. Решение этой задачи предполагает освоение детьми умения ставить более широкие комплексные цели, с учетом обстановки планировать их реализацию: предусматривать определенные трудовые процессы, определять последовательность их выполнения и осуществлять их, распределять трудовые процессы между участниками труда, достигать результат в соответствии с целью. 
3. Формирование первоначальных общественных мотивов трудовой деятельности. Вначале ребенка побуждает к трудовой деятельности интерес к предметам и действиям с ними. Однако нестойкий интерес к предметам, многообразие действий часто приводят к подмене трудовой деятельности игрой и затуханию интереса к труду. Интерес же к достижению результата труда, который возникает в младшем и укрепляется в среднем возрасте, делает процесс труда

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Привлечение ребенка к труду способствует формированию у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Своевременное трудовое воспитание - эффективное средство подготовки ребенка к системе в школе.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при  условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребенок приобретает умение планировать деятельность. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как  одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был заинтересован ребенок, целью труда, не владея трудовыми  навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

 

2. ПОНЯТИЕ – СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТРУДА.

Успешность трудового  воспитания в значительной степени  зависит от уровня сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

Процесс развития сенсорных  способностей стоит направлять. Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста.

В процессе труда   проверяются  и уточняются уже сформированные представления детей. В связи  с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию трудового процесса.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и их пространственное отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов. В программу сенсорного воспитания включены способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости, сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости.

Программой сенсорного воспитания предусмотрено овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями, которая облегчит  ребенку ориентировку в окружающем мире, поможет увидеть знакомое в незнакомом, заметить особенности незнакомого и накопить новый сенсорный опыт.

  Система сенсорных эталонов - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Сенсорное воспитание осуществляется в неразрывной связи с разнообразной деятельностью детей. Успешное овладение той или иной деятельностью зависит от совершенствования и развития сенсорных процессов, т.е. от восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому воспитатель организует обследование - специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Правила для общих видов обследования: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выделение их признаков (форма, величина, цвет, материал); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению  основным частям ; повторное целостное восприятие предмета. Точно так же решаются задачи сенсорных представлений в различных видах трудовой деятельности дошкольников.                                                                          

Виды труда  дошкольников в сенсорном развитии.

Труд детей в детском  саду многообразен. Это позволяет  поддерживать у них интерес к  деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. В процессе любого вида труда решаются задачи сенсорного развития. Дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация рук и глаз. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой. Важно научить детей самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться и раздеваться, убирать постель и готовить рабочее место. С этой целью дети   обучаются совершать действия в определенной последовательности, а взрослый,  показывая, как это делается сопровождает каждое свое действие комментарием.

Формирование  навыков самообслуживания происходит постепенно. К примеру, при обучении умыванию ребенку сначала показывают и объясняют самые простые действия (сначала действия выполняются с помощью взрослого): смочить руки, потереть ладони и тыльную часть рук. После усвоения этого требования усложняются и  далее, к примеру, обучают заворачивать рукава. После овладения ребенком этим навыком, ему предъявляются более высокие требования к качеству умывания.

Для малышей важно слышать, как они справились с заданием, и в этом отношении нужно отметить что-нибудь положительное.

Навыки самообслуживания   формируются   и в процессе питания. Повседневные упражнения позволяют научиться   к 3 годам есть быстрее и аккуратнее. Во время приема пищи важно  обратить внимание  не только на аккуратность на столах и напомнить, что надо стараться не проливать и не крошить, чтобы сохранить этот порядок, но и обратить внимание на вкусовые качества блюд. Наблюдая, как кушает ребенок и при необходимости  напоминать, как правильно держать ложку, сколько брать пищи и т.д. Все это лучше делать незаметно, не отвлекая других от еды.

Детям  3-го года жизни сложно дается одевание и раздевание, на обучении которым уходит много времени, так как не достаточно развита мелкая моторика и координация движений. При обучении нужно  соблюдать определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Необходимо не только помогать ребенку одеться или раздеться, но одновременно побуждать его активно участвовать в самом процессе одевания, предлагая надеть или снять какие-то отдельные вещи, уточняя их цвет, размер или качества материалов.

Закрепления  навыка самообслуживания наиболее эффективно проходит в совместной деятельности со взрослым при ласковом, заботливом и доброжелательном отношении к ребенку.

Значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Совершенствуя навыки самообслуживания ребенок учится воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, приобретая новый сенсорный опыт.

Хозяйственно  – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.  

Этот труд как, не какой  другой, дает возможность воспитать  у детей аккуратность, желание  поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих  в хозяйственно бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно разнообразнее, чем в младшем.

Правильное участие детей  в хозяйственно-бытовом труде  начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и  духовные возможности маленького ребенка, дают ему возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.

Информация о работе Виды и роль труда в сенсорном развитии