Виды и роль труда в сенсорном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

В. А. Сухомлинский считал: « Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать». А К.Д. Ушинский писал: «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку трудиться». Труд - нравственный высший принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду. В дошкольном возрасте происходит становление основных видов дея-тельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Труд.docx

— 39.53 Кб (Скачать файл)

В процессе хозяйственно - бытового труда создаются возможности  для формирования у детей бережного  отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Необходимость в данном труде  в детском саду и дома возникает  постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например: в течение нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с нее пыль. Или ребенок захотел рисовать и он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, тут же начинает их подтачивать. Здесь формируются представления о внешних свойствах предметов. После этого ребенок должен собрать сор, отнести его в определенное место.

В быту постоянно возникает  необходимость потрудится: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей не только привычки к трудовому усилию, но и обогащается сенсорный опыт.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не обязательно чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков для стирки кукольного белья, рядом клеенка, которую стелют на пол перед стиркой, неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски для раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и прочие, детям будет легче приготовиться к работе.

Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирает тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со стола, вытереть фартуки.

Удобное расположение приучает детей к определенному порядку  в работе и ее организации.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании хозяйственно-бытового труда взрослых, его общественной направленности, вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание заниматься данным трудом, воспитатели используют в каждой возрастной группе в дошкольном учреждении различные формы организации трудовой деятельности детей, все средства воспитательно-образовательного процесса.

По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает  развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Разнообразный труд в природе - это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовой деятельности в целом, а также сознательное и ответственное отношение к ней.

Труд в природе имеет  большое образовательное значение. Он расширяет кругозор, и позволяет приучить детей к коллективному труду, помогать друг другу и действовать сообща.

Следует отметить большое  значение труда в природе в  сфере сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия.

В процессе работы в уголке природы в группе и во время труда на участке ребенок имеет постоянный непосредственный контакт с природными материалами (почвой, семенами,  листьями растений,  веточками,  грунтом, камешками,  плодами, орехами,  водой и многим другим), имеющими разнообразные свойства и качества. Дети, трудясь в природе, получают хорошую «пищу для ума» через восприятие. Одно из основных условий успешной деятельности детей – это обучению их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д. Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений – отличать стебли и листья культурных растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например, при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого- либо культурного растения важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков стебля и листьев.

Труд в природе имеет  и ряд других, очень ценных преимуществ  для всестороннего развития дошкольников:

  • в процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными;
  • создаются благоприятные условия для физического развития (предметом пристального внимания оказываются в настоящее время вопросы физического и экологического воспитания детей, и это не случайно, так как ухудшение здоровья дошкольников, отмечаемое в последние годы, во многом зависит от их экологического образования.)
  • удовлетворяются эстетические потребности детей;
  • формируется интерес к труду взрослых;
  • усваиваются связи между человеком и природой (только с помощью труда человека растение развивается и даёт плоды.
  • труд в природе помогает развить чувство коллективизма;
  • помогает воспитать бережное отношение к природе.

Но, очень важно знать  то, что труд в природе будет  иметь воспитательно-образовательное значение только в том случае, если его правильно организовать.

 Труд должен отвечать  определённым гигиеническим и  педагогическим требованиям:

  • должен быть разнообразным по содержанию;
  • регулярным;
  • посильным;
  • должен постепенно усложняться;
  • в труде должны формироваться практические навыки в единстве со знаниями;
  • безопасным;
  • труд никогда не должен применяться в виде наказания!

В подготовительной к школе  группе детей следует привлекать к сбору овощей на огороде, семян; сбору осенних листьев. Зимой  дети могут помогать сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зелёный корм для птиц и животных, находящихся в живом уголке группы. Весной дети могут сеять семена, летом - рыхлить почву, поливать клумбы.

Наблюдения и труд на участке  в подготовительной к школе группе организуют фронтально, или отдельные трудовые поручения распределяются между группами и звеньями. Весной можно использовать форму организации детей по звеньям: каждое звено получает длительное трудовое поручение по уходу за определенной, грядкой или клумбой, за тем или другим домашним животным, живущим на участке. Длительные поручения дают и индивидуально.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что труд детей дошкольного возраста в природе очень важен для  их развития, он носит воспитательно-образовательный характер и всесторонне развивает дошкольника.

Посильная и интересная работа доставляет огромную радость детям, а это – основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Во время детского труда  полезно использовать пословицы, загадки, занимательный материал. Это поможет больше активизировать детей и доставит им больше удовольствия от общения с природой. 

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают  элементарные представления о свойствах  различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.

Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая  с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом (листьями, желудями, соломой, корой) дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, сенсорное воспитание в трудовой деятельности является основой организации чувственного опыта детей. Именно в освоении трудовых навыков создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным.  

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Венгер Л.А. Воспитание  сенсорной культуры ребенка от  рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.

2. Дидактические игры  и упражнения по сенсорному  воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение,1978.

3. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н Година. - М.: Просвещение, 1983. 
 
4. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1988. 
 
5. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986. 
 


Информация о работе Виды и роль труда в сенсорном развитии