Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:40, реферат
Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов.
Введение 2
Виды исследовательской деятельности студентов. 3
Структура научной самостоятельной работы студентов в вузе 4
Формы научной самостоятельной работы в вузе 6
Самостоятельная научная исследовательская работа студентов 10
Виды научно-исследовательской самостоятельной работы студентов 12
Заключение. 17
Список источников. 18
Подготовка доклада для выступления на семинарском занятии включает в себя подбор из списка литературы, предлагаемого в УМК по дисциплине, ее просмотр и отбор; составление конспекта выступления – подобранный материал анализируется, приводится в систему согласно плану семинарского занятия, его целям и логике.
Доклад с результатами проделанного исследования, как правило, не должен по времени превышать 10-15 минут.
Особенно интересны доклады, построенные с элементами проблемности, содержащие интересные факты, примеры, ситуации.
Отличительной особенностью учебного доклада от научно - исследовательского в том, что студент, как правило, пользуется предложенными рекомендациями в определении целей занятия, его планом, подбором списка литературы, который изложен в учебно-методическом комплексе по изучаемой дисциплине.
Если доклад готовится как сообщение о результатах научно - исследовательской работы студента в составе творческого коллектива, под руководством преподавателя, то его структура, этапы подготовки и оформление имеет свои особенности:
Любой доклад после письменного изложения сообщается в виде устного выступления, которое отражает содержание выполненной работы. Устный доклад может сопровождаться компьютерной презентацией.
Курсовая работа - научно-исследовательская работа экспериментального, теоретического или реферативного характера.
Курсовая работа экспериментального характера включает обзор литературы по заданной теме и результаты собственного экспериментального исследования с обязательным их обсуждением.
Теоретическая работа должна содержать обзор литературы а также оригинальное теоретическое исследование с обсуждением полученных результатов.
Реферативная работа представляет собой полный и систематизированный критический обзор литературы по конкретной научной проблеме.
Темы курсовых работ, как правило, отражают актуальные теоретические и практические проблемы психолого-педагогических, социальных или специальных дисциплин, утверждены на кафедрах, на которых осуществляется их выполнение. Сама работа характеризует глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрения, содержит четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования, а также программу эмпирического исследования.
Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя - научного руководителя, который назначается кафедрой. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность.
Система курсовых работ, выполняемых студентами начиная со 2 курса по всем дисциплинам, подготавливает студентов к выполнению более сложной задачи – выпускной квалификационной работы.
Выпускные квалификационные работы в гуманитарных вузах выполняются, как правило, в виде дипломной работы или дипломного проекта, согласно «Положению о ВКР ».
Дипломная работа – это самостоятельное исследование, которое должно продемонстрировать глубокие знания автора по выбранной теме, его подготовленность по специальности в целом, умение анализировать собранный материал, сообщать различные наблюдения.
Тема дипломной работы определяется совместно со студентом и его научным руководителем (консультантом) и представляется на кафедру согласно календарным срокам для утверждения.
Дипломная работа является показателем
степени усвоения студентом умений
и навыков научной
В дипломной работе можно выделить теоретическую, методическую и экспериментальную части.
Теоретическая часть включает в себя – обоснование актуальности и практической значимости выбранной темы; выделение проблемы, изучению которой посвящена данная работа; формулировку и обоснование предмета, объекта, целей и задач изучаемой проблемы; постановку исследовательских задач; формулировку рабочих гипотез; анализ степени изученности проблемы, обзор литературы, анализ различных подходов к рассматриваемой теме; определение основных понятий; выделение классификаций, форм и методов; анализ особенностей и возможностей учебных дисциплин, в рамках которых происходит практическая проверка теоретических положений работы.
Методическая часть работы раскрывает умения и навыки студента проверить и доказать теоретические положения на практике, в рамках учебной дисциплины, определяемой специальностью студента.
Экспериментальная часть работы показывает научные умения студентов в применении и проверке основных результатов работы с использованием психолого-педагогической диагностики и состоит, как правило, в обобщении опыта работы учителей с помощью наблюдений, опроса, анкетирования в период прохождения производственной практики на 4-5 курсах.
После выбора темы, составления плана работы, определения основного списка литературы студент совместно с руководителем составляет индивидуальный график работы над дипломом.
Важное значение для
студентов профессионального
.
При прохождении педагогической практики студентам выдаются индивидуальные задания, например:
Рассмотрим теперь научно-исследовательскую самостоятельную работу студентов, основной целью которой является повышение профессионально – творческого уровня студентов, совершенствование форм привлечения студенческой молодежи к фундаментальным исследованиям; использование творческого потенциала студентов для решения актуальных проблем современной науки и практики.
Основными задачами самостоятельной научно-исследовательской работы со студентами являются:
В зависимости от содержания и порядка осуществления все многообразие самостоятельной работы и мероприятий НИРС по их отношению к учебному процессу может быть классифицировано по трем основным видам (рисунок 3).
Рис. 3
Основными формами научно-
Самостоятельная научно-исследовательская работа студентов организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время. В учебное время научно - исследовательская работа проводится, как правило, со студентами, успешно обучающимися по учебным или индивидуальным планам. Она может предусматривать также выполнение исследовательских курсовых работ или проектов, выпускных квалификационных работ, других видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер. Во внеучебное время научно - исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе научных кружков, семинаров, различных научных конференций, научная работа студентов факультета, участие научных работ студентов в различных конкурсах и конференциях, проводимых вне рамок университета.
Особенность организации научной самостоятельной работы является ее комплексный характер, т.е. система научной и учебной работы должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом комплексной системы НИРС является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно. Например, на 1-м и 2-м курсах целью и основным содержанием всей работы должно быть формирование у студентов в ходе общенаучной подготовки перспективных навыков, умений и приобретение простейших знаний, необходимых для выполнения научной работы, обучение основам самостоятельной работы, развитие нестандартного мышления, умение анализировать учебно-воспитательный процесс в теории и практике и др. Здесь может быть полезна реферативная работа и научные исследования в рамках лабораторных работ, учебной педагогической практики. На 3-м курсе, в ходе психолого - педагогической и специальной подготовки, выполнения небольших самостоятельных исследований и заданий творческого характера, происходит формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств проведения исследований и обработки результатов. На этом этапе должно стать обязательным участие во внутривузовских конференциях, конкурсах научных работ. В ходе изучения многих дисциплин студенты выполняют курсовые работы. Усложняются задачи и формы научно - исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный творческий характер. На 4-м и особенно на 5-м курсах дальнейшее формирование, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, развитие, творческого мышления и подхода к решению конкретных задач, умения самостоятельно принимать и реализовать решения, использование полученных знаний на педагогической практике происходит главным образом в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы студентов по индивидуальному заданию. Поэтому необходимо иметь в своем активе участие в конференциях, конкурсах всех уровней, проведение научных исследований под руководством сотрудников университета, всероссийском конкурсе научных работ Минобразования РФ, конкурсах грантов.
Информация о работе Виды и задачи исследовательской деятельности студентов