Виды и задачи исследовательской деятельности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:40, реферат

Описание работы

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов.

Содержание работы

Введение 2
Виды исследовательской деятельности студентов. 3
Структура научной самостоятельной работы студентов в вузе 4
Формы научной самостоятельной работы в вузе 6
Самостоятельная научная исследовательская работа студентов 10
Виды научно-исследовательской самостоятельной работы студентов 12
Заключение. 17
Список источников. 18

Файлы: 1 файл

Контольная работа по методологий Богданова Ольга, гр 3421.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, одной из форм научной самостоятельной работы в ВУЗе является участие студентов в работе со школьниками города в рамках, например, малого математического факультета, малой физической академии и др. Студенты, которые принимают участие в работе малых факультетов, работают, как правило, с одаренными детьми. Под руководством преподавателей они разрабатывают задания для детей, развивают у них специальные способности, развивают интерес к познавательной деятельности.

Организация учебного процесса наиболее эффективна, если она проходить с учетом современных достижений науки, систематического обновления всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий. Особое внимание необходимо обратить на синтез теоретического и практического обучения в этой области с получением конкретных результатов, воплощенных в самостоятельные научные работы, статьи, апробированные технологии, выполненные, естественно, с поправкой на возраст авторов.

Разработка плана по специальности ведется совместно  кафедрами общественных наук, общенаучных, общетехнических, профилирующих дисциплин и выпускающей кафедрой. Координирует работу выпускающая кафедра, которая предварительно формирует конкретные требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам специалиста.

Рассмотрим такую форму  научной исследовательской самостоятельной работы студентов, как участие в работе предметных кружков.

Данная форма НИРС чаще всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают общенаучные и общефакультетские и предметные кафедры. Кружок может объединять членов группы, курса, факультета, а иногда - и всего института.

Работа кружков, как  правило, выглядит следующим образом.

На организационном  собрании, проходящем приблизительно в начале семестра, происходит распределение тем докладов и рефератов выборным путём, после чего преподаватель указывает на наличие для каждой темы основной и дополнительной литературы и рекомендует в ближайшее время продумать план работы. Темы докладов определяются ведущей предметной направленностью кружка – гуманитарной, естественно-научной, социальной и др. Преподаватель совместно со студентами обсуждают примерный список тем, план работы кружка, время консультаций и работа кружка.

Затем начинается главная  и основная работа кружка. На первых порах основная роль принадлежит его руководителю. Именно от его опыта, таланта и терпения зависит, перерастет ли первоначальное любопытство, интерес к предметной области в устойчивую познавательную потребность, стремление к научно-исследовательской деятельности. Необходимо наблюдать и работать с каждым студентом, стараться увидеть проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе научной работы. Необходимо формировать у студента критическое осмысление подготавливаемых им материалов, вовлекать его в дискуссию, обсуждение не только его, но и темы других студентов, учить оценивать ситуацию с различных точек зрения.

На первых занятиях кружка необходимо обсудить со студентами что  такое научная самостоятельная работа, каковы достижения у вуза в данном вопросе, какие цели, задачи, направления, перспективы и возможности реализации научного потенциала студентов. Также необходимо провести несколько лекционных и практических занятий по методам и способам научного исследования, работе с литературой, по использованию научного аппарата.

Дальнейшая работа кружка связана с готовностью основной части тем, т.е. составляется график выступлений, и начинается заслушивание готовых докладов. Как правило, на одном заседании кружка заслушивается не более двух выступлений, так как только в данном случае можно подробно обсудить каждый доклад, задать вопросы и получить развёрнутые ответы на них. Кроме того, большое количество докладов трудно для восприятия, и может снизиться активность и заинтересованность членов кружка.

Формами подведения итогов работы кружка могут стать конкурс докладов, участие в предметных олимпиадах и научных конференциях, участие в кафедральных заседаниях во время Недели науки в университете с последующей же публикацией тезисов лучших работ в научных сборниках ВУЗов.

Для непосредственного руководства работой научных кружков на кафедрах и факультетах назначаются научные руководители из числа профессорско – преподавательского состава и научных лабораторий ВУЗа. Научные руководители осуществляют работу со студентами с учетом их интересов, индивидуальных способностей и наклонностей.

В ВУЗе такие кружки традиционно организуются при кафедрах истории, философии, факультете дополнительного образования и др.

Самой распространенной формой научно-исследовательской работы является участие студентов в кафедральных конференциях, круглых столах, которые проводятся во время университетской Недели науки. Студенты не только выступают с докладами о проделанной совместной с преподавателем работе, но и имеют возможность опубликовать тезисы своих выступлений. Все чаще студенты привлекаются к участию во внутривузовских и внешних конференциях. Кроме того студенты принимают участие в студенческих Всероссийских и Международных конференциях, форумах.

На конференции молодые  исследователи получают возможность  выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов тщательно готовить выступление, развивая его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы, т.к. слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а также выделить для себя свои сильные стороны.

Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых.

Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач.

Участие в предметных Олимпиадах различного уровня позволяют привлекать к научно-творческой самостоятельной работе наиболее успешных студентов, так как для участия в них требуется, с одной стороны, достаточно высокая теоретическая подготовка, а с другой стороны, - умение выступать перед разной аудиторий, проявлять свои творческие, организаторские способности и т.д. В университете ежегодно проводятся олимпиады по психологии, математике, информатике, иностранному языку и др. Причем для участия в них приглашаются не только студенты нашего вуза, но и школьники нашего города и районов, обеспечивая своеобразную преемственность по линии «школа – вуз».

Научно-исследовательская  работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кружка, конференции, написанием курсовой работы и т.д.

Немаловажную роль играет система поощрений студентов  и преподавателей, наиболее активно участвующих в научной работе.

Преподаватели, которые  осуществляют руководство кружком, научной самостоятельной работой студента, может учитывать результаты их работы при оценке знаний (экзамены, зачеты и др.) на различных этапах обучения.

Студенты, добившиеся высоких результатов в научно - исследовательской работе и активно участвующие в творческой деятельности факультета и университета, выдвигаются на конкурсной основе на соискание именных стипендий, стипендий, учреждаемых различными фондами и организациями и, другими формами поощрения.

Лучшие студенческие доклады по результатам работы кружков, выступлениям на конференциях рекомендуются для бесплатной публикации в сборниках. Кроме того, лучшие студенческие работы представляются на конкурсы, выставки с награждением победителей грамотами, медалями, дипломами, присвоением звания лауреата.

За высокие результаты по итогам научной исследовательской  работы  лучшие студенты поощряются морально и материально – грамотами, дипломами, премиями.

Выпускники высшего  учебного заведения, выполнившие за период обучения ряд научных работ, включенных в отчеты по научным работам, опубликовавшие в печати или получившие высокую оценку на конкурсах, в первую очередь составляют потенциал для поступления в аспирантуру.

 

Заключение.

 

Исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.

 Общество получает  достойного своего члена, который,  обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.

 Ведь самая большая  награда для него - это действительно  образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.

 Рассмотрены все  известные виды исследовательской деятельности, а также решена проблема улучшения последней с помощью организации непрерывной работы, когда студент, поднимаясь по лестнице знаний, не только учится эффективно и плодотворно работать, затрачивая при этом много свободного времени и сил, но и получает от процесса восхождения большое удовольствие, потому что приобретённые им знания помогут ему как в работе и учёбе, так и в личной жизни, и дадут ему возможность прожить, не зная слова «скука».

 

 

Список источников.

 

  1. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. -  М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
  2. Исследовательская деятельность студентов: Учебное пособие /Авт.-сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. – (Учебное пособие).
  3. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. Для студ. средн. пед. учеб. Заведений / Е. В.  Бережнова, В. В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 128 с.
  4. П. И. Образцов Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»).
  5. www.it- n. ru/attachment. aspx

Информация о работе Виды и задачи исследовательской деятельности студентов