Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 21:16, реферат
Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных учреждениях требует усовершенствования. Она так и не заняла важного места в жизни детей, что объясняется недооценкой воспитателями ее роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм. Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных заведениях [2,16].
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ: ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИССЕРСКИХ ИГР 4
2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 7
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИГР В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 11
4. РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ:
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИССЕРСКИХ ИГР
2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 7
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ ИГР В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
4. РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОГО
ПЛАНА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕЙ
ГРУППЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре.
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни [2,12].
Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития.
Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных учреждениях требует усовершенствования. Она так и не заняла важного места в жизни детей, что объясняется недооценкой воспитателями ее роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм. Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных заведениях [2,16].
Детские игры - явление неоднородное. Игры очень разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.
Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры - Е.М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие.
Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему, ребенок развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя [1].
В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, взятые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей. Для этих игр в их развитой форме свойственно комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки. Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.
В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т. е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного - двух персонажей[1] .
Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). В дошкольном учреждении дети пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за кустами, верандой и т. д. Игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате можно организовать зоны, специально предназначенные для разнообразных игр. Игровое пространство должно быть удобным и понятным для ребёнка, давать возможность играть самому.
Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство детей. Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.
К сожалению, типовые проекты зданий не учитывают потребность ребенка в индивидуальной игре. Но во многих дошкольных учреждениях предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые архитектурные новации: в групповой комнате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т.п. Используется крупное игровое оборудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.
Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка, его воображения.
2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Сюжетная игра может строиться как цепочка условных действий с предметами, как цепочка специфических ролевых взаимодействий, как последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности ребёнка представлены все способы построения сюжетной игры, тем более разнообразные тематические содержания может он в неё включать, и тем больше у него свободы в самореализации.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей [2,59].
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими. Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр[3,77] .
Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста.
К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные игровые действия. Задача воспитателя - сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой или воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое взрослым, а затем сверстником.
Для детей 4 года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.
Задача воспитателя при работе с детьми 4 года жизни - построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.
Задача воспитателя в работе с детьми 5 года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Эти умения являются залогом будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Для того
чтобы действительно
Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование. Дошкольники 6 лет готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры [1].
Разносторонность организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками, указывает на ее значение. Через сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют. Возможность выразить негативные чувства, которые ребенок еще не может воплотить в слово и достаточно ясно осознать, помогает ему в дальнейшем совладать с реальными жизненными проблемами.
Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира [3,99].