Виды занятий на уроках чтения и письма в букварный период в школе для детей с ТНР.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение вопроса об обучения детей с ТНР чтению и грамоте в букварный период.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
рассмотреть каким образом происходит обучение грамоте детей с ТНР.
рассмотреть каким образом происходит обучение чтению детей с ТНР.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………………..3
2.Глава 1.Обучение грамоте…………………………………………………………….4
3.Глава 2.Обучение чтению……………………………………………………………..9
4.Заключение…………………………………………………………………………....12
5.Список использованной литературы………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Реферат Обучение чтению и грамоте детей с ТНР.doc

— 72.24 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки  Российской Федерации

ГОУ ВПО «Псковский государственный университет»

 

 

 

 

Кафедра специальной психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему : Виды занятий на уроках чтения и письма в букварный период в школе для детей с ТНР.

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Выполнила: студентка 3 курса

      Факультета психологии

Отделения логопедии

Дмитриева Анастасия Викторовна.

 

 

 

 

 

 

 

Псков, 2013

 

 

 

 

 

Оглавление.

1.Введение………………………………………………………………………………..3

2.Глава 1.Обучение грамоте…………………………………………………………….4

3.Глава 2.Обучение чтению……………………………………………………………..9

4.Заключение…………………………………………………………………………....12

5.Список использованной литературы………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Реферат посвящен теме обучения детей школы пятого вида чтению и грамоте в букварный период.

Данная тема представляет собой особую актуальность, так как все у большего числа детей наблюдается речевая патология. А между прочим речь- это важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».

Целью данного реферата является рассмотрение вопроса об обучения детей с ТНР чтению и грамоте в букварный период.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • рассмотреть каким образом происходит обучение грамоте детей с ТНР.
  • рассмотреть каким образом происходит обучение чтению детей с ТНР.

Структурно реферат состоит из введения, двух глав в основной части и заключения. В первой части рассматривается обучение детей грамоте. Во второй- обучение чтению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Обучение грамоте.

Задача: рассмотреть, каким образом происходит обучение грамоте детей с ТНР.

В период обучения грамоте  у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Букварный период может продолжаться в течение 3-х и более лет обучения (учитывая степень подготовленности детей, их познавательные интересы).

 

Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звука из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения.

 

Самыми простыми для изучения являются гласные. Их легко выделить в начале слова и под ударением. Кроме того, они необходимы для образования и чтения слогов.

 

Первыми изучаются гласные; «а», «у», «о», «и», а из согласных сонорные и длительные глухие: «м», «с», «х», «ш», «л», «н», «р». Они легко выделяются, как в начале, так и в конце слова. Главным же является достаточная легкость слияния их в слоги. Следующими по сложности являются глухие: «к», «т», «п». Они просты по произношению, легко выделяются в начале и в конце слова, но трудны для слияния в слоги. Звонкие согласные «в», «з», «ж» изучаются позднее из-за сложности их произношения и возможности выделения только в начале слова. В то же время длительное произнесение позволяет сливать их в слоги без особого затруднения.

 

Наиболее сложными для чтения являются согласные «б», «г», «д», аффрикаты «ц», «ч», щелевой «щ». Большую трудность эти звуки представляют для слияния их с гласными. Произношение аффрикат чаще всего нарушено. В речи умственно отсталые дети заменяют одним из составляющих звуков: «ц» - «т», «с», «ч» - «т», «щ».

 

При изучении слоговых структур следует соблюдать также определенную последовательность. Наиболее легко воспринимаются и воспроизводятся слоги, составляющие слова типа «ау», «уа». Следующими по трудности являются обратные слоги (ом, ум). В данном случае осуществляется последовательное чтение, т. е. каждый звук читается также, как при изолированном произнесении.

Наибольшую трудность для чтения представляет прямой открытый слог (ма). Сложность заключается в том, что в этом слиянии нет последовательного чтения, как в обратных слогах, хотя здесь опорным является согласный звук. Овладение прямым открытым слогом подготавливает к чтению закрытого слова (сом, хор).

 

Следующими по трудности являются прямые открытые и закрытые слоги в мягком варианте с гласными «и». Самыми сложными являются слот и сочетания согласных (кран, волк).

 

При подборе для чтения слов главное внимание уделяется, наряду с частотой употребления их в разговорной речи, доступности лексики для учащегося. Формирование техники чтения неотделимо от работы, направленной на понимание читаемого. Техника чтения и понимание читаемого - процессы, связанные между собой и взаимно обуславливающие друг друга.

 

Можно выделить 4 этапа букварного периода обучения грамоте.

 

На I этапе изучаются;

 

§   звуки и буквы «а», «м», «у», «л», «о», «с», <а»;

 

§   обратные слоги, которые на первых порах соответствуют словам (ом, ах, ох, ух, ус):

 

§   прямые открытые слога (ма, са, ха);

 

§   слова, состоящие из усвоенных слогов (ма-ма, са-ма, Са-ша).

 

Основными задачами I этапа букварного периода являются:

 

§   усвоение звуков и букв. Учащиеся должны правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, различать их в словах, определять, есть ли указанный .-звук в данном слове, выделять первый и последний звук, соотносить звук с буквой;

 

§   образование из усвоенных звуков и букв обратных слогов, умение читать эти слоги с протяжным и кратким произношением гласных;

 

§   образование и чтение прямого и открытого слога. Сравнение обратных и прямых открытых слогов. Чтение слов их этих слогов;

 

§   составление слов из усвоенных слогов, чтение их.

 

На II этапе изучаются:

§   звуки и буквы «ш», «л», «ы», «я», «р»;

 

§   обратные и прямые открытые слоги из вновь изученных звуков и букв;

 

§   трехбуквенные закрытый слог (сом, хор);

 

§   слова, состоящие из усвоенных слоговых структур (ра-ма, но-ра, уш-ла);

 

§   короткие предложения (Ма-ма уш-ла. Ма-ша ма-ла. Ла-ра мы-ла ра-му).

 

Задачи II букварного этапа обучения грамоте:

 

§   повторение пройденных звуков и букв и усвоение новых. Умение соотносить звуки с соответствующими буквами, различать их местонахождение в словах (в начале или в конце);

 

§   образование обратных и прямых слогов, умение читать эти слоги протяжно и кратко;

 

§   составление и чтение трехбуквенных закрытых слогов и слов;

 

§   составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур и предложений из этих слов.

 

На III этапе изучаются:

 

§   звуки и буквы «к», «п», «т», «в», «з», «ж», «б», «г», «д»,«и», «.и», «ь»;

 

§   обратные, прямые и закрытые слоги с буквой «ы» как показателем мягкости предыдущего согласного (ки, кит);

 

§   слова, состоящие из усвоенных слоговых структур (мак, мой, мир, пил, пи-ла, гор-ка);

 

§   предложения н короткие тексты.

 

Задачи III этапа букварного периода обучения грамоте:

 

§   повторение пройденных звуков и букв и усвоение новых. Умение соотносить звуки и буквы, различать местонахождение в словах (в начале, середине, конце слова). Овладение слиянием взрывных звонких согласных с гласными «и», «у», «о», «ы»;

 

§   образование и чтение слогов с мягкими согласными, сравнение слогов с твердыми н мягкими согласными;

 

§   составление и чтение слов в твердом и мягком вариантах разной слоговой сложности;

 

§   чтение предложений с усвоенными словами, подписей под картинками, текстов по букварю, работа над иллюстрациями к тексту.

На IV этапе изучаются:

 

§   звуки и буквы «е», «е», «ю», «я», «у», «ч», «щ», «ф», «з»,буква «ъ»;

 

§   слоги с йотированными гласными, когда они стоят в начале слова, и после гласных (я-ма, мо-я);

 

§   слога с йотированными гласными как показатель мягкости предшествующего согласного (Ле-на, Лю-ба, Ал-ла);

 

§   слоги с вновь усвоенными согласными, гласными «э» и буквой «ъ»;

 

§   слога с сочетанием двух согласных в начале слова (пра-, кни-);

 

§   слоги с сочетанием двух согласных в конце слова (мост, волк);

 

§   слова, состоящие из усвоенных слоговых структур, предложения, тексты.

 

Задачи IV этапа букварного периода обучения грамоте:

 

§   повторение пройденных букв и звуков, усвоение новых, различение их местонахождения в слове и овладение звукобуквенным анализом;

 

§   образование и чтение слогов разной слоговой сложности с усвоенными звуками и буквами;

 

§   овладение чтением слогов с йотированными гласными в начале слова и после гласных;

 

§   овладение чтением слогов с твердыми и мягкими согласными;

 

§   образование и чтение слогов с сочетанием двух согласных в начале и конце слова;

 

§   образование и чтение слов из усвоенных слогов;

 

§   отчетливое послоговое чтение предложений и букварных текстов.

 

Работа по картинкам и иллюстрациям к тексту.

 

Таким образом, к концу букварного периода дети с глубоким нарушением интеллекта могут усвоить все звуки и буквы русского алфавита, научиться соотнести звуки и буквы, владеть навыками звукобуквенного и слогового анализа, уметь образовывать и читать слоги и слова разной степени сложности. Дети могут научиться читать предложения, короткие тексты, отвечать на вопросы по прочитанному и по иллюстрациям к тексту.

 

Для успешного обучения детей грамоте необходимо обеспечить каждый урок соответствующим оборудованием, ярким и доступным наглядным материалом.

Могут быть использованы следующие наглядные пособия:

 

§   касса печатных букв для демонстрации;

 

§   разрезная азбука для каждого учащегося;

 

§   касса слогов;

 

§   таблица слоговая;

 

§   таблицы для глобального чтения;

 

§   фишки для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки;

 

§   полоски длиной 90 мм и шириной 10 мм для обозначения предложения;

 

§   полоски для обозначения отдельных слов: длина 25 мм, ширина 10 мм;

 

§   индивидуальная касса для хранения полосок и фишек;

 

§   набор цветных карандашей;

 

§   предметные картинки;

 

§   большие карты с изображением животных, птиц (деформированные слова);

 

§   тетради в клетку, линейку;

 

§   буквари;

 

§   короткие палочки для показа учеником нужного рисунка в книге;

 

§   сюжетные картинки (для составления предложений).

 

Из всего сказанного следует, что обучение грамоте детей с ТНР имеет свои отличительные особенности, которые перечислены выше. Сам процесс обучения происходит несколько иначе, чем у детей без ТНР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Обучение чтению.

Задача: рассмотреть, каким образом происходит обучение чтению детей с ТНР.

   Обучение чтению в букварный период условно делится на три этапа.

При этом на первом этапе учащиеся знакомятся со звуками и буквами, их обозначающими: Аа, Уу, Мм, Oo, Xx, Сс, Нн, Ы, Лл, Вв, Ии; на втором этапе -- Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, Й, Ж, Бб, Дд, Гг, ь, и на третьем -- изучаются последние десять букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Информация о работе Виды занятий на уроках чтения и письма в букварный период в школе для детей с ТНР.