Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:33, курсовая работа
Цель: изучение влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников.
Задачи:
- Проанализировать научную литературу по проблеме исследования влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников.
- Провести исследования по выявлению влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников.
- Проанализировать результаты исследований.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблем влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников
1.1 Проблемы влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников в научной литературе
1.2 Возрастные особенности младших школьников
Глава 2. Организация экспериментального исследования влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников
2.1.Организация и методика исследования
2.2.Результаты экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.
Для дидактических
игр характерно наличие задачи учебного
характера - обучающей задачи. Ею руководствуется
взрослые, создавая ту или иную дидактическую
игру, но облекают её в занимательную
для детей форму.
Существенный признак дидактической игры
- устойчивая структура, которая отличает
её от всякой другой деятельности. Структурные
компоненты дидактической игры: игровой
замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило,
в названии игры. Игровые действия способствуют
познавательной активности учащихся,
дают им возможности проявить свои способности,
применить имеющиеся знания, умения и
навыки для достижения целей игры. Правила
помогают направлять игровой процесс.
Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения
между собой [24].
Дидактическая
игра имеет определённый результат,
который является финалом игры, придаёт
игре законченность. Она выступает
прежде всего в форме решения
поставленной учебной задачи и даёт
школьникам моральное и умственное удовлетворение.
Для учителя результат игры всегда является
показателем уровня достижений учащихся
в освоении знаний или в их применении.
Все
структурные элементы дидактической игры
взаимосвязаны между собой и отсутствие
любого из них разрушает игру.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
Традиция широкого
использования дидактических
По
характеру используемого материала дидактические
игры условно делятся на игры с предметами,
настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной
дидактической игрушкой, мозаикой природным
материалом. Основные игровые действия
с ними: нанизывание, выкладывание, катание,
собирание целого из частей и т.д. Эти игры
развивают чувства цвета, величины, формы
[24].
Настольно-печатные
игры направлены на уточнение представлений
об окружающем, стимулирование знаний,
развитие мыслительных процессов и
операций (анализ, синтез, обобщение,
классификацию и др.)
Настольно печатные игры разделены на
несколько видов: парные картинки, лото,
домино, разрезные картинки и складные
кубики.
Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.
Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя.
Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, о четных и нечетных числах, допущенные учителем ошибки. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
Сюжетно - ролевые
игры. Их особенность в том, что
учащиеся исполняют роли, а сами
игры наполнены глубоким и интересным
содержанием, соответствующим определенным
задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция»,
«Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять
роли специалистов математиков, счетоводов
и т.д.
Роли, которые ставят учеников в позицию
исследователя, преследуют не только познавательные
цели, но и профессиональную ориентацию.
В процессе такой игры создаются благоприятные
условия для удовлетворения широкого
круга интересов, желаний, запросов, творческих
устремлений учащихся.
Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой
игре учащиеся могут совершать «путешествия»
в математическую страну, на планету арифметики,
геометрии и т.д. В игре могут сообщаться
и новые для учащихся сведения и проверяться
уже имеющиеся знания. Игра - путешествие
обычно проводится после изучения темы
или нескольких тем раздела с целью выявления
уровня знаний учащихся. За каждую «станцию»
выставляются отметки.
Активизация
познавательной деятельности посредством
дидактической игры осуществляется через
избирательную направленность личности
ребёнка на предметы и явления окружающие
действительность.
Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости [17].
Познавательный
интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего
школьника постоянно возникают вопросы,
ответы на которые он сам постоянно и активно
ищет. При этом поисковая деятельность
школьника совершается с увлечением, он
испытывает эмоциональный подъем, радость
от удачи. Познавательный интерес положительно
влияет не только на процесс и результат
деятельности, но и на протекание психических
процессов - мышления, воображения, памяти,
внимания, которые под влиянием познавательного
интереса приобретают особую активность
и направленность[21].
Таким образом, дидактическая игра - доступный,
полезный, эффектный метод воспитания
самостоятельности мышления у детей. Она
не требует специального материала, определенных
условий, а требует лишь знания воспитателя
самой игры. При этом необходимо учитывать,
что предлагаемые игры будут способствовать
развитию самостоятельности мышления
лишь в том случае, если они будут проводиться
в определенной системе с использованием
необходимой методики.
Младший школьный возраст охватывает
период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и
определяется важнейшим обстоятельством
в жизни ребенка — его поступлением в
школу. Данный возраст называют «вершиной»
детства.
«В это время происходит интенсивное биологическое
развитие детского организма» (центральной
и вегетативной нервных систем, костной
и мышечной систем, деятельности внутренних
органов). В данный период возрастает подвижность
нервных процессов, процессы возбуждения
преобладают, и это определяет такие характерные
особенности младших школьников, как повышенную
эмоциональную возбудимость и непоседливость.
Трансформации вызывают большие изменения
в психической жизни ребенка. В центр психического
развития выдвигается формирование произвольности
(планирования, выполнения программ действий
и осуществления контроля).
Поступление
ребёнка в школу даёт начало не только
перевода познавательных процессов на
более высокий уровень развития, но и возникновению
новых условий для личностного развития
ребенка.
Психологи
отмечают, что ведущей в это время становиться
учебная деятельность, однако игровая,
трудовая и другие виды деятельностей
влияют на становление его личности. «Учение
для него (ребёнка) — значимая деятельность.
В школе он приобретает не только новые
знания и умения, но и определенный социальный
статус. Меняются интересы, ценности ребенка,
весь уклад его жизни».
Поступление в школу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.
Поступивший в школу ребенок становится
крайне зависимым от мнений, оценок и отношений
окружающих его людей. Осознание критических
замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие
и приводит к изменению самооценки. Если
до школы некоторые индивидуальные особенности
ребенка могли не мешать его естественному
развитию, принимались и учитывались взрослыми
людьми, то в школе происходит стандартизация
условий жизни, в результате чего эмоциональные
и поведенческие отклонения личностных
свойств становятся особенно заметными.
В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость,
повышенная чувствительность, плохой
самоконтроль, непонимание норм и правилвзрослых[22].
Ребенок начинает занимать новое место
и внутри семейных отношений: «он — ученик,
он — ответственный человек, с ним советуются
и считаются».
Все больше растет зависимость младшего
школьника не только от мнения взрослых
(родителей и учителей), но и от мнения
сверстников. Это приводит к тому, что
он начинает испытывать страхи особого
рода, как отмечает А. И. Захаров, «если
в дошкольном возрасте преобладают страхи,
обусловленные инстинктом самосохранения,
то в младшем школьном возрасте превалируют
социальные страхи как угроза благополучию
индивида в контексте его отношений с
окружающими людьми» [23].
В большинстве случаев ребенок приспосабливает
себя к новой жизненной ситуации, и в этом
ему помогают разнообразные формы защитного
поведения. В новых отношениях с взрослыми
и со сверстниками ребенок продолжает
развивать рефлексию на себя и других,
т. е. новообразованием становиться интеллектуальная
и личностная рефлексия.
Младший
школьный возраст является классическим
временем оформления моральных идей и
правил. Конечно, значительный вклад в
моральный мир ребенка несет с собой и
раннее детство, но печать «правил» и «законов»,
подлежащих исполнению, идея «нормы»,
«долга» - все это типичные черты моральной
психологии определяются и оформляются
как раз в младшем школьном возрасте. «Ребенок
типически «послушен» в эти годы, он с
интересом и увлечением принимает в душе
разные правила и законы. Он не способен
формировать свои собственные моральные
идеи и стремится именно к тому, чтобы
понять, что «нужно» делать, испытывая
наслаждение в приспособлении».
Следует отметить, что для младших школьников
характерно повышенное внимание к нравственной
стороне поступков окружающих, желание
дать поступку нравственную оценку. Заимствуя
критерии нравственной оценки у взрослых,
младшие школьники начинают активно требовать
от других детей соответствующего поведения
[24].
В данном возрасте наблюдается такое явление
как нравственный ригоризм детей. Младшие
школьники судят о нравственной стороне
поступка не по его мотиву, понять который
им трудно, а по результату. Поэтому поступок,
продиктованный нравственным мотивом
(например, помочь маме), но закончившийся
неблагополучно (разбита тарелка), расценивается
ими как плохой.
Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.
Включаясь
в учебную деятельность, под руководством
учителя, дети начинают усваивать содержание
основных форм человеческой культуры
(науки, искусства, морали) и учатся действовать
в соответствии с традициями и новыми
социальными ожиданиями людей. Именно
в этом возрасте ребенок впервые отчетливо
начинает осознавать отношения между
ним и окружающими, разбираться в общественных
мотивах поведения, нравственных оценках,
значимости конфликтных ситуаций, то есть
постепенно вступает в сознательную фазу
формирования личности [28].
С приходом
в школу изменяется эмоциональная сфера
ребенка. С одной стороны, у младших школьников,
особенно первоклассников, в значительной
степени сохраняется характерное и для
дошкольников свойство бурно реагировать
на отдельные, задевающие их, события и
ситуации. Дети чувствительны к воздействиям
окружающих условий жизни, впечатлительны
и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают,
прежде всего, те объекты или свойства
предметов, которые вызывают непосредственный
эмоциональный отклик, эмоциональное
отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается
лучше всего. С другой стороны, поступление
в школу порождает новые, специфические
эмоциональные переживания, т.к. свобода
дошкольного возраста сменяется зависимостью
и подчинением новым правилам жизни.
Меняется и потребностная сфера младшего школьника. Доминирующими потребностями в младшем школьном возрасте становятся потребности в уважении и почитании, т. е. признание компетентности ребёнка, достижение им успехов в определённом виде деятельности, и одобрении со стороны, как сверстников, так и взрослых (родителей, учителей и других референтных лиц). Так в возрасте 6 лет обостряется потребность в познании внешнего мира и его объектов, «значимых для общества». Согласно исследованиям М. И. Лисиной, в младшем школьном возрасте получает развитие потребность в признании другими людьми. В целом же младшие школьники испытывают потребность «реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но, как и преобразователи» . Одним из основных критериев оценки себя и других людей становятся нравственные и психологические особенности личности [20].
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что доминирующими потребностями у ребёнка младшего школьного возраста являются потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений.
Информация о работе Влияние дидактических игр на успеваемость младших школьников