Влияние дидактических игр на успеваемость младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников.
Задачи:
- Проанализировать научную литературу по проблеме исследования влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников.
- Провести исследования по выявлению влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников.
- Проанализировать результаты исследований.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблем влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников
1.1 Проблемы влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников в научной литературе
1.2 Возрастные особенности младших школьников
Глава 2. Организация экспериментального исследования влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников
2.1.Организация и методика исследования
2.2.Результаты экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая КХ.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

              Итак, подводя итоги выше сказанному, за первые четыре года школьного обучения происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребёнка как полноценного участника социальных отношений.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация  и методика исследования

Целью данного исследования является изучение влияния дидактических  игр на успеваемость младших школьников.

Исследования проводились  в Альшеевском районе с. Раевский в МБОУСОШ № 2, в 3 классе в количестве 27 человек.

Для исследования использовались такие методики проведение дидактических игр, анализ результатов успеваемости младших школьников до проведения игр и поле проведения игр.

Были взяты несколько  дидактических игр для развития познавательных способностей младших  школьников на уроках математики.

У КОГО БОЛЬШЕ ФИГУР?

У каждого ученика  на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты). Назначают пять водящих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру. Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем. Возможен и обратный вариант игры.

МАЛЬЧИКИ  – ДЕВОЧКИ. 

Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и  переворачивает карточку обратной стороной. Если карточка красного цвета, то ответ хором называют девочки, если синего – мальчики. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок [3].

ДЕНЬ И НОЧЬ.

Условия игры: когда учитель  произносит слово "Ночь!”, ученики  кладут голову на парту и закрывают  глаза. В это время учитель  читает пример для устного счёта  на деление и умножение. Выдерживает  небольшую паузу. Затем учитель говорит "День!”. Дети садятся прямо и те, кто решил пример, поднимает руку и говорит ответ [2].

КТО, СКОРЕЕ, КТО ВЕРНЕЕ?

Учитель раздаёт на каждый ряд по одному комплекту цифр от 1 до 9 так, что каждому ученику  достаётся какая-то одна цифра. Учитель  читает примеры вслух (4 * 4, 9 * 2 и т.д.). Учащиеся должны быстро сообразить, сколько получится, выйти к доске, если нужная для ответа цифра у него, и составить число-ответ. За каждый верно показанный ответ начисляется одно очко, если ряд успел первым показать его. Ряд, набравший большее количество очков, выигрывает [9].

Данные дидактические  игры были проведены на уроках математики.

 

2.2.Результаты  экспериментальной работы

Перед началом экспериментальной работы у классного руководителя были взяты данные по успеваемости детей за первую четверть.

Было выяснено, что  успеваемость детей за первую четверть составляет 88 %, а качество 89%.

Рис. 1 Данные по успеваемости за I четверть

 

По данным мы видим, что ученики данного класса имеют не высокую успеваемость по математике, такие показатели могут быть по разным причинам. В большей степени зависит от того как дается материал детям и в какой форме.

Классному руководителю был предложен ряд дидактических  игр для проведения их на уроке  математике.

После проведения дидактических игр в течении II четверти, нами было проведено сравнение данных по успеваемости до и после исследования.

У классного руководителя были взяты данные по успеваемости за II четверть . По новым данным было выяснено, что успеваемость и качество учеников составляют 100 %.

 

Рис. 2 Данные по успеваемости за II четверть

 

По этим данным мы видим, что у учеников данного класса результаты успеваемости повысились, отсюда можно сделать вывод, что дидактические игры повлияли на  успеваемость учеников.

На основе результатов  исследования нами были разработаны  рекомендации для учителей младших  классов по использованию дидактических  игр для улучшения успеваемости учеников.

 

 

 

 

Методические  рекомендации по применению дидактических игр :

1. Учителю требуется  чётко представлять способы управления  познавательной деятельностью учащихся  конкретного класса.

2. В содержание учебного  материала должна входить совокупность  дидактических игр. С этой целью  перед началом учебного года  учитель в календарно-тематическом планировании предусматривает виды дидактических игр, распределяя их по темам и урокам.

3. Предварительная подготовка  содержания и методики проведения  игры необходима всегда, чтобы  уяснить и выделить цели и  задачи конкретного урока с учётом применения дидактических игр, учесть уровень подготовки учеников, их количество и время для проведения игры.

4. Организация игры  требует подготовку участников  и включает следующие этапы:

- Постановка и объяснение  сущности заданий игры. Разъяснение учащимся цели их участия в игре.

- Распределение учащихся  по группам, определение содержания  их деятельности, разъяснение отдельных  поручений как части общей  игры.

- Планирование каждым  участником игры своих действий.

- Тренировка перед  решением игровых ситуаций.

- Выбор и подготовка  руководителя игровой ситуации.

При этом учитель полностью  сам руководит игрой либо учитель  готовит ученика для этого, а  в отдельных случаях идёт сочетание  руководства учителем с ученическим  активом.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка.

Значение  игры не ограничивается тем, что у  ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.

Игра  имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Игра - один из тех видов  детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с  предметами, способам и средствам  общения. В игре ребёнок развивается  как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. 

В школьный период игра приобретает  наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей - философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.

Дидактическая игра - это  активная деятельность по имитационному  моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие  игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. 
          Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. 
Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. 
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.

В нашем исследовании были проведены дидактические игры у младших школьников на уроках математики в течении II четверти. Были взяты данные по успеваемости учеников до и после эксперимента. По этим данным было выявлено, что после проведения дидактических игр, успеваемость учеников повысилась.

Мы предполагали, что  дидактические игры имеют большое  влияние на успеваемость младших  школьников, данная гипотеза подтвердилась. Исходя из полученных результатов нами были разработаны рекомендации для  преподавателей младших классов в использовании дидактических игр.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное  развитие младших  школьников / Г. А. Бакулина. – М., 2003. – С. 456-460.

2. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальной школе / М. А. Бантова. – М., 1984.

3. Бантова, М. А. Решение текстовых арифметических задач // Начальная школа. – 1989. - №10-11. – С. 9-13.

4. Волина, В.В. Праздник Букваря / В. В. Волина. – М., 1997.

5. Волина, В.В. Занимательное азбуковедение / В. В. Волина. – М., 1991.

6. Волкова, С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках обучения грамоте // Начальная школа. – 1990. - №7.- С. 3-5.

7. Гельфан, Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших / Е. М. Гельфан, Б. С. Рябинин.  – М., 1969.

8. Горецкий, В.Г. Русская азбука / В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин. – М., 2002.

9. Гребенникова, Н.А. Ознакомление первоклассников с задачей. // Начальная школа. - 1990. - №10. – С. 5-6.

10. Есенкова, Т.Ф.  Активизация познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения / Т. Ф. Есенкова. – Ульяновск, 1997.

11. Зеньковский, В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский. - М., 1996.

12. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики / В. Г. Коваленко. - М., 1990.

13. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И. Ф. Козлов. – М., 1987.

14. Коннова, В. А. Задания творческого характера на уроках математики // Начальная школа. -  1995 №12. – 55 с.

15. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании / Н. К. Крупская. -  М. 1973.

16. Кудрявцев, В.Т. Развитое детство и развивающееся образование / В. Т. Кудрявцев. – Дубна., 1997. – 85 с.

17. Кутьина, Е. В. Влияние решения задач разными способами на развитие логического мышления учащихся начальной школы / Е. В. Кутьина. – М., 2004.

18. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться / С. Н. Лысенкова. – М., 1985.

19. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. - М., 1994. – 47 с.

20. Макаренко, А.С. Сочинения / А. С . Макаренко. - М., 1957.

21. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и  чтению / Н. Н. Максимук. – М., 2004.

22. Подластый, И.П. Педагогика начальной школы / И. П. Подластый. - М.,  2001. – 199 с.

23. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1985.

24. Селиванов, В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В. А. Селиванова. – М., 2001.

25. Ситаров, В.А. Дидактика / В. А. Ситаров. - М., 2002.

26. Чилинрова, Л. Играя, учимся математике / Л. Чилинрова, Б. Спиридонова. - М., 1993.

27. Шарапова, М. Ю. Работаем по-новому // Начальная школа. – 1995.- №7. – 13 с.

28. Шпунтов, А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте // Начальная школа. - 1993. - № 9. – 14 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Данные по успеваемости учащихся 2б класса до проведения игр

Однозначные

и двузначные

числа

Десяток.

Счет десятками

Сотня

Дициметр

Метр

Проверочная

работа

Успеваемость

Качество

1

5

5

4

4

5

4

1

1

2

4

4

5

4

3

5

1

1

3

5

3

4

3

5

4

1

1

4

3

5

3

5

4

4

1

1

5

4

4

3

3

4

4

1

1

6

3

4

4

5

4

4

1

1

7

4

5

5

3

3

5

1

1

8

4

3

3

3

3

2

0

0

9

3

4

3

5

3

4

1

1

10

5

5

4

4

4

5

1

1

11

4

4

5

4

5

3

1

1

12

3

4

4

5

4

4

1

1

13

5

3

3

4

5

5

1

1

14

4

5

4

5

4

3

1

1

15

4

4

5

4

4

4

1

1

16

3

4

4

5

5

5

1

1

17

5

3

3

4

4

3

1

1

18

3

5

3

5

5

4

1

1

19

4

4

4

4

4

5

1

1

20

3

5

5

3

4

3

1

1

 

88 %

89 %

Информация о работе Влияние дидактических игр на успеваемость младших школьников