Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 06:58, доклад
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Успехи ребенка во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности
1.1 Обзор научно-методической литературы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе
1.2 Принцип преемственности как основополагающий аспект методики обучения изобразительной деятельности в современной системе образования
2. Художественно-творческая деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению в школе
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования
2.2 Основные методы определения уровня подготовки детей к школе
2.3 Анализ уровня подготовки детей к обучению в школе
2.4 Формирование основных учебных умений и навыков дошкольников в рамках работы кружка по изобразительному искусству
2.5 Содержание контрольного эксперимента
3. Методические рекомендации по организации и содержанию работы кружка в рамках подготовки детей к обучению в школе
Заключение
Тематическое рисование в школе является как бы продолжением сюжетного рисования в детском саду. Детям дают задание рассмотреть, понаблюдать предметы или явления в окружающей жизни, а затем рисовать их по памяти. Они учатся передавать смысловые связи между объектами, располагать в рисунке один предмет за другим с учетом плоскости земли и неба, изображать дальние предметы меньше по размеру [35, с.255].
В декоративном рисовании в школе ставятся задачи технического порядка – рисование узоров с последовательным построением их с помощью вспомогательных линий. Задачи художественного воспитания решаются в процессе выполнения декоративных работ с использованием элементов узоров народно-прикладного искусства и в процессе уроков-бесед об искусстве.
Выбор методов обучения детей изобразительному искусству зависит от возрастных особенностей. Возрастные особенности старших дошкольников и младших школьников имеют много общего. Поэтому и в методике обучения тех и других много аналогичных моментов.
Подготовка детей к школе ведется на протяжении всего времени обучения и воспитания в детском саду. В младшем возрасте они учатся правильно держать карандаш и кисть, знакомятся с различными изобразительными материалами, познают основные геометрические формы разной величины. Дети 2-3 лет не имеют опыта изобразительной деятельности, и подражание является основным приемом усвоения ими знаний. Поэтому большое значение приобретает показ способов выполнения задания воспитателем. В старшей группе больше внимания уделяется рисованию по непосредственному наблюдению, которое является подготовительным этапом к рисованию с натуры. Оно заключается в рассматривании и всестороннем обследовании предмета перед началом работы и изображении его по представлению. Этот прием развивает у детей внимание, зрительную память, целенаправленное восприятие окружающих предметов. Иногда предмет остается перед детьми в качестве натуры, к которой они обращаются, чтобы более правильно изобразить его.
В подготовительной группе требования к изображению с натуры заметно повышаются и приближаются к требованиям школы. Дети учатся анализировать модель от общего к частному делать набросок общей формы, сравнивать рисунок с натурой, исправлять ошибки, добиваясь сходства с моделью.
В рисовании с натуры дети учатся логически мыслить, анализируя пространственные свойства предмета, наблюдать, выделяя главное, самостоятельно выбирать изобразительные средства для передачи пространственных свойств модели в рисунке. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.
При построении рисунка детей учат применять вспомогательные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные, касательные, оси симметрии), прорисовывание невидимых частей предмета.
Для показа и анализа специально подобранного иллюстративного материала могут служить репродукции картин, иллюстрации детских книг, а также специальные рисунки учебного характера. Учащимся показывают изображения городских зданий, оград, деревьев разных пород, растений, людей в разной одежде и в разных положениях.
Преимущество учебных рисунков, изготовленных с учетом учебного содержания занятий по рисованию, заключается в том, что по сравнению с репродукциями дети их легче воспринимают и запоминают. Цель показа — обогащение и уточнение представлений детей, развитие у них умения рассматривать предложенный иллюстративный материал и использовать увиденное в процессе рисования [6, с.51].
При анализе детских рисунков необходимо обращать внимание на правильность передачи конструкций, пропорций предмета, взаимосвязи отдельных его частей, цветовое и композиционное решение рисунка.
Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку — большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты без напряжения).
В письме необходимо овладеть написанием элементов букв с учетом каллиграфии, т. е. правильного их расположения на линейках и клеточках, пропорционального соотношения, соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование, требует ограничения движений руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.
При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной длины и толщины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача — использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов.
Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например, на занятиях рисованием в подготовительной группе дети приобретают навык свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатываются такие качества движения руки, как легкость, плавность, равномерность, слитность, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, различных пропорций усваиваются умения сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимый материал и заранее планировать последовательность его использования. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда. Учитель начальной школы должен учитывать имеющиеся у детей умения и навыки и строить уроки труда на их основе.
Знакомство на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду с основными формами, близкими к геометрическим, умение выделять их из окружающей обстановки, определять термином, сравнивать по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение помогают овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в I классе.
Совершенствование глазомера и конструктивных способностей в процессе занятий конструированием из различных материалов в детском саду подготавливает ребенка к усвоению технических дисциплин в школе (черчение, геометрия).
В результате теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой нами проблеме, мы приходим к выводу о том, что целенаправленная подготовка детей к учебе в школе посредством занятий изобразительной деятельностью в детском саду будет способствовать нравственному, эстетическому и умственному воспитанию дошкольников, развитию их художественного вкуса и творческих способностей.
Таким образом, успешное решение задач обучения и воспитания в начальных классах неразрывно связано с изобразительной деятельностью дошкольников. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием в значительной мере способствуют подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.
Именно на данном теоретическом предположении мы обосновали основные положения опытно-экспериментального исследования, которые и будут отражены в следующей части курсовой работы.
2. Художественно-творческая
деятельность как гарант
2.1 Организация опытно-
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе ДОУ № 32 «Рябинушка». В эксперименте принимали участие 2 группы детей в возрасте 5,5 - 6 лет – экспериментальная и контрольная. Количество детей каждой группы – 20 человек.
Гипотеза исследования: целенаправленная организация изобразительной деятельности старших дошкольников способна оказывать влияние на уровень подготовленности детей к процессу обучения в школе. В процессе изобразительной деятельности у ребенка более форсированными темпами развивается интеллектуальная сфера, тонкая моторика рук и координация движений, т.е. формируются основные умения и навыки, необходимые в школе; дошкольник наиболее точно способен воспроизводить образец, сосредоточенно работать над поставленной задачей, не отвлекаясь, и следовать указаниям взрослого – наличие именно этих компонентов учебной деятельности у дошкольника позволяют говорить о высоком уровне его подготовки к школе.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Разработать программу, направленную на формирование компонентов психологической готовности к обучению личности дошкольника посредством занятий изобразительной деятельностью.
Установить стартовый уровень развития психологической готовности к школе у детей контрольных и экспериментальных групп.
Внедрить программу работы кружка по развитию художественно-творческих способностей детей на базе экспериментальной группы старших дошкольников.
Провести формирующий эксперимент в старшей группе детского сада и сравнить уровень сформированности компонентов психологической готовности у детей контрольных и экспериментальных групп.
Проследить динамику уровня подготовленности детей к обучению в школе.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- Изучение психолого-
- Метод анализа продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка и т.д.).
- Наблюдение.
- Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Процесс экспериментального исследования проходил в несколько этапов:
I – Выявление психолого-
II – Формирующий этап
эксперимента включал в себя
внедрение программы работы
III - Контрольный эксперимент,
обработка результатов
2.2 Основные методы определения уровня подготовки детей к школе
Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента: изучение уровня подготовленности ребенка к школьному обучению для последующего учета при организации и проведении кружковой работы.
Задачи диагностической работы:
1. Изучить общие особенности готовности детей к школе – сформированность и уровень развития основных психических процессов.
2. Выявить наличие предпосылок
к учебной деятельности и
3. Оценить уровень развития
графического навыка у
Для решения поставленных задач в рамках констатирующего этапа опытно-экспериментально работы были проведены следующие методики:
1. Ориентационный тест
школьной зрелости Керна-
2. Методика «Учебная
Остановимся на основных характеристиках данных методик.
"Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йерасека.
Структура теста:
Задание 1. Рисование мужской фигуры по памяти.
Задание 2. Срисовывание письменных букв.
Задание 3. Срисовывание группы точек.
Стимульный материал: листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий.
Цель методики: определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и