Управленческая
культура руководителя дошкольного образовательного
учреждения.
Заведующему
дошкольным образовательным учреждением
и старшему воспитателю кроме
умения в конкретной ситуации
применить нужный метод руководства
или стиль управления нужно
обладать управленческой культурой.
Исследователи понятия «управленческая
культура» при его определении
в первую очередь останавливаются
на содержании самого термина
«культура». На сегодняшний день
оно насчитывает несколько сотен
определений, например, такие культурологи
как А. И. Кравченко ,В. И. Полищук ,А.
Я. Флиер считают, что их все можно разделить
на некоторые группы. С нашей точки зрения,
наиболее полно разные представления
о культуре представлены в работе К. Клакхона
и А. Кребера ,предложивших рассматривать
6 основных типов определений (от А до F):
А. Описательные определения, в которых
упор делается на перечисление всего того,
что охватывает понятие культуры.
В. Исторические определения, акцентирующие
процессы социального наследования, традиций.
Например, культура - это «социально унаследованный
комплекс способов деятельности и убеждений,
составляющих ткань нашей жизни» (Э. Сепир).
С. Нормативные определения, которые
делятся на две группы. В первой
из них присутствует ориентация
на идею образа жизни. Например,
по мысли антропологаК. Уислера,
«образ жизни, которому следует община
или племя, считается культурой». Во второй
группе содержатся представления об идеалах
и ценностях. Характерными здесь являются
представления
У. Томаса о том, что, «культура – это
материальные и социальные ценности любой
группы людей (институты, обычаи, установки,
поведенческие реакции) независимо от
того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных
людях».
D. Психологические определения
ориентируются на процесс адаптации
к среде, на научение или формирование
привычек. Например, «культура - это социологическое
обозначение для наученного поведения,
то есть поведения, которое не дано человеку
от рождения, не предопределено в его зародышевых
клетках, а должно усваиваться каждым
новым поколением заново путем обучения
у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт).
Е. Структурные определения, акцентирующие
внимание на структурной организации
культуры. Здесь характерно определение,
данное антропологом Р. Линтоном:
«Культура - это сочетание наученного
поведения и поведенческих результатов,
компоненты которых разделяются и передаются
по наследству членами данного общества».
F. Генетические определения, отражающие
понимание культуры с позиции
ее происхождения. В некоторых
из таких определений культура
рассматривается как продукт
или артефакт . В других акцент делается
на идеях. В третьих подчеркивается роль
символов. Например, «культура – это Артефакт
– это искусственно сделанный предмет
или какое-либо явление, не существующее
в природе в самородном виде. Либо это
предмет, который создан руками человека,
но не соответствующий своей эпохе.имя
для особого порядка, или класса феноменов,
а именно: таких вещей и явлений, которые
зависят от реализации умственной способности,
специфичной для человеческого рода, которую
мы называем символизацией». Л. Е. Кертман
анализируя различные взгляды на культуру
устанавливает три основных подхода к
определению данного феномена.
1. Антропологический подход состоит
в признании самоценности культуры
каждого народа и равноценности всех культур
на земле.
2. Социологический подход, в котором
культура трактуется как фактор
организации и образования жизни
какого-либо общества. Ученые, придерживающиеся
данного взгляда на культуру, определяют
ее совокупностью, например, наследуемых
изобретений, вещей, технических процессов,
идей, обычаев, ценностей (Б. Малиновский).
3. Философский подход отличается
от других тем, что в жизни
общества выделяют некоторые
черты, характеристики, закономерности.
Культура в этом случае
понимается как «содержание»
или как «способ бытия» общества.
Например, культура – это символическое
выражение, коренящееся в подсознательном
и привносимое в общественное сознание,
где оно сохраняется и остается в истории
(Д. Реджин). В названных подходах обращает
на себя внимание то, что для каждого из
них характерно определение культуры
в качестве некоей объективной по отношению
к человеку данности, что не в полной мере
отражает субъект культуры, который может
быть родовым (человечество в целом), групповым
и индивидуальным. Поэтому культурологи
исследуют культуру не только человечества
и социальной группы (от макрогрупп типа
этносов, наций, классов, сословий, профессиональных
групп до микрогрупп типа семьи, производственного
коллектива), но и личности, что важно при
рассмотрении вопросов, связанных с управленческой
культурой руководителя дошкольного образовательного
учреждения. Ведь именно личность, ядром
которой выступают субъектные свойства,
определяющие меру ее свободы, гуманности,
духовности, жизнетворчества, способна
успешно ориентироваться в культуре, выбирая
значимые для себя и для руководимого
коллектива ценности, способы своего поведения
и деятельности, а также способы организации
деятельности коллектива детского сада.
Ориентация на личность присутствует
в настоящее время в трех направлениях
изучения культуры, рассматривающих ее:
1) как совокупность материальных
и духовных ценностей;
2) как специфический способ человеческой
деятельности;
3) как процесс творческой самореализации
сущностных сил личности. Исследователи
(А. И. Арнольдов, И. И. Громов, Ю. И. Ефимов
и др.), придерживающиеся первого из названных
направлений, утверждают, что человек
постоянно находится в ситуации нравственной,
эстетической, мировоззренческой оценки
происходящих событий, постановки задач,
поиска и принятия решений и их реализации.
Содержание его жизнедеятельности определяется
направленностью личности на осмысление,
познание и актуализацию общечеловеческих
ценностей. С этих позиций сущность культуры
составляет совокупность материальных
и духовных ценностей, созданных человечеством.
Разработкой аспекта культурологии, понимающего
культуру как специфический способ человеческой
деятельности, занимались В. Е. Давидович
,М. С. Каган и др. Ими был проведен анализ
специфики содержания, средств, результатов
деятельности и культуры, который привел
к признанию деятельности лишь одним из
существенных атрибутов социальной реальности.
«Культура же характеризует все атрибуты
этой реальности, фокусирует все области
материальной, духовной деятельности.
Развитие и совершенствование человеческой
деятельности способствует совершенствованию
культуры; в процессе деятельности создаются
и закрепляются образцы культуры, а человек
выступает ее субъектом. Культура, в свою
очередь, как универсальная характеристика
деятельности определяет наиболее приоритетные
виды деятельности и способы ее осуществления»
.С этих позиций содержание культуры составляет
развитие личности. К третьему направлению
изучения культуры относят исследования
В. С. Библера ,В. М. Межуева и др. Данные
авторы рассматривают культуру как изменение
самого человека, его становление как
творческой личности. В этом случае человек
играет роль «духовного субъекта, обладающего
такими свойствами, как понимание смысла
жизни, ответственность и др.». Здесь характерным
является определение В. С. Библера, понимающего
под культурой «форму самодетерминации
индивида в горизонте личности, форму
детерминации нашей жизни, сознания, мышления».В
русле этого направления изучения культуры
С. В. Кульневич рассматривает человека
культуры и определяет его как свободную,
гуманную, духовную, творческую и адаптивную
личность, способную к самоопределению
в мире культуры. «Человек культуры в современном
представлении - это не набор свойств,
функций, не сумма добродетелей, эталонов
культурности, а человек, способный максимально
реализовать свои индивидуальные способности,
свои интеллектуальные и нравственные
возможности. Им владеет страсть самореализации,
которая полностью никогда не удовлетворяется.
Идея незавершенности человеческой личности
противостоит идее ее целостности и объясняет
постоянное стремление человека культуры
к творчеству, саморазвитию, самоизменению».
Становление человека культуры предполагает
активное его взаимодействие с общечеловеческой
и групповой культурой, а все аспекты и
уровни этих культур, по словам М. С. Кагана,
«в конечном счете преломляются в индивидуальном
сознании, поведении, деятельности в соответствии
с особенностями каждой личности», ведя
за собой становление индивидуальной
культуры каждого человека или культуры
личности. Эта культура является «конечным
пунктом» в онтологической пирамиде реального
существования и функционирования культуры.
Рассматривая различные понимания того,
что является культурой личности, можно
заметить их сходство в ориентации на
деятельность и особенности человека.
Например, по мнению А. Л. Золкина, культура
личности – социально обусловленный уровень
творческой сознательной деятельности
человека, опредмеченный в ценностях,
традициях, нормах и т. д., передающих от
поколения к поколению исторический и
настоящий опыт человечества. В. Д. Шадриков
также делает акцент на деятельность и
считает, что культура личности заключается
и проявляется в уровне мастерства в любой
области. Направленность на особенности
человека можно найти в определении Э.
Н. Гусинского, который утверждает, что
индивидуальная культура данного человека
– характер, нравы, обычаи, привычки; сознание
и самосознание; знания, умения, навыки;
интеллект и чувства. Только целостная
система понятий и представлений о мире
и о себе в этом мире не отражает в полной
мере индивидуальной культуры человека.
Поэтому, синтезируя данные представления,
мы полагаем возможным определить понятие
культуры личности, или другими словами
индивидуальной культуры гармонией ее
внешних проявлений (самопрезентаций)
и внутренних особенностей. Внешние проявления
человека, выделенные в определениях индивидуальной
культуры, характеризуются не только свободой
выбора собственного пути, но и следующими
за ним действиями, основанными на смыслах
и ценностях, которыми при этом руководствуется
человек, ответственности за выбор и действия,
открытости миру (учитывая неотъемлемость
для человека культуры таких качеств,
как свобода и ответственность). К внутренним
особенностям, характерным для индивидуальной
культуры, можно отнести такие способности
человека, как способность:- к самоосуществлению
(В. И. Слободчиков]; - к раскрытию своих
способностей и склонностей, к выбору
и сознательной постановке целей (О. С.
Газман) ;- к выявлению своего реального
и желаемого, осознанию и реализации своих
притязаний и ожиданий, выстраиванию определенной
стратегии жизни согласно своим идеалам
и ценностям (Л. Н. Куликова) ;- к самоорганизации
(Е. В. Бондаревская) ;- к совершенствованию
себя (А. Маслоу) ;(К. Роджерс). Последняя
способность, с нашей точки зрения, указывает
на наличие стремления к становлению индивидуальной
культуры у каждого человека (например,
у заведующего детским садом), даже если
оно зачастую не осознается и не реализуется.
Отражается эта культура в деятельности,
поведении, поступках, которыми человек
стремится передать другим нечто ценное
для него самого (субъективно пережитые
знания, умения, личностный опыт отношений).
На основании рассмотренного можно перейти
к анализу понятия «управленческая культура».
В широком смысле – это культура, связанная
с сознательной деятельностью общественных
институтов и отдельных индивидов, направленная
на регулирование стихийных и осознанных,
объективных и субъективных начал, целесообразное
упорядочение общественных отношений.
Термин «управленческая культура» употребляется
также для характеристики организационно-технических
условий и традиций управления, профессионального
и нравственного развития руководителя.
В узком значении культура управленческого
труда может трактоваться как служебная
этика руководителя. Таким образом, управленческую
культуру можно представить как совокупность
типичных для руководителя ценностей,
норм, точек зрения и идей, которые сознательно
формируют образцы его поведения.К. Шольте
отмечал, что управленческая культура
представляет собой неявное, невидимое
и неформальное сознание организации,
которое управляет поведением людей и
в свою очередь само формируется под воздействием
их поведения. По мнению О. С. Виханского
и А. И. Наумова, управленческая культура
– это набор наиболее важных предположений,
принимаемых членами организации и получающих
выражение в заявляемых организацией
ценностях, задающих людям ориентиры их
поведения. Эти ценностные ориентации
передаются индивидам через символические
средства духовного и материального внутриорганизационного
окружения. Таким образом, управленческая
культура – это совокупность ценностей,
убеждений, отношений общих для всех сотрудников
данной организации, предопределяющих
нормы их поведения. Они могут не быть
четко выражены, но при отсутствии прямых
инструкций определяют способ действия
и взаимодействия людей, в значительной
мере влияют на ход выполнения работы,
на характер жизнедеятельности организации.
Можно утверждать, что управленческая
культура – основной компонент в достижении
управленческих целей, повышении эффективности
работы организации. На уровне дошкольного
образовательного учреждения управленческая
культура выполняет следующие функции: - является
важнейшим средством передачи социального
опыта; - концентрирует в себе лучший управленческий
опыт, создавая благоприятные возможности
для его познания и освоения; - влияет на поведение людей, регулируя
их поступки, действия; - она не существует вне руководителя,
изначально связана с ним т. к. он раскрывает
через эту культуру свои способности,
потребности, мировоззрение, социальные
чувства, умения; - ее ценности обязательно «ложатся» на
конкретную индивидуальность заведующего:
характер, темперамент, психический склад,
менталитет;- совершенствует профессионализм руководителей,
сотрудников детского сада, дает им возможность
не только правильно выявить, сформулировать
их цели, построить шкалу их последовательного
достижения, но и выбрать ситуационно
подходящие средства их достижения; - предотвращает
профессиональную стагнацию администрации
дошкольного образовательного учреждения,
его управленческое разочарование, повышает
стрессоустойчивость заведующего, старшего
воспитателя, завхоза; - во многом определяет стиль управления
и руководства, систему отношений заведующего
и старшего воспитателя с людьми, ориентацию
на служебный или личный авторитет, на
способы приобретения и сохранения этого
авторитета. Специфика управленческой
культуры состоит в том, что в ее основе
лежат следующие нормы, которые должны
соблюдаться заведующим: - юридические нормы управленческого
труда, которые отражены в образовательном
законодательстве; - моральные нормы, регулирующие поведение
руководителя; - организационные нормы, устанавливающие
структуру организации, состав и порядок
деятельности функциональных подразделений
и их руководителей; правила внутреннего
распорядка и другие нормы организационного
плана, принятые в организации; - экономические
нормы, регулирующие экономическую деятельность
организации. На становление культуры
управления существенное влияние оказывает
индивидуальная культура руководителя,
которая включает в себя уровень профессиональной
квалификации, воспитанности; внешний
вид; форму обращения к подчиненным и т.
п. Важными компонентами управленческой
культуры с точки зрения исследователей
являются: рациональное распределение
рабочего времени, культура рабочего места,
культура проведения совещаний, переговоров
и бесед, культура приема посетителей,
культура работы с документами, культура
речи, организационная культура руководителя.
Рассмотрим каждый компонент более подробно.
1. Рациональное распределение рабочего
времени. Речь идет о планировании
работы заведующего дошкольным
образовательным учреждением по
следующим направлениям: - работа с документами; - работа с кадрами; - решение социально-экономических вопросов; - решение
коммерческих вопросов; - совещания, переговоры; - непроизводительные затраты времени.
2. Культура рабочего места. Отдельные
заведующие считают, что в процессе
работы необходимо, чтобы все
находилось "под рукой", и с
этой целью на рабочий стол
выкладывают всю имеющуюся документацию.
При таком подходе трудовой процесс затрудняется:
уменьшается рабочая площадь стола; трудно
сосредоточиться на каком-либо одном деле;
ухудшаются санитарно-гигиенические условия;
легко потерять нужные в данный момент
документы и т. п. Считается, что идеальным
является такой порядок на рабочем столе,
когда на нем находятся лишь нужные в данный
момент для работы документы.
3. Культура проведения совещаний,
переговоров и бесед.
4. Культура приема посетителей
предполагает соблюдение правил
и требований при приеме работников
как по личным, так и по служебным вопросам.
5. Культура в работе с документами.
Сюда входит обязательная регистрация
документов, определение сроков
их рассмотрения, персональная ответственность
руководителя за своевременное
и правильное реагирование на
них.
6. Культура речи. Около 80 % рабочего
времени заведующего отводится
на контакты с людьми. Поэтому
умение говорить (общаться) является
важной составной частью управленческой
культуры.
7. Организационная культура руководителя
определяет степень владения
знаниями теории управления, методами
организаторской работы, опыт, навыки,
умение осуществлять разнообразные
организационные процедуры, составляющие
значительный удельный вес в
структуре рабочего времени руководителя.
К числу организационных процедур можно
отнести подбор и расстановку кадров,
работу с кадрами; разработку организационных
норм и нормативов, планов личной работы;
постановку задач и доведение их до исполнителей,
распорядительство, контроль исполнения
и др. Подводя итог, можно подчеркнуть,
что управленческая культура – результат
синтеза управления и культуры. Это понятие
интерпретируется как целостное единство
управленческих знаний, чувств, ценностей,
управленческих и организационных отношений
на определенном этапе управленческой
деятельности, обеспечивающее достижение
поставленных целей. В настоящее время
управленческая культура существенно
влияет на профессиональную деятельность
заведующего, т. к. является критерием
профессионализма и компетентности современного
руководителя.
Влияние личностных качеств
руководителя на стиль управления
Мы уже убедились, что в стиле управления
руководитель проявляет свои личные качества.
Личность характеризуется тем, что она
делает, и тем, как она это делает. Если
обязанности руководителя предписываются
должностной инструкцией, то этого нельзя
утверждать относительно того, как их
необходимо исполнять: стиль работы носит
на себе отпечаток неповторимой личности
руководителя и имеет управленческий
почерк, присущий только ему. Руководителем
может быть не каждый. Настоящий, эффективный,
сильный руководитель — это определенный
тип личности, это развитость специальных
умений, навыков и привычек. В дошкольном
образовательном учреждении эффективность
деятельности управления во многом определяется
соответствием индивидуальных черт личности
руководителя тем социальным ролям и функциям,
которые он должен выполнять. В общем виде
определяются те требования, которым соответствует
руководитель любого управленческого
ранга в разных социальных организациях.
Эти требования определяются через профессионально
значимые качества, под которыми подразумеваются
индивидуальные качества субъекта деятельности,
которые влияют на эффективность деятельности
и успешность ее освоения. Основываясь
на общих результатах исследований психологов
в области психологии управления, все
качества, которыми должен обладать современный
руководитель, можно разделить на пять
групп:
1. общечеловеческие качества (трудолюбие;
принципиальность, честность; обязательность,
самокритичность; гуманность; тактичность;
справедливость; верность слову; целеустремленность;
безупречная нравственность; энергичность;
альтруизм; высокая культура, работоспособность;
любовь к своему делу; оптимистичность;
выдержанность; требовательность к себе
и другим; чувство юмора; внешняя привлекательность
(опрятность, стиль одежды и т. д.);
2. психофизиологические качества (крепкое
здоровье, стрессоустойчивость, интеллектуальные
свойства (наблюдательность, аналитичность
мышления, устойчивость и распределенность
внимания, оперативность и логичность
памяти, способность к прогнозированию
ситуаций и результатов деятельности),
общий уровень развития, индивидуально-психологические
свойства (темперамент, направленность
личности);
3. деловые качества и организаторские
способности (инициативность; самоорганизованность
- умение беречь свое и чужое время, пунктуальность
и точность; самостоятельность в решении
вопросов; исполнительность; дисциплинированность;
умение четко определить цель и поставить
задачу; способность менять стиль поведения
в зависимости от условий; умение расставить
кадры и организовать их взаимодействие,
способность мобилизовать коллектив и
повести его за собой; способность и стремление
оперативно принимать решения; умение
контролировать деятельность подчиненных;
способность и стремление объективно
анализировать и оценивать результаты,
умение стимулировать подчиненных; умение
поддерживать инициативу, творческий
подход к порученному делу; стремление
использовать все новое, прогрессивное;
умение поддерживать свой авторитет);