Влияние наблюдений на речь дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению[15]. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

Файлы: 1 файл

Вопрос 1и 2.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1и 2

 

Сущность наблюдения

 

Среди разнообразных  методов экологического воспитания дошкольников важное место следует  отвести наблюдению[15]. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

 

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире

 

 

Дошкольный возраст  – это важнейший период становления  личности, когда закладываются предпосылки  гражданских качеств, развиваются  представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить  детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. С ранних лет у детей формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей», социальной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, обществом, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.

 

 Экскурсия для детей – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях [4, с.70].

 

 Демократический стиль  общения с детьми на экскурсии  должен быть заменен на более  доверительный, мягкий, задушевный. Резкий окрик, крик, грубо сделанное замечание разрушают эмоциональное состояние детей, возникшее от восприятия природы [8].

 

 В работе с детьми  дошкольного возраста используется  все разновидности экскурсий,  которые направлены на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые прогулки по родному городу, мини походы. Например, рядом с нашим институтом находятся 2 детских сада.

 

 

 

ЭКСКУРСИИ и

методика

 

 

 Каким образом развивать  в детях драгоценную способность  наблюдения, научить их пользоваться  своими чувствами, своим моторным  аппаратом для последовательного  накопления практического опыта и обусловленных им образов, представлений и речевых умений? Путь для этого один — организованное знакомство детей с окружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании ее в интересах своего развития. Внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически перед детьми, является той ареной, на которой воздвигается здание их восприятий. Содействовать стройному росту этого здания — главнейшая цель занятий по наблюдению и экскурсий.

 

 Второй, не менее важной целью их должно быть отражение этого мира восприятий в речи. Представление должно предшествовать слову, но слово должно следовать за представлением. Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности. Познаваемые нами вещи и явления носят окраску человеческой речи, человеческих понятий, выраженных словом. Человек, пребывающий с глазу на глаз сам с собой, уточняет свои мысли словом.

 

 Занятия по наблюдению  должны вестись так, чтобы слово  сопровождало и закрепляло наблюдаемое. Это один из видов обучения. Мы знаем, какую громадную роль в развитии ребенка играет самообучение в раннюю пору его жизни. Самообучение младенца уже нуждается в помощи взрослого. По мере продвижения ребенка по возрастным ступеням роль взрослого, руководящего его обучением, становится все значительнее и сложнее.

 

 Существует два способа методического  использования содержания окружающей  среды в интересах развития  детей: предмет, включаемый в  педагогическую работу как образовательный  материал, приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно. Есть предметы и явления, которых приблизить к детям нельзя. В таком случае неизбежен второй путь — приближения детей к предмету, к явлению. Этот второй путь претворяется в метод, известный под названием экскурсий. Экскурсии с детьми проводятся вне учреждения. Но и в самом учреждении можно провести своеобразную экскурсию-осмотр, потому что в любой квартире, даже комнате, могут быть предметы, которых приблизить к детям нельзя, но к которым должны быть приближены сами дети.

 

 Своеобразные экскурсии по  комнате, по учреждению проводятся  преимущественно с маленькими  детьми (от 2 до 3 лет). Постепенно круг, охватываемый экскурсиями, расширяется:  захватывается дом, прилегающий  двор, сад и т. д. Этим осуществляется основное требование дидактики: отправляться от предметов, наиболее близких ребенку, связанных с интересами его личной жизни. Сколько ценнейшего материала, представленного в этих ближайших концентрах, проходит мимо сознания детей, не обогащая круга их представлений, без влияния на развитие их языка только потому, что на этот материал организованно не привлекалось внимание детей.

 

 Остановимся подробнее на  методах организации и проведения  экскурсий. К ним должны быть  предъявлены следующие требования:

 

1. Соответствие  содержания  интересам   детей. При любом восприятии.....необходимо  учитывать психическое состояние  субъекта в момент восприятия. Если психическое настроение, т.  е. интерес и обусловленное  им внимание  воспринимающего   соответствует самому  восприятию, то восприятие будет полнее, точнее и намеченная цель будет достигнута. Точность наблюдения и глубина восприятия   пропорциональны интересу. Выбор содержания и времени для любого занятия должен быть обусловлен интересами детей   (возрастными и индивидуальными),  степенью  их  развития  и настроенностью во время занятия.

 

2. Следует основательно продумать,  какое число детей может быть  вовлечено в ту или другую  экскурсию. Совместные  наблюдения,   общность  интересов   и   переживаний влияют на развитие в детях словоохотливости, желания поделиться общими, по-разному воспринимаемыми  впечатлениями,  но  это   становится    возможным только в том случае, если число участников в занятии, экскурсии ограничено. Ребенок требует к себе внимания лично. Он хочет задать вопрос и получить на него ответ, хочет быть активен, приблизиться к наблюдаемому предмету, познакомиться с ним    при посредстве    всех своих анализаторов. Все это невозможно в толпе. Чем моложе дети, тем малочисленнее должен быть их коллектив.

 

3. Экскурсия должна  быть обставлена  так, чтобы никакие привходящие  явления не отвлекали неустойчивое  внимание ребенка от главного, центрального. Размер поля  наблюдения, число предлагаемых вниманию  ребенка подробностей и деталей  должны быть точно продуманы соответственно  возрастным особенностям. Один и тот же предмет, явление может быть объектом наблюдения детей разных возрастов, но методы работы с материалом будут различны.

 

  4.  Экскурсия не должна  носить характер урока, формального учения. Она должна проводиться живо, увлекательно. Дети должны не только созерцать, но и двигаться, экспериментировать, а малышам надо предоставить возможность и поиграть. Что бы мы ни предлагали трехлетке, должны предлагать в форме игры.

 

5. Организатор экскурсии, педагог, должен к ней тщательно подготовиться, наметить план, предупредить учреждение, лиц, к которым дети будут приведены, договориться с ними о характере их участия.

 

6. В интересах максимального  использования экскурсии в целях  развития речи детей необходимо  заранее установить те  речевые  формы  (точная номенклатура и  т. п.), которые будут закрепляться  или предлагаться впервые.

 

7. Закрепление полученных  детьми восприятий и впечатлений тотчас по проведении экскурсии  (беседа, зарисовка, игра и т. п.) не только не обязательно, но часто недопустимо. Внутренняя  переработка    восприятий требует времени: определенные выводы должны созреть; дети самя так или иначе дают знать, когда это совершится, что к той или другой теме, предмету надо вернуться. Нам   неоднократно приходилось наблюдать крайне нежелательные реакции детей на предложение, а иногда и требование педагога: нарисуйте, слепите, что видели, иногда резко выраженный протест.

 

 Чем удачнее была  проведена экскурсия, чем более  она заинтересовала и увлекла  детей, тем разнообразнее они  будут в дальнейшем реагировать  на нее: припоминать, расспрашивать,  отражать виденное и пережитое  в игре, в изобразительной деятельности. Роль педагога при этом огромна. Он не только должен подхватить эти проявления интереса детей, вызванные экскурсией, руководить ими, направлять, но он должен активно способствовать их возникновению. Так, проведя с детьми экскурсию, допустим, в лес, он может потом вместе с детьми подобрать картинки к тому, что они видели во время экскурсии, нарисовать что-нибудь сам, попутно предложить нарисовать и детям. При этом неизбежно развернется беседа, оживут воспоминания, польется речь. Экскурсию, не увлекшую детей, незачем и пытаться оживить в их памяти: это никогда не удастся.

 

8. Число экскурсий,  допустим в шестидневку, должно  быть педагогически обосновано  и находиться в соответствии  с числом других занятий. Ни  один вид занятий не должен  преобладать в ущерб другим. Экскурсии, представленные слишком часто, могут надоесть детям, особенно если они носят формальный, скучный характер.

 

 

 

 

 

.Вопрос 3

 Общие требования  охраны труда</strong>

 

1.1.  К прогулкам  и экскурсиям допускаются дети  дошкольного возраста не имеющие  противопоказаний по состоянию здоровья.

 

1.2.  При проведении  прогулок и экскурсий соблюдать  правила поведения, установленные  режимы передвижения и отдыха.

 

1.3.  При проведении  прогулок и экскурсий возможно  воздействие на детей следующих  опасных факторов:

 

-  изменение установленного  маршрута движения, самовольное  оставление места расположения  группы;

 

-  потертости ног  при неправильном подборе обуви;

 

- травмирование ног  при передвижении без обуви,  а также без носок;

 

- укусы насекомыми;

 

-  отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

 

-  заражение желудочно-кишечными  болезнями при употреблении некипяченой  и небутылированной воды.

 

1.4.  При проведении  прогулок и экскурсий группу  детей должны сопровождать двое  взрослых.

 

1.5.  Для оказания  первой медицинской помощи при травмах обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

 

1.6.  При несчастном  случае сопровождающий обязан  оказать первую медицинскую помощь. При необходимости отправить  пострадавшего в лечебное учреждение.

 

1.7.  Дети должны  соблюдать установленный порядок  проведения прогулки,  экскурсии  и правила личной гигиены.

 

1.8. Сопровождающие допустившие  невыполнение или нарушение инструкции  технике безопастности , привлекаются  к ответственности.

 

<strong>2.Требования по технике безопасности перед проведением прогулки и экскурсии.

</strong>

 

2.1.  Пройти соответствующую  подготовку, инструктаж.

 

2.2.  Надеть удобную  одежду и обувь, не стесняющую  движений и соответствующую сезону  и погоде.

 

3. <strong>Требования по технике безопасности

</strong>

<strong>во время проведения  прогулки, экскурсии. 

</strong>

 

1.1.  Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя  экскурсии, воспитателя, самостоятельно  не изменять установленный маршрут

 

движения и не покидать место расположения группы.

 

3.2.  Общая продолжительность  прогулки и экскурсии составляет 1-4 часа.

 

3.3.  Не пробовать  на вкус какие-либо растения, плоды  и грибы.

 

3.5.  Не трогать руками  ядовитых насекомых , растений  и грибов, опасных животных, а  также колючих растений и кустарников.

 

3.6.  Во избежание  заражения желудочно-кишечными заболеваниями  не пить воду из открытых  непроверенных водоемов, использовать  для этого питьевую или кипяченую  воду, которую необходимо брать  с собой.

 

3.7.  Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки,  экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах.

 

3.9.  Уважительно и  бережно относиться к природе,  памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

 

<strong>4. Требования по технике безопасности

Информация о работе Влияние наблюдений на речь дошкольника