Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 13:58, курсовая работа
На современном этапе в российской системе образования идут бурные изменения: вводятся новые системы и технологии обучения. Наряду с этим рядом авторов были выявлены у учеников высокий уровень школьной тревожности, школьные неврозы.
В связи с этим, стала особенно актуальной проблема влияния школьного обучения на детей. Организация обучения с учётом психического состояния может служить мощным фактором улучшения социальной адаптации и психического развития личности, являться резервом повышения продуктивности обучения.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поэтому успешность освоения этой деятельности будет определять ход психического развития. Эмоциональное благополучие младших школьников также зависит от успехов и неудач в этой деятельности и от взаимоотношений с ее субъектами. Для детей младшего школьного возраста характерен жизнерадостный бодрый тон настроения. Оптимальное психическое состояние на учебных занятиях - комфортность переживаний и эффективность учебной деятельности, говорит о нормальном ходе развития младших школьников.
Стр.
Введение
3
ГЛАВА I. Педагогическая деятельность
6
1.1. Сущность педагогической деятельности
6
1.2. Виды образовательных систем
7
ГЛАВА II. Стратегии влияния педагогической деятельности
11
2.1. Основные познавательные процессы ребенка
11
2.2. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению
17
ГЛАВА III. Особенности детей младшего школьного возраста
24
3.1. Понятие младшего школьного возраста
24
3.2. Особенности восприятия
25
Заключение
31
Литература
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверсниками.
Учитывая, что у дошкольников игра была ведущей деятельностью, учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно связанна с игрой. Поэтому учебная деятельность может возникнуть только на определённой стадии развития игры.
Благодаря учебной деятельности рамки восприятия ребёнком окружающего мира расширяются. Неосознанные и вымышленные страхи прошлых лет сменяются более осознанными (уроки, природные явления, уколы).
Учебная деятельность побуждается различными мотивами. У ребёнка появляется стремление к саморазвитию и познавательная потребность. По мнению Дружинина В.Н. "Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи". Но не только результат учебной деятельности, оценка мотивируют маленького школьника, а также и сам процесс учебной деятельности: развитие и совершенствование себя самого как личности, своих талантов, способностей. "Школьник, становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных воздействий, в это же время приобретает личностные свойства и личностное отношение к тому, что он делает, и процессу обучения в целом".19
Возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых. Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых учеников Оценка выступает в роли поощрения. Оценка учителя помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий школьника, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Учитель в начальных классах школы не может ограничиться просто отметкой в журнале как оценкой деятельности ученика. Здесь важна содержательная оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить школьнику, почему поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. В последствии педагог, оценивая учебную деятельность детей, её результаты и процесс, формирует у детей критерии оценки. Младшие школьники всецело опираются на мнение учителя.
Заключение
В 7 лет ребенок поступает учиться в школу, что кардинально меняет социальную ситуацию его развития. Школа становится центром его жизни, а учитель - одной из ключевых фигур, во многом заменяющей родителей. Согласно концепции Э. Эриксона в этот период формируется важное личностное образование - чувство социальной и психологической компетентности (при неблагоприятных условиях развития - социальной и психологической неполноценности), а также способность дифференцировать свои возможности. Семилетний возраст также относят к критическим. У первоклассника могут проявляться особенности, не характерные для него в обычной жизни. Сложность учебной деятельности и необычность переживаний могут стать причиной тормозных реакций у подвижных и возбудимых детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных детей. Успех или неудача в школьной жизни определяют внутреннюю психическую жизнь ребенка.
Особую роль в жизни первоклассника играет учитель. Именно от него во многом зависит эмоциональное самочувствие ребенка. Оценка учителя является для него главным мотивом и мерилом его усилий, стремлений к успеху. Самооценка младшего школьника конкретна, ситуативна, имеет тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей и во многом зависит от оценок учителя. Преобладание в учебной деятельности у отстающих неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками учителя, ведет к нарастанию у школьников неуверенности в себе и чувства неполноценности. Справедливая и обоснованная оценка учителя, данная ученику, имеет значение для формирования позитивного отношения к нему одноклассников. По наблюдениям В. А. Сухомлинского, ошибки в поведении учителей приводят к отклонениям в поведении учеников. У одних они приобретают «характер взвинченности, у других - это мания несправедливых обид и преследований, у третьих - озлобленность, у четвертых - напускная беззаботность, у пятых - безучастность, у шестых - страх перед наказанием, у седьмых - кривлянье и паясниченье...»
Однако есть учащиеся, у которых даже под влиянием педагогических ошибок не формируется отклонений в поведении.
Гарантией устойчивости состояния таких детей является отношение родителей к ребенку. Если с раннего детства ребенок чувствует свою защищенность, у него вырабатывается «иммунитет» к социальным стрессам вне семьи. На практике же бывает скорее наоборот. Общение со школьником в семье не только не компенсирует трудности, возникающие у ребенка в школе, но и усугубляет их. Родители могут сами чувствовать неуверенность перед школой, у них могут актуализироваться страхи, связанные с собственным опытом обучения. Кроме того, не редкость - ожидание высоких результатов и активное демонстрирование своего недовольства в случае их недостижения. Ориентация на результативную, а не процессуальную сторону учебной деятельности ведет к тому, что ребенок всеми силами старается быть отличником в ущерб психологическому здоровью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бейниш Ланда. Мониторинг физического развития и физической подготовленности школьников/ Народное образование. 2008. №8
2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 2006.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 2005.
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. Учеб. Заведений. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, - 368 с.
5. Вступительная статья В.Н. Дружинина к хрестоматии «Психические состояния» под ред. Л.В. Куликова СПб, Питер 2001.
6. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.
7. Ефимов В.Ф. Использование информационно – коммуникативных технологий в начальном образовании школьников/ Начальная школа. 2009. №2.
8. Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений - М : Издательский центр «Академия», 2001.
9. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 2005.
10. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с., ил.
11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. – м.: ТЦ Сфера, 2009, - 464 с.
12. Никишина И.В. Инновационые педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007, - 91 с.
13. Новая шкала трудности учебных предметов в современной школе/ Александрова И. Э., Седова А. С., Степанова М.И./ Вестник образования России 2004 №9
14. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с. – (Настольная книга учителя)
15. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2000. - №2. –С. 11-18.
16. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.,1996.
17. Развивающее образование: теория, опыт, мнения. Межрегиональный сборник научно-практических материалов, посвященный 50-летию системы Д.Б Эльконина-В.В. Давыдова/под ред. Л.Н. лавровой. – Липецк:ЛИРО,2008.-203 с.
18. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Даниил Борисович Эльконин; Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005, - 384 с.
19. http://www.materinstvo.ru/art/
20. http://www.razumniki.ru/
1 Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М, 2005
2 Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2000.- №2.- с.11-18
3 Новая шкала трудности учебных предметов в современной школе / Александрова И.Э., Седова А.С., Степанова М.И., / Вестник образования России 2004 № 9
4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М., Просвещение, 2005
5
Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические
средства обучения и методика их использования:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб,
заведений - М : Издательский центр «Академия»,
2001 – 256 с.
6 Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – М., 1996
7 http://www.materinstvo.ru/art/
8 То же
9 То же
10 http://www.razumniki.ru/
11 Развивающее образование: теория, опыт, мнения. Межрегиональный сборник научно-практических материалов, посвященный 50-летию Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова / под ред. Л.Н. Лавровой. – Липецк: ЛИРО, 2008. – 203 с.
12 Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся, пед. училище – М.: Просвещение, 1980. - с.262
13 Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – м., 1996. - с. 267
14 Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - с. 242
15 Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов выяших учебных заведений / Д.Б. Эльконин – 2-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
16 Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
17 Вступительная статья В.Н. Дружинина к хрестоматии «Психические состояния» под ред. Л.В. Куликова СПб, Питер, 2001 - с. 251
18 Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы / Л.М. Новикова, И.В, Самойлова. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с. (Настольная книга учителя)
19 Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - с. 206