Влияние принципа наглядности на развитие памяти младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время всё большее и большее внимание в процессе обучения отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей. Также наглядность влияет на развитие памяти.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………..5
1.1 Процесс развития памяти у младших школьников………….5
1.2 Принцип наглядности………………………………………….17
1.3 Влияние принципа наглядности на развитие памяти……….22
Глава 2. Практическая часть……………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 71.53 Кб (Скачать файл)

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

     Про наглядное  обучение К.Д. Ушинский писал в  своём учебнике "Родное слово": "Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое  строится не на отвлеченных  представлениях и словах, а на  конкретных образах, непосредственно  воспринятых ребенком: будут ли  эти образы восприняты при  самом ученье, под руководством  наставника, или прежде, самостоятельным  наблюдением ребенка, так что  наставник находит в душе дитяти  уже готовый образ и на нем  строит ученье.

     Детская природа  ясно требует наглядности. Учите  ребенка каким-нибудь пяти неизвестным  ему словам, и он будет  долго  и напрасно мучиться над  ними; но свяжите с картинками двадцать  таких слов и — ребенок усвоит  их налету. Вы объясняете ребенку  очень простую мысль, и он вас  не понимает: вы объясняете тому  же ребенку сложную картину, и  он вас понимает быстро. Попробуйте  одно и то же происшествие  рассказать двум детям, одинаково  способным: одному — по картинкам, другому без картинок, — и вы  оцените тогда все значение  картинок для ребенка... Ничем  вы не можете так быстро  разрушить стену, отделяющую взрослого  человека от детей, и в особенности  учителя от учеников, как показывая  и объясняя детям картинки. Если  вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, — начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринужденно. При наглядном обучении учитель, так сказать, присутствует при самом процессе формирования языка в детях и может направлять этот процесс. Причем главное дело опять делает та же картинка: она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно. Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление».

     Исходя  из  выше сказанного, мы можем выдвинуть  следующие законы наглядности, которыми  должен руководствоваться современный  учитель:

  • «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается».
  • «Если иногда нет на лицо вещей, то можно вместо них применять копии или изображения, пригодные для обучения».
  • Используйте различные виды наглядности – натуральные объекты, схемы, картинки, карты, муляжи, изображения на экране. Лучшее наглядное пособие – которое сделано самими учениками.
  • Не ограничивайтесь наглядностью, она лишь средство обучения. Наглядность может быть источником учебной проблемы, способом представления ученического результата, средством систематизации знаний, формой самооценки.

     Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.

    

Методы наглядного обучения

    Технологию  наглядного обучения  условно  можно  подразделить  на  две  большие  группы: методы  иллюстраций  и демонстраций.

      Метод  иллюстраций предполагает  показ ученикам  иллюстративных  пособий: плакатов,  карт,  зарисовок на  доске, картин, портретов ученых.

       Метод  демонстраций обычно  связан  с демонстрацией приборов, опытов, технических  установок,  различного  рода  препаратов. К демонстрационным    методам относят  также  кинофильмов  и  диафильмов.

При  наглядных  технологиях  используются  приемы  показа,  обеспечения  лучшей  видимости (применение  экрана, подкрашивание,  подсвет,  подъемные  приспособления и др.), обсуждение  результатов  проведенных  наблюдений, демонстраций и  пр.

 В  последние  годы  практика обогатилась  целым  рядом  новых  средств  наглядности. Созданы  новые,  более  красочные  географические  карты  с пластмассовым  покрытием, альбомы иллюстраций  по  истории,  литературе,  географические  атласы  с  фотографиями,  сделанные  со  спутников. В практику  обучения  вошли  аппараты  ЛЭТИ, кодоскопы,  позволяющие  в  дневное  время  без  затемнения   класса  показывать  рисунки,  схемы,  чертежи, изготовляемые  учителем  на  прозрачной  пленке. На  уроках  стали применяться  зарисовки  на  листах  ватмана с помощью    широких  фломастеров,  позволяющие  раскрывать динамику  изучаемого  явления.  Во  многих  школах  оборудованы  экраны   дневного  кино,  когда  киноаппарат  устанавливается  в лаборантской  комнате,  фильм  демонстрируется  на  матовое  стекло,  помещенное  над  классной  доской.

        Рациональное  применение  средств  наглядности  позволяет  достичь  большого  образовательного   и  воспитательного  эффекта,  создает  благоприятные  возможности  для  развития  абстрактного  мышления  учеников.

       Применение  метода  демонстрации  учебного  кино  стало довольно   обычным явлением   в  практике  обучения. Во всех  городах  и  крупных  районах  созданы  фильмотеки,  которые  по заявкам  преподавателей  присылают  необходимый   фильм. Перечень  основных  учебных  фильмов  нашел  теперь  отражение  в  школьных  программах,  что  значительно  облегчает  выбор их  учителям. В  учебном  процессе  применяют  как  полные  фильмы  по  теме,  так  и  кинофрагменты.  Для  закрепления   всей   темы   эффективно  используются    полные  фильмы  по  теме. Конечно, возможен вариант фрагментарного применения полных фильмов во время изучения новой темы, что и пытаются делать многие учителя.

Мультимедийные курсы - взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

    Презентации к урокам. Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Хотя это подходит только визуалам, аудиалам можете хоть десять раз показывать, но поймут они вас, когда услышат, а кинестетикам можно говорить и показывать много раз, но пока они не пощупают, не полистают - эффекта будет мало. Поэтому презентация не может быть на уроке в начальной школе самостоятельной, только в сочетании с объяснением и комментариями учителя, практической деятельностью.

Логические игры, они же головоломки, они же пазлы, они же задачи на мышление, очень полезны для собственного развития человека. Когда вы решаете логические игры, развивается логическое мышление, скорость мышления, вы начинаете быстрее находить решения поставленных задач, что так полезно в современном быстро меняющемся мире. Логические игры незаменимы для развития детей школьного и дошкольного возрастов. Все логические игры имеют ярко выраженную математическую направленность, это математика, геометрия. Если вы хотите развивать вашего ребенка в так называемом творческом русле - музыка, танцы и т.п., возможно логические игры будут бесполезны для творческих профессий. но бесспорно помогут симметричному развитию личности.

Тестовые оболочки - это универсальная программа-оболочка, позволяющая преподавателям самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML. Программа широко используется во всем мире для создания заданий на различных языках по различным дисциплинам.

   Ресурсы Интернет. Использование интернет – ресурсов позволит предоставлять учащимся информацию по предмету таким образом, чтобы они смогли самостоятельно выбирать собственную траекторию изучения материала, как индивидуально, так и в группах.

  Электронные энциклопедии представляет собой научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний.

   Таким образом, значение наглядности на уроках велико и использование их очень широко.

 

1.3 Влияние принципа наглядности на развитие памяти

У большинства людей зрительная память развита лучше, чем остальные другие виды памяти. В это число входят и младшие школьники. Так как они в этом возрасте память является наглядно-образной, т.е. основанной на зрительных образов. Поэтому на уроках в начальных классах широко реализуется принцип наглядности. Процесс запоминания происходит «фотографически», даже и непроизвольно.

Фридман, Л. М в своей работе «Наглядность и моделирование в обучении» говорит, что для наиболее лучшего запоминания ученики могут сами рисовать наглядности в класс. Например, различные календари, схемы, дневники наблюдений и т.д. Так же используется самостоятельная форма с текстами: сочинения, сказки, истории. Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом. Тем не менее результат запоминания обычно выше при опоре на наглядный материал, так что широкое использование в школе наглядных средств обучения является закономерным и эффективным.

При воспроизведении результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. При этом для лучшего запоминаются наиболее яркие образы, картинки.

В следующей книге Фридман, Л. М. «Психологический справочник учителя» автор объясняет необходимость наглядного обучения, в особенности в младшем возрасте, педагоги мотивировали особенностями памяти. Память в младшем школьном возрасте претерпевает значительные изменения.

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик.

При организации учебной деятельности школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. При преподнесении учебного материала следует по возможности адресоваться к различным анализаторам (зрительному, слуховому и двигательному), т.к. это благоприятствует лучшему закреплению и так как в каждом классе встречаются учащиеся различных типов памяти, т.е. использованию наглядности.

Интерес и все то, что вызывает и поддерживает его, например, показ иллюстраций, демонстрация опыта на уроке и т. д. являются мощным ориентировочным подкреплением, содействующим выработке и укреплению временных связей.

Исследованиями психологов показано, что с возрастом становится продуктивнее запоминание как наглядного, так и словесного материала. Вместе с тем запоминание наглядного материала превалирует над запоминанием словесного материала. В разном возрасте это преимущество оказывается, однако, неодинаковым, а именно: чем старше возрастаем больше сглаживается разница между запоминанием наглядного и словесного материала. При правильном использовании слова и образа в объяснении учителя на уроке усиливается положительная роль образа при запоминании словесного материала, а также роль слова, описания при запоминании наглядного материала. Образ помогает лучшему уяснению материала и лучшему его запоминанию. Однако в самостоятельной работе школьники не всегда прибегают к этому. Постановкой некоторых учебных задач учитель может стимулиро­вать учащихся   к использованию ими образов при запоминании.

Как показали психологические исследования, различные учебные задачи по разному стимулируют школьников к использованию наглядных образов как опоры запоминания. В условиях обычной задачи — запомнить материал — школьники недостаточно используют образы. Подготовка к устному ответу на уроке также мало стимулирует учеников к использованию образов в процессе запоминания словесного материала. И, наоборот, задача письменного изложения знаний по литературе или задание составить план заучиваемого материала по географии, истории при подготовке домашнего задания побуждает школьника к активному использованию образов или наглядных представлений. Запоминание наглядного материала будет полнее, содержательнее, если восприятие такого материала сочетается с словесным описанием, с объяснением. Так, например, во время экскурсии в природу или на производство школьники наглядно воспринимают сами предметы в естественной обстановке. Организуя восприятие этих предметов, учитель дает пояснения, подчеркивает отдельные детали и тем самым содействует более полному их восприятию и лучшему запоминанию. При правильном использовании слова и образа в объяснении учителя на уроке усиливается положительная роль образа при запоминании словесного материала, а также роль слова, описания при запоминании наглядного материала. Знания, усваиваемые детьми в школе, оказываются формальными, мертвыми знаниями, если они не соотносятся с реальной действительностью, с реальными предметами и их образами. Правильно используя наглядность в обучении, учитель содействует осмысленному запоминанию знаний школьниками

 

Глава II. Практическая часть

Для развития памяти младших школьников с использованием широкого круга наглядности на базе МОУ Гуртлудская ООШ был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 10 человек. Список детей приведён ниже.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий  этап - первичная диагностика уровня  развития памяти младших школьников.

2 этап – формирующий  этап – проведение упражнений  на развитие памяти с помощью  наглядности.

3 этап – контрольный  этап - повторная диагностика уровня  развития памяти детей младшего  школьного возраста, проведение  анализа полученных результатов.

С целью определения уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста использовались методики:

Оценка уровня памяти

1.

       В течение 1 минуты ученики читают список из 25 слов, затем  в течение 5 минут запиши все слова, которые удалось запомнить, в любом порядке.

Список слов: сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, Карпаты, Гималаи, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт.

Информация о работе Влияние принципа наглядности на развитие памяти младших школьников