Влияние принципа наглядности на развитие памяти младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:33, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время всё большее и большее внимание в процессе обучения отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей. Также наглядность влияет на развитие памяти.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………..5 1.1 Процесс развития памяти у младших школьников………….5 1.2 Принцип наглядности………………………………………….17 1.3 Влияние принципа наглядности на развитие памяти……….22 Глава 2. Практическая часть……………………………………………..25 Заключение………………………………………………………………..30 Список литературы……………………………………………………….31
После выполнения задания необходимо
подсчитать количество написанных слов
– это и будут заработанные баллы. Теперь
можно перейти к оценке результатов:
6 баллов и меньше –
твоя память (в первую очередь
зрительная) не в лучшем состоянии,
но это не безнадёжно: помогут
упражнения на развитие зрительной
памяти;
7 – 12 баллов – твоя
память не так уж плоха, но,
скорее всего, ты не умеешь
сосредотачиваться, а это мешает
запоминанию. В этом случае ещё
раз обрати внимание на упражнения
на развитие концентрации внимания;
13 – 17 баллов – вполне
приличный результат. Можно рассчитывать,
что память тебя не подведёт
в ответственный момент;
18 – 21 балл – отличный
результат, который доказывает, что
у тебя незаурядная память;
Свыше 22 баллов – у тебя прекрасная
память. Так держать!
2.
Дан набор букв. Задача учеников:
за 20 секунд запомнить буквы.
К
а
б
м
н
и
ж
ч
с
у
Результат:
5-6 букв: низкий результат
7-8 букв: средний результат
9-10 букв: высокий результат
Таким образом, в результате
проведенной работы на констатирующем
этапе эксперимента было установлено,
что все испытуемые запомнили от 28% до
40% слов, имеют уровень развития памяти
ниже среднего. В результате второй методики.
Анализ полученных результатов
позволил сделать вывод о том, что большая
часть испытуемых имеет средний и низкий
уровень развития памяти и нуждается в
коррекции. Следовательно, результаты
констатирующего этапа исследования требуют
проведения формирующего этапа эксперимента
в соответствии с предложенной гипотезой.
Рассмотрим некоторые приемы
и упражнения для развития памяти и облегчения
запоминания.
1. Прочтите с доски первый ряд
слов и запишите по памяти.
То же самое проделывается с
каждым последующим рядом.
Слова записаны на доске мелом,
то есть учащиеся воспринимают «слабоконтрастные»
графические знаки.
паук, часы, волк,
лиса
книга, белка, щенок,
слива
грибок, ворона, килька,
фартук
2. Зрительные диктанты.
На доске заранее сделала запись
из двух или трех строк, временно закрытая.
Когда запись открывается, учащиеся читают
первую строку два раза: первое чтение
— знакомство, второе — выделение «опасных»
мест в словах. Как только запись опять
закрывается, дети сразу же закрывают
глаза и представляют зрительно все: и
предложение, и слова, и каждую букву, в
них входящую.
В этот момент зрительная память
помогает, так как один из секретов кратковременного
запоминания — повторить материал в первые
же секунды.
Следующее действие — запись
в тетрадь.
План зрительного диктанта:
а) читаю первую строку два раза;
б) представляю ее зрительно;
в) записываю в тетрадь.
По окончании работы весь материал
будет открыт для самопроверки.
Даётся оценка зрительной памяти:
две ошибки — пока «плоховато» одна —
«хорошо», а если ошибок нет, то вы получаете
титул «Принц (или Принцесса) Зоркий Глаз».
3. «Запомни фигуры». Дан набор
карточек с различными изображениями.
Задача учеников: как можно лучше и быстрее
запомнить фигуры.
Для того чтобы хорошо запомнить
материал, можно использовать такой прием,
как классификация, т.е. объединение в
группы похожих чем-то предметов.
4. Детям представлен какой-либо
предмет. Даётся задание: смотрите спокойно
на предмет некоторое время, но очень внимательно,
стараясь запечатлеть его в своей памяти.
Затем закройте глаза и попытайтесь припомнить
этот предмет с максимальной точностью.
Постарайтесь вспомнить ее размер, все
подробности и запечатлейте все это в
своем мозгу. Потом откройте глаза, взгляните
еще раз на предмет и посмотрите, насколько
он отличается от созданного образа. Затем
задаются вопросы по внешнему облику предмета.
На контрольном этапе была проведена
работа с аналогичными констатирующему
этапу заданиями.
Сравнение данных констатирующего
этапа с данными, полученными на контрольном
этапе показывает, что испытуемые запомнили
от 35% до 62% слов, количество с уровнем ниже
среднего уровнем развития памяти уменьшилось
и увеличилось количество испытуемых,
имевших средний уровень развития памяти.
В целом, это доказывает, что содержание
и приемы формирующего этапа эксперимента
были выбраны правильно и оказались эффективными
для повышения уровня развития памяти
у испытуемых.
Ученик
Результаты констатирующего
эксперимента
Результаты контрольного эксперимента
Даша К
11 слов
13 слов
Наташа П
7
15
Лена К
9
10
Максим Г
10
10
Костя Н
8
13
Слава М
10
12
Катя П
10
12
Ксюша И
11
10
Соня М
9
11
Лера Ш
9
15
Заключение
Память играет в жизни человека
большую роль. Она лежит в основе любого
психологического явления, связывает
прошлое человека с его настоящим, обеспечивает
единство личности. У младших школьников
память считают ведущим психическим процессом.
В этом возрасте запоминание происходит
главным образом непроизвольно, что обусловлено
недостаточно развитой способностью к
осмыслению материала, меньшей возможностью
использования ассоциаций и недостаточным
опытом и незнакомством с приемами запоминания.
Основным направлением развития памяти
в младшем школьном возрасте является
стимулирование запоминания с помощью
наглядных методов, т.к. у большинства
детей развита зрительная память.
На констатирующем этапе эксперимента
мы определили уровень развития памяти
у учащихся 4 класса и установили, что большинство
учащихся имеют уровень развития памяти
ниже среднего. Для развития памяти с помощью
наглядного принципа обучения нами был
проведен формирующий этап эксперимента,
в котором использовались предложенные
методики.
Для анализа реализованных
мероприятий по развитию памяти младших
школьников нами был проведен контрольный
этап эксперимента, который выявил, что
уровень развития памяти стал средним,
что говорит об эффективности проведённой
работы.
Таким образом, задачи, поставленные
в начале работы, были решены, цель исследования
достигнута, гипотеза подтверждена.
Литература:
А 36 Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология схемы и тесты. - М.: Владос-пресс, 2004. - 208 с.
В 29 Венгер, Л. А. Вот и вышел человечек... [Текст]. - М.: Карапуз, 2010. - 256 с.
В 64 Возрастная и педагогическая
психология [Текст] хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
Г 17 Гальперин, П. Я. Введение в психологию
[Текст] : учеб. пособие для студентов вузов /П. Я. Гальперин.- М. : КДУ, 2005.- 336 с.
Г 29 Гейссельхарт, Р. Р. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания [Текст] /Роланд Р. Гейссельхарт, Кристиане Буркарт .- М. : Омега-Л, 2006.- 125 с
Д 13 Давыдов, В. В. Лекции по общей
психологии [Текст] учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
К 63 Коменский, Я. А. О воспитании
[Текст] для педагогов, родителей и студентов
педвузов . - М.: Школьная пресса, 2003. - 191 с.
Лапп Д. Искусство помнить и забывать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - superidea/intel/mem/lapp. htm - Дата доступа: 29.10.2009
М 15 Максименко, С. Д. Общая психология.
Учебник для вузов . – М.: Рефл-бук: Киев: Ваклер, 2001. – 258 с.
Н 50 Немов, Р. С. Психология [Текст]: в 3-х кн. : учеб. для студ. пед. вузов /Р.С. Немов .- М. : Владос, 2000.- 688 с.
О-28 Общая психология [Текст]
Курс лекций для первой ступени пед. образования . - М.: Владос, 2001. - 448 с.
П 44 Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: в 3 кн. новый курс: учеб. для студ. пед. вузов . - М.: Владос, 2007. - 463 с.
Р 17 Развитие памяти и внимания [Текст] . - М.: Бао-Пресс: Рипол классик, 2006. - 239 с.
У 94 Ушинский, К. Д. Избранные
труды [Текст]: в 4 кн. . - М.: Дрофа, 2005. - 640 с.
Ф 88 Фридман, Л. М. Наглядность
и моделирование в обучении [Текст] /Л.
М. Фридман .- М. : Знание, 1984.- 80 с.
Ф 88 Фридман, Л. М. Педагогический
опыт глазами психолога [Текст] : кн. для
учителя /Л. М. Фридман .- М. : Прсвещение, 1987.- 224 с.
Ф 88 Фридман, Л. М. Психологический
справочник учителя [Текст] /Л. М. Фридман,
И. Ю. Кулагина .- М. : Просвещение, 1991.- 288 с.
Ф 88 Фридман, Л. М. Психология
воспитания [Текст] кн. для всех, кто любит
детей . - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 208 с.
Э 74 Серия «Эрудит». Психология
– М.: ООП «ТД» Издательство «Мир Книги»,
2006. – 192 с.: ил.