Влияние стиля педагогического общения классного руководителя на взаимоотношения учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Труд, познание, общение… Важнейшие области человеческой жизнедеятельности. Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это "роскошь", а в другом – профессиональная необходимость. Ведь некоторые виды человеческого труда просто невозможны без общения. Именно таким видом деятельности является работа педагога. Структура педагогического труда насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов, но одной из самых сложных его сторон является общение, когда происходит воздействие личности на личность.

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим коллективные отношения детей усложняются; возникает группа, выступающая как своеобразное ядро коллектива, - появляется актив.

Выделение актива – очень сложный и противоречивый процесс. Учителю надо постоянно помнить, что далеко не всегда активный ученик выполняет общественные поручения из коллективистских побуждений, из желания действительно принести пользу другим детям. Нередко мотивом бурной деятельности отдельных школьников служит стремление показать себя, занять привилегированное положение среди сверстников. Опасно, если в классе выделяется группа, так сказать, «профессиональных руководителей» других учеников. Вот у этих маленьких «профессионалов» и возникают нередко черты себялюбия, тщеславия, презрения к рядовым членам коллектива.

При отсутствии соответствующей воспитательной работы ответственность у детей перед коллективом не возрастает. Чтобы повысить чувство ответственности, общественная работа в коллективе должна оцениваться не столько взрослыми, сколько самими детьми.

Часто классы, на первый взгляд деятельные и жизнеспособные, становятся совершенно беспомощными, очутившись без руководства учителя. Оставшись наедине друг с другом, дети настолько меняются, и уже, казалось бы, сформировавшиеся коллективные отношения оказываются настолько слабыми, что класс становится трудно узнать. Педагоги учитывают эту опасность и специально вырабатывают у учеников умение самостоятельно действовать, самостоятельно решать неожиданные вопросы. Достигается это и всей системой воспитательной работы, и специальными тренировочными заданиями. Воспитание самостоятельности требует наблюдательности и такта со стороны педагога. [20, 313]

Дружеские отношения успешно формируются в совместной деятельности учеников. Парные, групповые, коллективные формы организации обучения и общения в сочетании со значимым для школьника содержанием создают условия для позитивного формирования межличностных отношений в классном коллективе, самовыражения каждого его члена. [24, 6]

Проявляя свою потребность в общении, ученики начальных классов обнаруживают значительные индивидуальные особенности.

В 5-ом классе происходит резкий перелом, обостряется желание участвовать во всем происходящем в классе. Наряду с установлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. Конечно, уже в начальных классах ребенок стремится занять определенное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фактическим положением. Но у подростков все эти тенденции проявляются более остро.

В подростковом возрасте потребность в общении проявляется также и в активном поиске близкого друга. Общение с близким товарищем, отмечает Т.В. Драгунова, выделяется для подростка в совершенно особый вид деятельности, которая может быть названа деятельностью общения, чьим предметом является товарищ-сверстник как человек. С одной стороны, эта деятельность существует в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с другой — реализуется в форме размышлений о поступках товарища и взаимоотношениях с ним. В юношеском возрасте потребность в общении становится более глубокой по содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников.

Подлинные мотивы выбора товарища часто лежат в эмоциональной сфере ребенка и не всегда отчетливо осознаются. Примерно треть мотивировок имеют деловой характер: они связаны с хорошей учебой сверстника, со стремлением получить и оказать помощь в учебе. Также встречаются мотивировки, отражающие такие качества одноклассника, как наличие разнообразных навыков и способностей. [20, 314] Анализ мотивировок показывает их зависимость от возраста школьников и от воспитательной работы в классе.

Положение человека в группе зависит от его личностных качеств и от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. Одно и то же сочетание личных качеств может обусловить совершенно различные положения человека в зависимости от стандартов и требований, сложившихся в конкретной группе (А.И. Донцов, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и др.). Нередки случаи, когда ученик, привыкший занимать высокое положение в классе, при переходе в другую школу или даже параллельный класс оказывается практически в противоположной ситуации. Те качества, которые в одном коллективе оценивались как положительные (стремление хорошо учиться, принципиальность, вежливость и т.д.), в новом контексте могут быть восприняты как стремление выслужиться перед учителем. Реальное положение ученика в коллективе зависит от внутренних свойств личности, от внешней реакции коллектива, от мнения классного руководителя и учителей. [20, 315]

Оказывается, для того чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими яркими особенностями; для того же чтобы попасть в число непопулярных, и даже изолированных, детей, достаточно обладать одной-двумя отрицательными чертами. Также в межличностных отношениях учащихся в классном коллективе существует связь между успеваемостью и положением ученика в коллективе. Обнаружилось, что почти половина детей во всех классах занимает в системе личных взаимоотношений положение, не соответствующее их успеваемости. [20, 316]

Указать круг привязанностей ученика в классе на основании даже длительного знакомства с ним составляет очень трудоемкую задачу для педагогов. Данные о положении ребенка в системе личных взаимоотношений и о факторах, которыми оно определяется, могут помочь классному руководителю установить доброжелательные отношения в детском коллективе. Конечно, в каждом отдельном случае необходим глубоко индивидуальный подход.

Формирование отношений в классе – процесс педагогически управляемый. Самое важное в этом случае – уметь наладить контакт ученика с классным руководителем. Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу. Если классный коллектив является органической частью школы, он не только сам активнее развивается, но обогащает и общешкольный коллектив своим особенным, присущим только ему содержанием. [18, 193] 
Глава II. Практические рекомендации по использованию стилей педагогического общения

 

2. 1. Влияние стиля педагогического общения классного руководителя

на взаимоотношения учащихся

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап её развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой – о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

В продуктивных стилях общения реализуется логика общения, подсказанная в свое время А.С. Макаренко: «…я не столько педагог, сколько старший, который руководит жизнью своих воспитанников при их же участии». Такой подход, естественно, предполагает дружественное общение учителя с учениками на основе увлеченности совместной деятельностью. Стиль общения классного руководителя непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в классе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. [4]

От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. [19] Изучив педагогическую и методическую литературу, мы выявили некоторые особенности влияния стилей педагогического общения на взаимоотношения учащихся в классном коллективе.

Авторитарный стиль

Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искажённому пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как «умение выходить сухим из воды», «умение использовать других для выполнения того, что должен сделать сам», «умение заставить других беспрекословно подчиняться», «внешняя привлекательность и физическая сила» и т.п. [19]

Попустительский стиль

При использовании педагогом попустительского стиля общения наблюдается отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны. При использовании классным руководителем попустительского стиля общения присутствуют дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчуждённость, демонстративное подчёркивание своего доминирующего положения. [19] Попустительский стиль общения ведёт к безответственности и своеволию учеников, не побуждает к инициативе, самостоятельности, не ведёт к развитию взаимоотношений в коллективе и развитию самой личности.

Демократический стиль

Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнёр в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринуждённой, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи. Демократический стиль общения классного руководителя с учащимися – единственный реальный способ организации их сотрудничества. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создаёт возможности для взаимной персонализации педагога и школьников. [19]

 

2. 2. Практические рекомендации  по использованию классным руководителем

стилей педагогического общения

Проблема формирования межличностных взаимоотношений актуальна для всех учителей, которые связывают школьную успешность ребёнка не только с его способностями к изучению учебных предметов, с интеллектуальным развитием, но и с положительным эмоциональным развитием, готовностью к конструктивному взаимодействию с коллективом сверстников. Поэтому перед классным руководителем стоят непростые задачи: изучать межличностные отношения учащихся; применять методы и формы организации их совместной деятельности, как на уроке, так и во внеучебное время; целенаправленно обучать школьников общению и сотрудничеству. [23, 7]

Любой классный руководитель знает, что от уровня сплочённости коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворённость жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому педагогу. Именно в таком коллективе формируется умение существовать в обществе, развиваются разнообразные коммуникативные навыки. [4, 76] Одним из факторов для создания в классном коллективе атмосферы сотрудничества и взаимопомощи является стиль педагогического общения, который будет выбран классным руководителем для организации деятельности учащихся.

Практическая значимость нашей работы состоит в разработке рекомендаций по использованию классным руководителем стилей педагогического общения, а также некоторых приёмов работы с учащимися. Разработанные нами рекомендации помогут классному руководителю создать в классном коллективе творческую атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.

  • Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль, при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности учащихся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей.
  • При выборе педагогом демократического стиля руководства достигается лучшая групповая сплочённость и удовлетворённость учащихся от общения с классным руководителем и одноклассниками, а также при выполнении коллективных дел.
  • Педагогам, которые используют демократический стиль руководства, свойственно адекватно оценивать возможности учащихся, что нельзя сказать об учителях с авторитарным и попустительским стилями руководства.
  • У авторитарных педагогов внешние показатели успешности деятельности (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. Помните, что авторитарный стиль педагогического общения ведёт к заниженной самооценке учащихся, проявлению культа силы у некоторых учеников, а также присутствует состояние незащищённости, тормозится развитие способности к саморегуляции поведения, что ведёт к разобщённости детского коллектива и препятствует построению в нём дружественных взаимоотношений.
  • Использование классным руководителем попустительского стиля общения ведёт к безответственности и своеволию учеников, не побуждает их к инициативе, самостоятельности, не ведёт к развитию взаимоотношений в коллективе и развитию самой личности.
  • Достаточно результативным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения (по В. А. Кан-Калику). Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся. Однако дружественность должна быть педагогически сообразной, т. к. определённая мера дистантности сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия.
  • Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции часто порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися и являются бесперспективными. А также в реальном педагогическом процессе возможны конфликтные отношения и между детьми.
  • Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимном уважении учителя и учащихся, на утверждении достоинства личности школьников и собственного достоинства педагога. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, понимать каждого, создавать условия для самоутверждения его в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
  • Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам – это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе.
  • Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Учитесь слушать детей. Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. Чаще улыбайтесь детям.

Информация о работе Влияние стиля педагогического общения классного руководителя на взаимоотношения учащихся