Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 22:03, курсовая работа
Труд, познание, общение… Важнейшие области человеческой жизнедеятельности. Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это "роскошь", а в другом – профессиональная необходимость. Ведь некоторые виды человеческого труда просто невозможны без общения. Именно таким видом деятельности является работа педагога. Структура педагогического труда насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов, но одной из самых сложных его сторон является общение, когда происходит воздействие личности на личность.
Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап её развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности и особенно к культуре общения педагога.
Общение в педагогической работе очень важно. С помощью педагогического общения не только передаются знания и умения, но и изменяются свойства личности учащихся, устанавливается контакт между участниками процесса общения, меняются мнения и установки. [10, 313] В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения.
Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения.
Очень большой значение уже на первых этапах формирования коллектива имеет создание его жизнеспособной структуры. Положение ученика в группе зависит от его личностных качеств и от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
Формирование отношений в классе – процесс педагогически управляемый. Самое важное в этом случае – уметь наладить контакт ученика с классным руководителем, который является организатором, координатором деятельности учащихся в классе. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.
Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы его работы, которые определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Позиция классного руководителя в детском коллективе определяется прежде всего видом совместной деятельности, которая может изменяться от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.
Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплочённости коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворённость жизнью в школе всех ребят.
Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения. [19] Под стилем педагогического общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм. В стиле отражаются характерная для педагога манера обращения к ученикам, особенности предъявления им своих требований, отношение к учащимся со стороны учителя. Стиль педагогического общения проявляется педагогом и в особенностях поощрений и наказаний к своим воспитанникам и ученикам, установлении с ними определённой дистанции общения. Именно поэтому стиль педагогического общения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности. От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителями и между собой.
Различные особенности стилей педагогического общения и их использование учителем, классным руководителем оказывают неодинаковое воздействие на характер эмоциональных переживаний учащихся, на характер взаимоотношений в классном коллективе, на их поведение на уроке и в школе.
Следует подчеркнуть, что стиль общения – динамическая структура, отражающая соотношение между различными формами обращений. Это значит, что педагоги прибегают к многим из них, но у одного преобладают формы какого-либо определённого стиля, а у другого совершенно иного, в то же время при изменении ситуации соотношение между этими формами обращений может изменяться.
Вместе с тем в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. Как показали многочисленные исследования демократический стиль общения педагога с учащимися - единственный реальный способ организации их сотрудничества.
Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважении ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности. Если классный коллектив является органической частью школы, он не только сам активнее развивается, но обогащает и общешкольный коллектив своим особенным присущим только ему содержанием.
Классификация Л. Б. Ительсона
Л.Б.Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим стилями целый ряд промежуточных:
Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е. всецело зависят от личности педагога.
Классификация В. А. Кан-Калика
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения: [20, 490]
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции часто порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися.
Классификация М. Талена
Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом. [20, 491]
Модель I — «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II — «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III — «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель V — «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI — «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное — конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию, — выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.