Влияние табакокурения на здоровье детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение влияния курения на развитие детей и подростков.
Объект исследования: развитие детей и подростков.
Предмет исследования – влияние табакокурения на развитие детей и подростков.
Задачи исследования:
1.Изучение теоретической литературы по проблеме исследования.
2.Выявление условий, влияющих на распространение табакокурения у подростков.
3.Обозначение мотивационных аспектов тяги к курению.
4.Рассмотрение причин курения молодого поколения и условий отказа от курения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Табакокурение детей и подростков как социальная проблема………4
1.1 Причины курения молодого поколения…………………………………….4
1.2 Мотивационные аспекты курения подростков……………………………..9
1.3 Как бросить курить…………………………………………………………..13
1.4Отказ от курения и педагогические аспекты коррекции поведения ……...18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Почернин.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

- материальные затраты  (трата денег)

днако, несмотря на множество  негативных сторон курения, оно, по мнению молодежи, имеет всего три, но очень веских положительных момента:

- снятие напряжения (курение  - хороший способ расслабиться, отвлечься  от проблем; подобный стереотип  складывается вследствие психологических  защит: подросткам, совершающим  порицаемые  обществом действия,  необходимо  оправдаться как перед собой, так и перед окружающими);

- возможность повысить  собственный авторитет (в подростковой  и молодежной среде курение  воспринимается как признак взрослости; по их мнению, курящим легче найти себе компанию, чем некурящим);

- сплочение группы (подростки  считают, что курение сплачивает  компанию; легче завязывается разговор; во время курения легче познакомиться  с другими ребятами).

Основным мотивом начала курения является желание приобрести друзей, стать «своим» в компании сверстников или старших ребят. Сигарета для подростков является своего рода паролем, благодаря которому подросток может попасть на желаемую территорию и быть уверенным, что его примут. Куря, подросток показывает членам референтной группы, что он такой же, как они.

Близким мотивом считается  влияние сверстников. Это влияние  огромно. Наиболее активным и инициативным подросткам просто необходимо, чтобы  за ними последовали товарищи, и  ради этого они идут на все. Справиться с давлением сверстников порой бывает очень трудно, особенно в случае открытого вызова: «Почему бы тебе не попробовать закурить? Боишься, что застукают?» Или, может быть, даже: «Да у тебя не хватит смелости, сопляк!» Или еще хуже, в форме угрозы: «Кури, или...» Отказ несет в себе риск исключения из общей толпы. Иногда давление сверстников носит скрытый характер, и его трудно распознать сразу: например, восхищение старшим и популярным подростком, который курит.

Кроме того, курение «дает  ребятам» шанс достаточно легко доказать себе и окружающим свою взрослость и независимость. Курение - неодобряемое, а иногда и запрещенное занятие, поэтому, нарушив запреты и идя наперекор мнению взрослых, подросток испытывает удовлетворение от собственной смелости, чувствует себя самостоятельным, способным не обращать внимания на мнение взрослых.

Довольно сильным фактором начала курения является курение  самих родителей. Если один или оба  родителя курят, то возрастает вероятность  того, что подросток последует их примеру .[7, C. 59].

И немаловажное значение для начала курения имеет естественное любопытство подростков. Дискуссии  по вопросу курения сами по себе уже могут вызвать естественное любопытство подростка. Некоторые  ребята пробуют закурить, чтобы просто узнать, с чем связан весь этот шум. Высказывания взрослых относительно причин курения подростков (методика «Мое письмо курящему подростку») незначительно отличаются от суждений подростков. Взрослые отмечают, что подростки начинают курить из-за желания стать взрослыми, под влиянием сверстников, моды. Здесь и личные проблемы, желание выделиться, стремление все попробовать, слабость воли.

Представляет интерес  также мотив отказа от курения (прекращения курения или неначинания). В качестве одного из мотивов выступает страх ухудшения или ухудшение здоровья. Данный мотив актуален для учащихся 12-17 лет. В основе данного мотива лежит активная пропаганда против курения. Подростков сильнее «пугают» те проявления негативного влияния курения на организм, которые можно увидеть. Кроме пропаганды против курения, в формировании данного мотива играют роль и личные впечатления подростков, которые они получают, наблюдая за изменениями собственного самочувствия (курящие подростки) и самочувствия знакомых. Подростки отмечали, что чувствуют сами или замечают у друзей появление головокружения, тошноты, постоянного кашля, ослабление физических возможностей. Еще один важный мотив отказа от курения - желание не быть как все. Данный мотив актуален для учащихся 15-17 лет. Юноши и девушки считают, что не курить сознательно, демонстрируя, таким образом, собственное мнение, могут только сильные люди. Для них подобный поступок является достойным уважения. Старшеклассники считают, что сильный человек может доказать себе и окружающим, что он не хуже других благодаря своим умениям, поступкам, а не курением. Кроме того, в массово курящей молодежной среде отказ от курения становится достаточно сильным поступком, способом выражения собственного «Я». Бросив курить, молодой человек доказывает своим друзьям, что он больше не зависит от мнения окружающих, а поступает, руководствуясь собственным мнением. В качестве мотивов своего собственного «некурения» взрослые мужчины и женщины назвали: вред здоровью и непривлекательность процесса курения.

 Таким образом, проблема курения в подростковой среде стоит достаточно остро. Исследования показывают, что современные подростки достаточно хорошо осведомлены об отрицательном влиянии курения на здоровье (ограничение физических возможностей, появление зависимости, проявление внешней непривлекательности, трата денег). [12 , C. 34]. В то же время они устойчиво видят положительные моменты курения: снятие напряжения, повышение авторитета среди сверстников, сплочение группы.

Основным мотивом начала курения подростки считают:

- желание приобрести друзей;

- влияние сверстников;

- чувство взрослости и независимости;

- курение родителей;

- любопытство.

Подростки достаточно убедительно  указывают мотивы отказа от курения: ухудшение здоровья, отсутствие денег и нежелание их тратить на курение, страх перед родителями, желание не быть как все. Объяснения причин курения подростков значительно не отличаются по содержанию в высказываниях взрослых и самих подростков. В некоторых случаях подростки лучше разбираются, чем взрослые, в причинах их собственного курения.

Два параграфа  объединить в один, потому что, в сущности, они повторяют друг друга, при этом убрать идентичные участки текста!

 

1.3 Как бросить курить (убрать!)

 

Этот вопрос задавался  и задается людьми курящими и некурящими на протяжении всей истории существования  табака. Или хотя бы с того момента, когда отдельно взятый человек обнаружил  несомненный вред курения.

Существует множество «рецептов» отвыкания от курения - от наивных до научно обоснованных. Поиски панацеи приведут к самому верному и эффективному способу - познанию себя, работы над собой.

Если вы еще не втянулись в  курение, а только пробуете, «балуетесь», то самое лучшее, что можете сделать, - прекратить. Курение -примитивный способ самоутверждения, приобретения внешней скорлупы взрослости. По последствиям курение - тяжелый недуг, опасный так же, как алкоголизм. Поэтому не следует баловаться сигаретой. Однако тот, кто уже приобрел эту вредную и опасную для здоровья привычку, поступит разумно и как сильный человек, если немедленно начнет работу над собой, чтобы изжить эту привычку, т. е. бросить курить. Ниже мы постараемся популярно рассказать, как это следует делать.

В настоящее время, когда известно, как устроены наши влечения и как возникают привычки, нам окажется нетрудным сделать это. Для этого предлагается схема отказа от курения:

1. Изучите сначала, когда, при  каких обстоятельствах и сколько  вы курите. Просто ведите записи. Примерно за месяц картина станет ясной. Проведя эту работу, вы выполните разведку в стане врага и ответите на вопрос: какие ситуации, обстоятельства усиливают импульс к курению, какие образы способствуют началу курения? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо наблюдать не только внешние, но и внутренние обстоятельства, в частности узнать, с какими переживаниями, желаниями связан импульс к курению. Если мы вспомним, что было написано о привычках и механизмах психики, то поймем, что это задание направлено на поиск ваших стимулов-образов, побуждающих к курению. [2, C. 24].

2. Воспроизведите в  сознании обстоятельства, при которых  вы приучили себя к курению.  Какого рода удовольствие вы  при этом получали? Гордились  взрослостью? Может быть, вас приняли  в свою  компанию   курильщики?  Вас  хвалил  ваш  друг-курильщик («Вот теперь ты стал настоящим мужчиной»)? Эти сведения полезны в плане самопознания собственной потребности к курению, так как удовлетворение от курения некоторым образом связано с удовлетворением тех потребностей, которые актуализировались в процессе приобщения к курению. Например, мужчина, который, будучи подростком, ужасно гордился тем, что он «взрослый», в тот момент, когда воздерживался от курения и был в напряженном состоянии, оказался очень чувствительным к проблемам достоинства и самоуважения.

3. Ясно представьте  то удовлетворение, которое получаете в результате выкуренной сигареты. Подумайте, похоже ли оно на удовольствие:

-        от общения;

-        от манипуляции сигаретой;

-        от восприятия запаха дыма;

-        может быть, особо приятно снятие напряжения в общении путем ритуальных действий курения;

-        удовольствие от сосания сигареты;

-        от впечатления, которое вы производите на других;

-        от возможности блеснуть оригинальными и редкими сигаретами и т. д.?

Эта информация дополнит ваши воспоминания о начале курения и окажется полезной в дальнейшем.

4. Дайте количественную характеристику вашей потребности. Для этого можно построить график числа выкуриваемых сигарет втечение дней недели и по праздникам; можно определить число выкуриваемых сигарет в течение дня, например, в каждые два часа. Для того чтобы проделать эту работу, не требуется особая сила воли. Почти любой может составить такого рода карту и описать своего опасного врага. Теперь, спустя примерно месяц, вы узнаете повадки «врага-привычки».

Вам нисколько не помешает наряду с графиком выкуриваемых сигарет параллельно составить графу, куда вы запишете события вашей жизни. Тогда легко можно сличить два ряда изменений в динамике вашего влечения и его связь с другими сторонами жизни. Это сделать нетрудно, если вы действительно хотите совершенствоваться. Главное - постичь основные особенности вашего пристрастия.

5.Займитесь созданием образа некурящей личности, с которой можно было бы себя идентифицировать. Кто из ваших знакомых, которых вы уважаете, не курит? Постарайтесь чаще думать о нем, и это  облегчит  выработку  отрицательного  отношения  к  курению. Лучше было бы, если бы этот человек КУРИЛ и бросил.

6. Формируйте отрицательное  отношение к процессу курения.  Для этого попробуйте не слушать  разговоры курильщиков и наблюдайте, как они ведут себя в процессе общения. Когда вы не улавливаете смысла речи, вы можете выделить весь ритуал курения и удивитесь его уродливости.

Попробуйте не курить примерно сутки специально для того, чтобы проследить, как будете реагировать на это. Обратите внимание на то, как в результате начавшегося кашля начинается отделение из легких той копоти, которую вы туда заносите с каждой затяжкой. Представьте, сколько смол и копоти вынуждены усваивать ваши легкие, которые, в общем-то, предназначены поглощать кислород, выводить углекислоту и вбирать в организм энергию ионизированных частиц воздуха, «заряжающих» тело и нервную систему. Запишите на магнитофон звуки своего дыхания, и вы услышите его хриплость и сиплость. Все это вы делаете для выработки отрицательной установки к курению. [3, C. 28].

Психологические аспекты  профилактических программ:

В основе первичной профилактики курения, несомненно, лежит популяризационный  подход, осуществляемый в школьный период жизни человека. Как ученик овладевает умением читать и писать, так ему необходимо усваивать основы здорового образа жизни. Профилактика курения должна быть частью такого рода программ.

Школьные программы  по профилактике курения прошли несколько  этапов развития. В 70-е годы XX века предполагалось, что получение знаний о вреде курения приведет к тому, что изменится отношение к табаку в сторону негативного и школьник не начнет курить. Однако повлиять на поведение и, соответственно, на частоту курения таким способом не удалось.

Информационные программы могут иметь эффект только в тех странах, где школьники не знают о вреде курения. У нас же даже младшие школьники хорошо об этом осведомлены, что не мешает им позже пристраститься к курению.[6,   C. 44].

Была также предложена так называемая эффективная модель образования, согласно которой основное внимание уделялось личностным особенностям ребенка. Идея заключалась в том, что ребенок не начнет курить из-за внутренних побуждений. Предполагалось, что курение связано с некоторыми поведенческими проблемами и низкой мотивацией достижений в учебе: повышение самооценки, рост самоуважения приведут к снижению частоты курения. Однако и эта модель оказалась неэффективной.

Еще одна модель основывается на так называемом социально-воздействующем подходе. Предполагается, что если у школьника развить умение идентифицировать социальное влияние и обучить, как ему противостоять, то такой подход будет наиболее эффективным. Эта модель включает четыре компонента: информацию о негативных социальных эффектах и непосредственных физиологических следствиях курения; сведения о потворствующих курению влияниях, в особенности сверстников, родителей и средств массовой информации; коррекцию преувеличенных представлений о распространении курения среди подростков: тренировку, ролевые игры, практику в приобретении противостояния нежелательным влияниям, в особенности сверстников, и подкрепление достигнутых умений.

Когнитивно-поведенческая  модель предполагает, что курение -следствие  воздействия и социальных, и психологических  факторов; таким образом, курение оказывается результатом обучения: оно -средство удовлетворения социальных потребностей, снятия стресса, аспект общения, знак перехода во взрослое качество. Когнитивно-поведенческая модель отличается от социально-воздействующей включением некоторых методов воздействия на представления, отношения и поведение подростков, увеличивающие риск начала курения. Данная модель, кроме того, не ограничивается антитабачными мерами и использует примеры из других областей тренировки социальных умений. Наиболее ранние работы в этой области широко использовали теорию отклоняющегося поведения и методы психотерапии. Модель жизненных умений объединяет четыре элемента социально-воздействующего подхода, методы обучения умению принимать решения, разрешать проблемы, самоконтролю и самоподдержке, разработанные в рамках когнитивно-поведенческой модели, а также методы развития большей независимости, самоуважения, уверенности в себе. Модель жизненных умений в еще большей мере, чем когнитивно-поведенческая, выделяет значение помощи подросткам в разрешении социальных проблем разного рода, одной из которых является курение. Данная модель, использующая социально-психологические подходы, приносит обнадеживающие результаты: программа, состоявшая из десяти тренировочных занятий привела к снижению на 75% числа случаев начала курения в 8-10-х классах. Ученые сформулировали восемь основных положений школьной профилактической программы:

Информация о работе Влияние табакокурения на здоровье детей и подростков