Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:48, реферат
Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Многие педагоги и родители, давая характеристику ребенку, нередко отмечали влияние улицы на его воспитание. В то же время улица часто является своего рода «домом» для многих детей и их основным воспитателем. Причинами активного влияния улицы на формируемую личность ребенка является индивидуально-психологические особенности детского возраста.
В современных условиях значительная часть детей является продуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.
1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность.
1.1 Основные причины формирования личностей «дети улицы».
1.2 Классификация «детей улицы».
2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы».
2.1 Территориальная система профилактической деятельности по защите прав ребенка.
2.2 Этапы социально-педагогической работы с «детьми улицы».
Заключение.
Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГАОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики и практической психологии
Отделение психологии образования
Реферат на тему:
«Влияние улицы на формируемую личность»
Выполнила: студентка 2 курса 22П гр.
Зинченко Екатерина
Г.Ростов-на-Дону
2013 г.
Содержание
1. Факторы улицы и их
влияние на формируемую
1.1 Основные причины формирования личностей «дети улицы».
1.2 Классификация «детей улицы».
2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы».
2.1 Территориальная система профилактической деятельности по защите прав ребенка.
2.2 Этапы социально-
Заключение.
Список использованной литературы.
1. Факторы улицы и их влияние на формируемую
личность
Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Многие педагоги и родители, давая характеристику ребенку, нередко отмечали влияние улицы на его воспитание. В то же время улица часто является своего рода «домом» для многих детей и их основным воспитателем. Причинами активного влияния улицы на формируемую личность ребенка является индивидуально-психологические особенности детского возраста.
В современных условиях значительная часть детей является продуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.
«Дети улицы» - это дети(ребенок), не достигшие 18 лет., результат воспитания которых определен улицей; дети (ребенок), живущие(живущий) на улице и для которых(которого) она является родным домом .
1.1 Основные причины формирования личностей «дети улицы»
Основными причинами формирования таких личностей является:
«Дети улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиротами.
К ним относят оставшихся без единственного или обоих родителей в связи с :
2.1 Классификация «детей улицы»
Существуют классификации «детей сирот»:
А) в зависимости от времени нахождения ребенка на улице:
дети, воспитание которых не занимаются родители или лица, их замещающие, а лишь те, кто окружает их на улице. Такие дети домой чаще всего возвращаются только ночевать;
дети, периодически уходящие из семьи, на короткое время и возвращающиеся домой;
дети, ушедшие из семьи, но пребывающие на улице сравнительно недолгое время( от нескольких недель до полугода);
дети, живущие на улице длительный срок (год и больше);
дети-воспитанники сиротских учреждений, лишенные попечения родителей и воспитывающихся средой жизнедеятельности;
молодые люди, вышедшие из сиротских учреждений. Формально они имеют жилье, но их за специфики организации жизнедеятельности данных учреждений они не готовы к самостоятельной жизни и тоже оказываются на улице.
В) в зависимости от социального положения ребенка;
бездомные -дети, которые не имеют постоянного места жительства или проживают в условиях, абсолютно не соответствующих социальным нормам, другими словами, те которым по каким-либо причинам негде жить;
безнадзорные -
Суть этого общественного
явления заключается в
беспризорные - безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания. В отличие от бездомных беспризорные могут иметь жилье, но не жить в нем по каким-либо причинам. Их нередко называют бомжами - это несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие определенного места жительства. Такая категория детей может быть как при живых родителях или лицах, их заменяющих, так и без них.
Значительная часть «детей улицы» нуждается в защите взрослых. Это проблема «ничьих детей». Их фактически некому искать, некуда деть, нечем помочь и защитить. Жизнь на улице побуждает их к преступному поведению. Защитить их - значит спасти от ее негативного влияния, жестокого обращения, насилия над ними, предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспечить целесообразное воспитания и обучение, помочь в самоопределении в жизни. Этот комплекс проблем должен решать социальный работник, социальный педагог и другие специалисты. Их задача заключается в том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить его либо в семью, либо под опеку, либо в государственное учреждение.
2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
В процессе социально-педагогической
работы с «детьми улицы» предусматривается
создание так называемого «
во-первых, выявление несовершеннолетних, относящихся к группе риска- первый шаг в организации деятельности по их социальной защите и налаживанию социально- педагогической работы с ними;
во-вторых, обеспечение взаимодействия между ведомствами одного региона создает наиболее благоприятные условия для выявления лиц группы риска;
в - третьих, реабилитационное
пространство предусматривает возможности
преодоления негативного
в - четвертых , данное определение говорит о создании системы взаимодействия по организации деятельности направленной на защиту прав ребенка, преодоление создавшихся социальных проблем для него.
2.1 Территориальная система профилактической деятельности по защите прав ребенка
В настоящее время создаются
территориальные системы
Она решает следующие задачи:
выявляет несовершеннолетних лиц группы риска;
обеспечивает защиту прав и свобод каждого ребенка группы риска с момента его выявления;
координирует усилие всех заинтересованных ведомств и лиц по обеспечению социальной защиты нуждающихся детей;
проводит профилактическую
должность с
направляет детей группы риска в приюты, центры социальной реабилитации с учетом возраста и их социальных проблем.
Основные функции ТСЗПР:
объединение и координация усилий всех заинтересованных в защите прав несовершеннолетних и социально- педагогической работе с ними на территории ЕСЗПР;
исследовательские, направленные на выявление безнадзорных и социального сиротства, а также причин их возникновения, возможностей профилактической работы по месту жительства и др.;
обеспечение социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним;
привлечение к социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним населения района;
социально-педагогическая деятельность
по отношению к
содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав ребенка.
2.2 Этапы социально-педагогической работы с «детьми улицы»
Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы предусматривает определенные этапы:
1 этап - контакт и мотивирование.
Этот этап подразумевает
при необходимости ребенку
оказывается экстренная помощь и
предоставляется необходимая
определяются травмирующие факторы и возможности их преодоления;
изучается сам ребенок, проводится его общая диагностика, определяются причины его попадания на улицу;
выявляется наличие у него родителей, возможности и целесообразность его возвращения в семью (если таковая имеется);
делается прогноз , где и в каких условиях этот ребенок мог бы пройти следующий этап -социально-педагогической работы - ресоциализацию.
Пишется на него социально-педагогическая характеристика и разрабатываются первичные рекомендации по социально-педагогической работе с ним;
Решается проблема возможности организации правозащитной и социально-педагогической работы с конкретным ребенком по месту жительства;
Ребенок направляется в центр(учреждение) социально-педагогической работы (социальной реабилитации, приют, интернатное или иное учреждение).
Ориентировочное время первого этапа - 1-4 недели.
2-ой этап - ресоциализация. На этом этапе необходимо обеспечить первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего. В зависимости от характера социально-педагогической проблемы такая деятельность может осуществляться в специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание деятельности включает:
- разработку индивидуальной
программы социально-
- адаптацию ребенка в новых(изменяющихся) условиях.
Это особенно важно, когда ребенок попадает в специальное учреждение( реабилитационный центр) В определенной степени он нуждается в такой адаптации и помощи для снятия стрессовых явлений из-за нахождения в новых, непривычных условиях, которые необходимы ему для смены стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах на принятие социальных норм и стереотипов поведения в новых условиях жизни и воспитания;
реализацию индивидуальной
и групповой программ социально-педагогической
работы с ребенком. В каждом центе
существуют программы социально-
организацию работы с ближайшим окружение ребенка, с целью создания для него наиболее благоприятной социально-педагогической среды;
вовлечение по возможности в социально-педагогическую деятельность ближайшего окружения ребенка лиц, наиболее заинтересованных в его исправлении( перевоспитании).
К ним относятся: родители, либо лица, их заменяющие, родственники, в случае из заинтересованности в решении судьбы ребенка, учителя и др.
консультационную деятельность. Она осуществляется с ребенком, родителями или заменяющими, воспитателями, осуществляющими социально-педагогическую работу с ребенком:
проведение иной деятельности, связанной с индивидуальными проблемами ребенка. К ним относятся в зависимости от необходимости: лечение, психологическая реабилитация, решение каких либо проблем, где необходимо участие социального работника(закрепление права на жилье, защита интересов ребенка в суде и пр).
Ориентированное время второго этапа 2-4 месяца.
3-й этап -завершающая реабилитация. Это этап завершения социально-педагогической (реабилитационной) работы с ребенком и его окружение. Практически речь идет о реализации результатов первичной ресоциализации (приобретения ребенка нового социального опыта) в повседневной жизни. По тому, как проходит этот этап, можно судить о степени достижения социально-педагогической цели в работе с ребенком и его окружением.