Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:23, реферат
Внедрение проектной деятельности может проводиться в любом учреждении образования, где коллектив или даже просто инициативная группа педагогов готовы претворять это в жизнь. Не менее важна и поддержка со стороны директора и администрации, от которых в равной степени зависит успех дела. Внедрение проектной деятельности учащихся в УВП школы для предотвращения искажения сути и получения действительно положительных результатов должно проходить по законам организации и проведения инновационной работы, практико-ориентированного эксперимента.
Внедрение проектной деятельности учащихся в учебно-воспитательный процесс
Пахомова Н.Ю., к.п.н.,
зав. лаб. методики и информационной
поддержки развития образования, доцент
кафедры информационных технологий МИОО
Происходящие изменения в
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».1 Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
Проектная деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе (УВП) современной школы появляется часто и как дань моде, и как стихийное движение учителей новаторов, и как сознательное инновационное движение в школах - экспериментальных площадках. Если коллектив образовательного учреждения нацелен на формирование проектной деятельности у учащихся, делать это необходимо путем организации инновационной или экспериментальной работы, используя приемы внедрения проектной деятельности учащихся в УВП, имеющие определенную специфику. Рассмотрим некоторые из них.
Внедрение проектной деятельности может проводиться в любом учреждении образования, где коллектив или даже просто инициативная группа педагогов готовы претворять это в жизнь. Не менее важна и поддержка со стороны директора и администрации, от которых в равной степени зависит успех дела. Внедрение проектной деятельности учащихся в УВП школы для предотвращения искажения сути и получения действительно положительных результатов должно проходить по законам организации и проведения инновационной работы, практико-ориентированного эксперимента.
Первым шагом новаторов в деле внедрения проектной деятельности учащихся должно быть выявление и разъяснение ситуации в учреждении для понимания отношения каждого члена коллектива учителей и администраторов к новации. Не следует всех и каждого вовлекать в это дело. Необходимо соблюдать принцип добровольности, личной заинтересованности и готовности к творческой работе и перестройке в своей собственной педагогической деятельности, изменения, если хотите, своего учительского кредо.
Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.2
Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Меняется роль учителя и не только в проектном обучении. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.
Группа педагогов-новаторов во главе со своим неформальным лидером в первую очередь при планировании и реализации своих творческих планов должна проделать большую подготовительную работу. Это и обучение в системе повышения квалификации по темам связанным с проектной деятельностью учащихся, проектным обучением, методом проектов, это и самообучение и работа во внутришкольном или межшкольном проблемном семинаре. Цель этой работы по самообразованию – дойти до самой сути, разобраться в нюансах, овладеть лично и проектной деятельностью, и методом проектов, и другими технологиями и методиками проектного обучения3.
Результатом подготовительной работы
должна стать готовность педагогов-новаторов
к созданию концепции инновационной
или экспериментальной работы школы.
В концепции выкладываются: обоснование
необходимости внедрения проектной деятельности
учащихся в УВП школы (актуальные для образования
проблемы общие и частные школьные, научно-методические,
нормативно-правовые и другие основания),
цели и задачи, которые ставит перед собой
коллектив, а также программа действий
по шагам, то есть планирование, без указания
сроков. Тут же прописываются ожидаемые
результаты и имеющийся задел и необходимые
материально-технические, информационные,
технологические, учебно-методические,
административно-
Открытие экспериментальной или инновационной площадки в школе на основании заявки коллектива и представленной концепции – вопрос в ведении органов управления данным учреждением. Связан он, как правило, с решением вопроса о выделении целевого финансирования под данную работу и соответственно с обязательствами учреждения о предъявлении этой школой результатов в виде продукта, предназначенного для последующей внедрения (трансляции) в другие учреждения. Оставим эти моменты за рамками нашего обсуждения.
Обратим внимание на необходимость научного руководства. Чем серьезней заявка коллектива и взятые в связи с этим обязательства, тем острее стоит данный вопрос. Сейчас не всякая структура, призванная методически поддерживать традиционный, работающий на знаньевый результат, учебно-воспитательный процесс, может оказывать научно-методическую поддержку внедрению проектной деятельности учащихся, составляющей компетентностный результат.
Методическую опору в данной инновационной деятельности нужно выстроить внутри школы. Если самым близким к учителю методическим звеном в традиционном обучении является методическое объединение учителей одного предмета, то в случае формирования проектной деятельности учащихся такой методической опорой должно стать творческое объединение учителей, работающих на одном классе.
Действительно, проектное умение как надпредметное, проектная компетенция должны формироваться всеми учителями, работающими с ребенком. А значит, нужна согласованная, скоординированная работа этих педагогов и по формированию отдельных действий, операций и проектной деятельности в целом. Задачей творческого объединения учителей, работающих на одном классе, будет составление календарных учебно-тематических планов скоординированных по работе над формированием проектных действий, операций и проектной деятельности в целом. Такие планы должны будут включать проектные уроки, организуемые на предметном или межпредметном содержании. В этих планах будет предусмотрено формирование и проектных действий как универсальных (общешкольных) умений на обычных уроках. В отношении формируемых проектных действий и деятельности в целом необходимо соблюдение главных психолого-педагогических принципов: от простого к сложному, постепенное увеличение степени самостоятельности, уровней сложности.
При открытии экспериментальной или инновационной площадки школа получает финансирование в виде надбавок учителям-экспериментаторам и директору, возможность иметь индивидуальный учебный план в пределах отведенного учебного времени, дополнительные штатные единицы на три года с последующей обоснованной пролонгацией.
При работе в режиме экспериментальной площадки школа делает планирование на текущий учебный год. Методику такого планирования можно посмотреть на сайте лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО: schools.keldysh.ru/labmro Там же можно найти материалы теоретического и практического плана по методу учебных проектов, методически описанные разработки учебных проектов, сделанные педагогами для практической работы — методический семинар и коллекция учебных проектов.
В плане экспериментальной работы нужно учитывать, что первый год – год вхождения в эксперимент. Здесь проводятся организационные мероприятия экспериментальной группы, выбор экспериментального класса, стартовые замеры и обследования, решаются важные организационно-управленческие моменты, завершается обучение педагогов-экспериментаторов, апробируются дидактические разработки, создаваемые учителями в порядке закрепления результатов обучения.
Второй год, формирующий, наполнен работой по разработке и апробации проектных уроков, уроков, направленных на формирование проектных действий, обсуждений на регулярном проблемном семинаре получаемых результатов, подготовкой к следующему году по апробации целостной системы экспериментального воздействия на экспериментальном классе.
В третий год, называемый экспериментальным, проводится апробация проектного обучения на экспериментальном классе. Кроме того, идет подготовка психолого-педагогических измерительных процедур и материалов для проведения последующей квалиметрии. Все три года разумной практикой является самоанализ и текущая коррекция экспериментальной работы по итогам каждого года. (См. Приложение)
Четвертый год – экспериментальное преподавание с квалиметрией, Пятый – анализ и коррекция разработанного экспериментального продукта, внешняя экспертиза, презентация положительных результатов. Шестой год – подготовка продукта эксперимента к инновационному внедрению (трансляции), подготовка методического сопровождения и выбор инновационного поля.
Такое планирование хода экспериментальной или инновационной работы в образовательном учреждении является довольно условным. Где-то потребуется больше времени, где-то меньше для получения первых транслируемых результатов. Вопрос о продолжительности поисковой работы коллектива часто увязывают с вопросом финансирования. И это справедливо. Но, по сути, плоды педагогического поиска и инноваций получаются и созревают в то время, которое зависит от упорного труда педагогов и от внутренней логики организованной в конкретном учреждении образования экспериментальной работы.
Прошу обратить внимание, что в
предложенном плане на третий год
экспериментальной работы отдельно
выделены в свои разделы различные мероприятия
по организации и осуществлению различных
функций поддержки экспериментаторов.
В отдельном же разделе прописано собственно
экспериментирование, осуществляемое
учителями. Такое представление плана
поможет не смешивать основные и вспомогательные
работы, а значит и четко сформулировать
интересующий всех, кто наблюдает за ходом
эксперимента, результат – продукт экспериментальной
работы.
Примерный план
экспериментальной работы школы
№
на 200…-200… учебный год
Тема исследования:
Время работы
в режиме ЭП: 3й год
Этап:
№ |
Содержание работы (задача) |
Сроки |
Исполнители, |
Формы представления результата |
Организационно-управленческие аспекты | ||||
Уточнение состава группы учителей-экспериментаторов |
август-сентябрь |
директор школы |
Списки учителей- | |
Организация УВП школы с учётом особенностей условий проведения экспериментальных занятий и мероприятий |
сентябрь-май |
зам директора по ЭР |
Расписание уроков, график экспериментальных занятий и мероприятий. | |
Организация поддержки и сопровождения ЭР:
|
сентябрь-октябрь и в течение года |
директор школы |
Установочные документы группы психологов, медиков, социологов, группы научно-методической поддержки и медиа группы. | |
Обеспечение школы современными компьютерами и организационной техникой, подключение к Интернет. |
Переход с прошлого года, в течение года |
директор, научный руководитель, зам. директора по ЭР, |
2 кабинета Информатики и медиацентр | |
Разработка и реализация
проекта организации информацио |
в течение года |
директор, научный руководитель, зам. директора по ЭР, |
||
Проектирование и организация работы по созданию информационного пространства школы в виде медиацентра и локальной сети |
Переход с прошлого года, в течение года |
директор, научный руководитель, зам. директора по ЭР, |
Схема компьютерного обеспечения УВП и экспериментальной работы | |
Формирование медиа и информационного наполнения медиатеки для информационной поддержки проектной деятельности учащихся |
Переход с прошлого года, в течение года |
директор, научный руководитель, зам. директора по ЭР, |
Каталог | |
Контроль хода экспериментальной работы. |
в течение года |
зам. директора по ЭР |
Материалы внутри школьного контроля ЭР |
№ |
Содержание работы (задача) |
Сроки |
Исполнители, Ответственные |
Формы представления результата |
Научно-методическое
сопровождение | ||||
Планирование 3го года экспериментальной работы по каждой творческой группе. |
сентябрь-октябрь |
научный руководитель, зам. директора по ЭР |
План ЭР на учебный год | |
Планирование и организация научно-методического семинара экспериментаторов: "Проектно - исследовательская деятельность учащихся в УВП школы" |
сентябрь-май |
научный руководитель, зам. директора по ЭР, учителя экспериментатора |
План работы семинара | |
Разработка и описание содержания экспериментальных занятий. Определение предметных ЗУН, общешкольных УН и проектно-исследовательских УН. |
сентябрь-май |
директор, научный руководитель, зам. директора по ЭР, учителя экспериментаторы |
Материалы совместного заседания творческих групп и методических объединений. Совместное сетевое планирование УВР и ЭР. | |
Разработка организационных форм проведения экспериментальных занятий и методик проведения экспериментальных уроков для формирования проектно исследовательских УН |
сентябрь-май |
научный руководитель, зам. директора по ЭР, учителя экспериментатора |
Рабочие материалы | |
Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам экспериментального преподавания. |
сентябрь-май |
научный руководитель, зам. директора по ЭР, учителя экспериментатора |
Рабочие материалы | |
Консультирование учителей- |
в течение года |
научный руководитель |
Групповые и индивидуальные консультации | |
Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа экспериментаторов. |
январь, май |
научный руководитель, зам. директора по ЭР |
Материалы самоанализа. | |
Подготовка отчетных материалов. |
май-июнь |
директор, научный руководитель, зам. директора по ЭР |
Отчетные материалы. | |
Подготовка и проведение итоговой конференции по результатам 3го года ЭР. |
май. |
научный руководитель, зам. директора по ЭР, творческие группы педагогов-экспериментаторов |
Конференция. |
Информация о работе Внедрение проектной деятельности учащихся в учебно-воспитательный процесс