Внеклассная работа по геогарафии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 08:07, реферат

Описание работы

Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы. В целом внеклассная работа по географии имеет в настоящее время ярко выраженные тенденции усиления теоретической и практической направленности, что и обосновало выбор темы проектной работы.
В работе будут рассматриваться особенности внеклассной работы по географии, дается характеристика различных форм внеклассной работы

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии 4
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии 6
2.1. Географические кружки 7
2.2. Географические факультативы 7
2.3. Географические клубы 8
2.4. Географические олимпиады 9
2.5. Географические вечера 10
2.6. Конференции по географии 11
2.7. Устный журнал 12
2.8. Географические викторины и игры 13
2.9. Неделя географии в школе 14
2.10. Школьные географические издания 15
Заключение 17 17
Литература
Приложение 1. Географические конкурсы для недели географии 21
2. Сценарий вечера-путешествия «Тайны Бермудского треугольника»

Файлы: 1 файл

proekt_gerasimova (1).doc

— 233.18 Кб (Скачать файл)

Общие методические рекомендации по подготовке географических вечеров можно сформулировать таким образом: определение тематики вечера; подбор необходимой литературы по теме; подбор и подготовка оформления; написание сценария.

2.7. Конференции по географии

Во внеклассной работе по географии уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Это связано с тем, что с их помощью удается глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную работу с различными источниками знаний большое количество учащихся, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим школьным предметам. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.

Конференции по географии, проводимые во внеклассное время, могут различаться по содержанию:

  • Конференции, обобщающие и систематизирующие знания по программным темам.
  • Конференции, раскрывающие практическое применение полученных знаний.
  • Конференции, содержание которых раскрывает жизнь и деятельность великих людей.
  • Конференции, на которых раскрывается дополнительный материал об объекте или явлении
  • Конференции, на которых обобщаются знания межпредметного характера: «Человек и окружающая среда».

Проведению конференций  предшествует длительная работа. Обычно за полтора-два месяца до ее начала учитель предлагает учащимся план конференции, список необходимой и дополнительной литературы по проблеме, темы докладов, назначает консультации. Активному вовлечению учащихся в проведение конференции предшествует этап написания рефератов по теме конференции.

Конференции поводятся  в форме игр, когда участвующим  в них предлагается роль журналиста, посла страны, сотрудника НИИ и  т. д. В этом случае учащимся приходится под руководством учителя продумывать  вопросы и находить по книгам и журналам ответы на них (пресс-конференция) или же самостоятельно от имени какой-либо организации выступать с докладом и защищать поставленную проблему. Такого рода мероприятия играют большую воспитательную роль. Учащимся приходится отстаивать свои взгляды, мнения, у них формируется активная гражданская позиция, утверждаются коммунистические взгляды. Однако проводить конференции в форме игры можно в том случае, если учащиеся заинтересованы темой и обладают умениями самостоятельной работы. Если учитель сам распределит роли, раздаст необходимый материал, несколько раз отрепетирует «конференцию», польза от такой игры небольшая.

2.2.8. Устный  журнал

Проведение устных журналов по географии призвано удовлетворять  любознательность учащихся. От других форм внеклассной работы он отличается широтой информации. Устный журнал включает в себя элементы занимательности, наглядности. Устные журналы по географии делятся на 2 типа: тематические, если они раскрывают одну тему, и обзорные, если в них затрагиваются различные вопросы. Обычно устный журнал имеет название «За страницами учебника географии», «Краевед» и т. д. Выпуск одного устного журнала состоит из 5-б страниц, каждая из которых имеет определенное название.

2.2.9. Географические  викторины и игры

Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии.

Проведение викторин способствует закреплению знаний учащихся, развивает память учеников. Учитель в результате проведения викторин имеет возможность следить за общим развитием школьников, их начитанностью, любознательностью.

Географические игры позволяют моделировать поисковую  деятельность учащихся, направленную на достижение общей значимой цели, получение конкретных результатов.

Не меньшей популярностью пользуется географическая игра «Что? Где? Когда?», которая проводится по аналогии с  телепередачей. Основу игры составляют вопросы, традиционные для географических викторин, но организуют это мероприятие несколько иначе. В игре-викторине могут участвовать учащиеся и средних, и старших классов. Сложность вопросов соответствует уровню их общей подготовки. Вопросы для викторины готовят сами учащиеся.

Следующей формой внеклассной  работы по географии являются игры-путешествия.

2.2.10. Неделя  географии в школе

Неделя географии в  школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные  формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.

Своеобразие недели географии заключается  в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Основная задача проведения недели географии - развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

В неделю географии включают следующие  мероприятия:

  • подготовку и оформление плана проведения недели;
  • подготовку и проведение дня географии в каждом классе;
  • конкурс рефератов по географии;
  • выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;
  • проведение экскурсий в музеи, на предприятия, в институты, на метеостанции;
  • демонстрации кинофильмов;
  • проведение географических вечеров, игр;
  • проведение конференций по географии;

встречи с интересными  людьми.

План проведения недели географии в школе вывешивают в вестибюле обычно за две недели до начала праздника. При подготовке к неделе географии каждый класс получает задания.

Каждая неделя географии  имеет свою тематику, например, «Природа и искусство», «Наука на страже природы» и др.

Программа недели географии  зависит от конкретных возможностей школы и может включать в себя различные формы.

Это может быть лекторий для учащихся разного возраста, где учителя, родители или сами учащиеся читают лекции и проводят беседы на темы: «Своеобразие природы нашего края»; «У карты мира».

Могут быть организованы диспуты, на которых обсуждают наиболее актуальные проблемы о взаимоотношении природы и общества, о действенности и необходимости географических знаний.

Неделю географии в  школе следует максимально использовать для пропаганды научно-популярной, художественной литературы, которая  оказывает влияние на формирование мировоззрения, познавательных интересов учащихся, возбуждает интерес к науке, оказывает влияние на выбор профессии.

Основными формами внеклассного чтения географической литературы являются коллективное чтение, написание отзывов  и аннотаций на прочитанные книги, обсуждение их, читательские конференции, игры с привлечением прочитанных книг. Необходимым условием организации внеклассного чтения являются беседа и обсуждение прочитанного учащимися.

Темы читательских конференций  по географии могут быть различны. Они могут быть направлены на обсуждение одной книги или двух-трех по одной проблеме.

Конференции дают возможность  увязать программный географический материал с интересами учащихся, современными географическими проблемами.

Конкурсы рефератов  по различным проблемам географии способствуют повышению качества знаний учащихся, знакомству с научно-исследовательской работой по географии, выбору профессии, связанной с географией и смежными с ней областями.

2.11. Школьные  географические издания

Трудно себе представить внеклассную работу по географии без выпуска стенных газет.

Стенные газеты различают  по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить  на фотогазеты, которые выпускают  после проведенных экспедиций, походов, конкурсов; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».

Рабочие номера газет  отличаются строгостью, деловитостью в содержании, оформлении материала, манерой изложения. Тематические газеты обычно посвящают определенной тематике, например «Краевед», и т. д. Тематические газеты выпускают не чаще 2-3 раз в год. Экстренные стенные газеты, содержащие экспресс-информацию, предполагают особую четкость и точность мыслей, краткость изложения, яркость и выразительность оформления.

Учителю географии следует  помнить, что оформление газеты должно соответствовать ее содержанию. Стенные  газеты должны выпускаться, как правило, не реже одного раза в месяц, а также при подготовке к массовым мероприятиям по географии.

При работе над стенной  газетой необходимо определить ее ведущую  идею или тему, затем подбирать  статьи, а к ним иллюстрации. После  этого следует составить схему  предлагаемой газеты, а затем оформить ее.

Кроме школьных стенных  газет, к числу школьных географических изданий можно отнести журналы, сборники, альбомы, дневники, плакаты.

Школьные географические журналы выпускают нечасто - два-три  раза в год. Тематика их может быть весьма разнообразной: либо это подготовка и отражение знаменательных событий в жизни страны, родного края, либо знаменательные даты географической науки, либо освещение наиболее актуальных географических проблем современности. Лучшие работы учащихся, с точки зрения учителей литературы и географии, составляют основу журнала. Оформить эти работы помогает учитель рисования.

Также доступны всем, как  и стенгазеты, - плакаты. В школах проводят тематические смотры-конкурсы плакатов «Берегите природу!», «О братьях  наших меньших». В этих конкурсах принимают участие школьники разного возраста. Проведение конкурсов либо предваряет неделю географии, чтобы можно было использовать лучшие работы для оформления школы, либо является одним из составляющих мероприятий этой недели.

К числу географических изданий можно отнести и оформление альбомов по краеведению. По результатам работы географических краеведческих кружков, факультативов создают альбомы «Природа нашего края», «Топонимика нашего города» и т. д. Это очень ценный материал, который может быть широко использован как на уроках географии, так и во внеклассной работе.

Выпуск различных географических изданий имеет большое образовательно-воспитательное значение: помогает оформить результаты работы учащихся, сделать их всеобщим достоянием, убедить и самих исполнителей и других школьников в полезности данной работы, развивать у ребят вкус к исследовательской работе, прививать любовь к труду.

Опыт показывает, что  создание таких географических изданий  при школьном географическом кабинете, при географическом клубе или кружке является одним из лучших способов агитации школьников для участия во внеклассной работе по географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Повысить качество обучения и воспитания можно, умело сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Специфика содержания предмета во многом определяет вклад внеклассной работы в дело воспитания и образования.

Особенность географии  как учебного предмета заключается  в том, что именно с помощью  этого предмета учащиеся получают целостное  представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе.

Все названные формы  внеклассной работы в большинстве  случаев тесно связаны друг с  другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.

Общими условиями организации любой внеклассной деятельности учащихся являются:

- учет интересов и потребностей учащихся конкретного класса;

- четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов;

- тесная связь внеклассной работы с основными курсами географии, использование предшествующего уровня подготовки учащихся;

- тесная связь с другими предметами при организации различных форм внеклассной работы;

- внимание к общественно  полезной деятельности учащихся.

В таком тонком и сложном  деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеклассной работы. Исходя из этого, в проектной работе мы рассмотрели формы внеклассной работы, накопленные в теории и практике, раскрыли их особенности. Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.

Литература

1. Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. - М.: Просвещение, 1985. - 125 с.

Информация о работе Внеклассная работа по геогарафии