Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 08:07, реферат
Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы. В целом внеклассная работа по географии имеет в настоящее время ярко выраженные тенденции усиления теоретической и практической направленности, что и обосновало выбор темы проектной работы.
В работе будут рассматриваться особенности внеклассной работы по географии, дается характеристика различных форм внеклассной работы
Введение 3
Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии 4
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии 6
2.1. Географические кружки 7
2.2. Географические факультативы 7
2.3. Географические клубы 8
2.4. Географические олимпиады 9
2.5. Географические вечера 10
2.6. Конференции по географии 11
2.7. Устный журнал 12
2.8. Географические викторины и игры 13
2.9. Неделя географии в школе 14
2.10. Школьные географические издания 15
Заключение 17 17
Литература
Приложение 1. Географические конкурсы для недели географии 21
2. Сценарий вечера-путешествия «Тайны Бермудского треугольника»
2. Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.
3. Даринский А.В. Методика преподавания географии. - М.: Просвещение, 1975. - 127 с.
4. Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея.- М.: Просвещение, 1979. - 105 с.
5. Калечиц Т.Н., Кейлина 3.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980. - 119 с.
6. Крылова О.В. Интересный урок география: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 94 с.
7. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение, 1988. - 179 с.
8. Сафиуллин А.З. Основы географического краеведения в сельской школе. - М.: Просвещение, 1976. - 64 с.
9. Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. - М.: Просвещение, 1979. - 89 с.
10. Семенов И.В. Работа учителя географии по охране природы. - М.: Просвещение, 1977. - 115 с.
11. Тябердина Л.И. Сценарий вечера: «Традиции и обычаи болгарского народа».//География в школе. – 2008.- №2.- С. 33-35
12. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Сост. Г.В. Карпов. - М.: Педагогика, 1981. - 147 с.
13. Финошина А.И. Неделя охраны природы в сельской школе // География в школе. 1984. № 4. С. 54-58.
Географические конкурсы для недели географии
(8 класс)
( Д\З подготовить три загадки на географическую тему и выучить флаги стран мира).
Цель: Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение заинтересованности и активизации деятельности учеников к предмету “география”.
Задачи:
Конкурс эрудитов.
На сколько вопросов команда отвечает, столько и баллов получает. Каждый правильный ответ – 1 балл – жетон. Отвечают капитаны.
№ |
Вопросы для 1 команды |
Вопросы для 2 команды. |
1 |
Самый большой остров Земли? (Гренландия) |
Самый большой полуостров Земли (Аравийский) |
2 |
Самая многоводная река мира (Амазонка) |
Самая длинная река мира (Нил) |
3 |
Название какого города состоит из име-ни мальчика и сто девочек? (Севастополь) |
Название какого города состоит из птицы и животного? (Воронеж) |
4 |
Сколько вершин более 8000 км в высочайших горах мира? Назовите первые две вершины. (14. Джомолунгма и Чогори или К2) |
Кто первым и в каком году покорил Джомолунгму. И кто первым покорил все 14 вершин восьмитысячников. (Новозеландец Э. Хиллари и Т. Норки. Все вершины – австриец Р. Месснер) |
5 |
Самая низкая точка на Земле, в каких государствах она расположена? (Мертвое море. – 397 м. Иордания, Израиль) |
Самый высокий вулкан в мире, его высота и в каком государстве он находиться. (Гуальятири –6060 м в Чили) |
6 |
В какую эру и в какой период мы живем. (Антропогенный период кайнозойской эры.) |
Самая длинная эра (Архейская) |
Конкурс “Ученый совет”. (5 мин)
Определите природную зону по описанию.
Конкурс “Географический интеллектуальный футбол”.
Домашнее задание: нужно было подготовит от команды по 3 географические загадки.
1. В каждой команде 3 защитника (отвечают на вопросы - загадки.), 3 нападающих (Задают загадки) 1 вратарь (командир).
2. “Пенальти для вратарей” - вопросы капитанам.
- Это самый
большой по запасам угля
- Она расположена
на древней платформе.
Конкурс “Кто быстрее”.
Кто быстрее ответит, тому и жетон.
Литературно-географический конкурс.
| ||
|
Конкурс “Древо мудрости”.
Внимательно прочитайте текст. Теперь каждый на листочке бумаги должен написать вопрос по тексту. Сложите его и прикрепите к древу мудрости. (У 1 команды бумага синяя, у второй команды - белая). Команда 1 отвечает на вопросы с белой бумаги, вторая - синей.
О нефти и газе Западной Сибири.
Институт нефти носит имя И.М. Губкина. Именно при его непосредственном участии начались тщательные поиски нефти. Первый фонтан газа ударил в 1953 г., а нефтяной фонтан Шаима – через 7 лет. Но предшествовали этому событию долгие поиски, научные споры, подвиг первопроходцев.
Западно-Сибирская равнина – огромная низменность площадью 3млн.кв.км.. Лежит равнина на плите, толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти, но на поверхности сотни км топких болот в темнохвойной неосвоенной тайге.
Как определить точку для буровой? Это можно сравнить поиском иголки в стоге сена. И.М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 г. В среднее Приобъе была послана поисковая партия. Открыли невиданные запасы нефти – Усть-Балыкское и нефтяную “жемчужину” месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре, в Заполярье газовые месторождения – Ямбург, Медвежье, Заполярное. А у Северного полярного круга – Уренгойское – газовую “Жемчужину”. Сегодня Россия занимает 1 место по добыче природного газа. С Севера Западной Сибири в Европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ – экологически чистое и калорийное топливо идет не только в Европейскую часть России, но и в Западную Европу.
Открытие месторождения нефти и газа дали мощный толчек освоению Западной Сибири. Здесь построены новые города: столица нефтяников - г. Сургут, столица газовиков – г. Новый Уренгой. Западная Сибирь стала нефтегазоносной территорией России.
Конкурс “Знатоки государственной символики государств мира”.
Используя только красный карандаш, нарисовать как можно больше флагов любых стран мира (предполагается сочетание красного и белого цвета).
Польша, Канада, Япония, Дания, Австрия, Швейцария, Индонезия, Турция, Тунис, Сингапур.
Задача “Купец”.
Представьте себе, что вы купец времен Ивана Грозного. Ваш капитал составляет 1000 рублей. Вы можете открыть лавку, т.е. начать дело в одном из городов: Москва, Владимир, Псков, Смоленск, Рязань.
В Москве вам гарантирован доход 50% в год со своего капитала. В любом из приграничных городов вы можете рассчитывать на 100% годовых (так как ближе торговые партнеры), но каждые 2 года Вы теряете половину накопленного капитала в результате приграничных конфликтов.
Где следует начать дело, чтобы к концу десятого года иметь наибольший капитал?
Ответ. Основывая дело в Москве, можно получить 50% прибыли в год, т.е. за 10 лет капитал в 1000 рублей увеличится в 1,5^ 10 руб. В любом другом городе капитал будет расти следующим образом:
1 год- 1000 х 2 = 2000 (1000+100% от 1000);
2 год -2000 х 2 = 4000: 2 + 2000 руб;
3 год – 2000 х 2 = 4000 (2000+100% от 2000);
4 год – 4000 х 2 = 8000, но 8000 : 2 = 4000 и т.д.
Конкурс – речь: “Приглашение к чаю” Капитаны (2 мин).
Чаепитие.
Аукцион вопросов по географии
Жетоны, на которых обозначена их стоимость, например, 5 баллов, 10 баллов, 20 баллов, 50 баллов. Если ответ не точный или с недочетами, то можно выплатить не полную стоимость вопроса. Кто больше набирает баллов. Тот и победитель аукциона.
№ |
Вопросы |
Ответы |
Бал-лы | ||
1. |
Какой город в России является самым древним и самым южным. |
(Дербент) |
10 | ||
2 |
Найдите ошибки в перечне государств, граничащих с Россией: Норвегия, Швеция, Эстония, Латвия, Молдова, Белоруссия, Украина, Грузия, Армения, Казахстан, Туркмения, Киргизия, Китай, Монголия |
(Швеция, Молдова, Армения, Туркмения, Киргизия) |
10 | ||
3 |
Распределите города Росси в последовательности с севера на юг, нумеруя от северного до южного: Архангельск, Астрахань, Воронеж, Нижний Новгород, Тамбов, Тула, Ярославль |
(Архангельск, Ярославль, Н.Новгород, Тула, Тамбов, Воронеж, Астрахань) |
10 | ||
4 |
Море, в которое впадает река Лена |
( Лаптевых) |
10 | ||
5 |
Восточный материковый мыс России, какие он имеет координаты. |
(М.Дежнева 66 05 с.ш. 169 40 з.д). |
10 | ||
6 |
Высочайшая вершина Кавказа |
(Эльбрус) |
10 | ||
7 |
Писатель С. Елпатьевский назвал эту реку “Русской Амазонкой” Какую реку России называл он “русской амазонкой и почему? |
(Обь) |
20 | ||
8 |
Назовите самую большую по протяженности сухопутную границу России, а с каким гос-вом наша Родина имеет самую маленькую границу. |
(С Казахстаном – 7200 км, с КНДР – 17 км) |
20 | ||
9 |
С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую картину? Укажите примерную высоту в км. Кавказ подо
мною один в вышине |
Поэт стоял выше границы снеговой линии. Средняя высота снеговой линии на Кавказе 2900 км до 3500. на северо – восточных склонах и до 2700 на юго-западных. Следовательно поэт находился на высоте примерно 3000 км. |
50 | ||
10 |
Я с “М” и
“А” живу в горах Алтая. |
Марал (олень). Урал, Арал. |
50 | ||
11 |
В стаде животных “ замаскировалась” река, отыщи ее: теленок, птенец, медвежонок, оленёк, колонок. Покажи ее на карте. |
(Оленек) |
20 | ||
12 |
В стихотворении Е Румянцева “Догадка” читаем: Если есть на
карте губы, Поищите на карте РФ известные “губы”, “носы”, “усы” |
(Онежская, Двинская, Мезенская
губы Белого моря. Чешская –
Баренцева м, Байдарацкая, |
50 |
||
13 |
Хотите что-нибудь перекусить? Перед вами Булка, Бублик, Хлеб, Калач. Только не съешьте город. Какой? |
(Калач – г. в Воронежской обл) |
50 | ||
14 |
С “К” я в
школе на стене, |
Карта-парта. |
50 | ||
15 |
Это удивительно
и странно, О какой реке говорится в стихотворении Н. Глаткого? Что она сближает или разъединяет о чем идет речь в стихах? |
(Река Урал. Сближает Европу и Азию) |
20 | ||
16 |
Погода пуще
свирепела, О каком явлении писал Пушкин в одном из своих произведений? Когда это явление произошло? О каком произведении идет речь? |
(А.С.Пушкин “Медный всадник” Описано наводнение на Неве в Петербурге в 1824 г. (ноябрь) |
50 | ||
17 |
Назовите самую большую реку Европы, где она берет свое начало, куда впадает, ее правый и левый самый крупный приток, по какой равнине она протекает |
( на Валдайской возвышенности, в Каспий, по Русской равнине, Ока (пр). Кама (лев) |
20 | ||
18 |
Тебе кипучее начало дано вершинами Саян Недаром гордо, величаво, ты мчишься в грозный океан. Какой реке поэт Кокарев посвятил эти стихи? |
(Енисею, впадает в Карское море С,Л.ок) |
20 | ||
19 |
Мороз и солнце;
день чудесный … |
Определите какой тип погоды отражен в этом стихот-ворении А Пушкина. Циклональ-ный, антицик-лональный, холодного или теплого фронта? |
( антициклональный)
|
50 | |
20 |
Единственный в районе России район чаеводства – Черноморское побережье Кавказа. Объясните, почему в соседних южных районах России (например, в При-кубанье, на Ставрополье) не выращивают чай |
( На Кавказе заморозки
редки даже зимой, а в |
20
| ||
21 |
Для какой из перечисленных рек наиболее характерны ледовые заторы и почему: Волга, Енисей, Амур, Терек, Урал? |
(На Енисее т.к он течет с юга на север , весеннее половодье и ледоход сначала наступают в верхнем течении, когда низовья еще скованы льдом) |
20 | ||
22 |
Выберите две основные причины высокой заболоченности равнинных тундр:
|
( 1. 5) |
10 | ||
23 |
Западный склон Урала
богат нерудными полезными |
(Бокситы, в отличие от всех других руд, имеют осадочное происхождение. Они образуются в результате химического выветривания в условиях влажного тропического климата. Остатки такой коры выветривания мел-палеогенового возраста сохранились на пологом склоне Южного Урала, в то время как на крутом восточном склоне они были уничтожены процессами денудации в ходе новейшего поднятия Уральских гор) |
50 | ||
24 |
Фольклор. Загадки. Шел да шел, да в землю ушел |
(Дождь) |
10 | ||
25 |
Серое сукно тянется в окно |
(Туман) |
10 | ||
26 |
Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь |
(Горизонт) |
10 | ||
27 |
Кругом вода, а с питьем беда |
Море |
10 | ||
28 |
Страны без людей, города без домов, лес без деревьев, моря без воды. Что такое? |
Географическая карта |
10 | ||
29 |
Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя |
Болото |
10 | ||
30 |
Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит |
Гром и молния |
10 |
Учебно-воспитательные задачи: развитие познавательного интереса к геогра- фической науке, формирование товарищеской взаимопомощи, дружбы, дисцип- линированности, углубление опорных знаний и умений, полученных на уроке, развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработка умений самостоятельной работы с различными информационными источниками, эстетическое воспитание учащихся.
Эпиграф:
Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа.
В.А. Обручев
Оформление. Мероприятие проходит в кабинете географии, оформленном в виде корабля. К стене прикреплены изготовленные из ткани паруса, иллюминация из елочных гирлянд. На доске — карта полушарий и другие наглядные пособия: картосхема района Бермудского треугольника, словарь пирата, рисунки с изображениями загадочных явлений и т.п. На стене — большая картина с изображением безбрежных просторов океана, островов и корабля на горизонте. У доски — длинный стол, за которым сидят ведущий и главные действующие лица. На столе глобус и таблички с указанием роли каждого участника. Действующие лица: ведущий - 1 чел., Меридианыч (профессор, доктор геогра- фических наук) - 1 чел., сотрудники (помощники) - 2 чел., пиратовед (доктор пиратских наук) - 1 чел., разбойники - 4-6 чел., исполнители танцев - произвольное количество участников.
Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Вальс цветов»; И.О. Дунаевский «Вольный ветер» (оперетта, нача- ло); К.А. Караев «Танец черных», «Гроза» из балета «Тропою грома»; Г.И. Тладков «Бременские музыканты», инсценировка (танец разбойников), афро-кубинские ритмы.
Ведущий. Дорогие друзья! Приглашаем вас на наш корабль совершить путешествие по Атлантическому океану в район Бермудского треугольника, который покрыт тайнами и легендами. На наш корабль мы пригласили ученого Меридианыча, его сотрудников и пиратоведа, которые занимаются изучением этого района земного шара. Итак, в путь!
Звучит музыка.
Ведущий. Из обширной почты, адресованной нашему Меридианычу, мы отобрали письма, где повторяется вопрос о тайне Бермудского треугольника. Меридианыч, слово Вам. Прежде всего — что называют Бермудским треугольником.
Меридианыч. Это район Атлантического океана, ограниченный воображаемой линией, соединяющей Бермудские острова, южную оконечность п-ова Флорида и о. Пуэрто- Рико (показывает на карте). В этом месте исчезло множество кораблей и самолетов. Причем, таинственные исчезновения известны уже со времен Колумба. Недаром молва нарекла Бермудский треугольник адовым кругом, треугольником смерти, морем привидений, кладбищем Атлантики. Многие пытались разгадать тайну Бермудского треугольника.