Внеклассные занятия по математике как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике.
Объект исследования: внеклассная работа по математике в начальной школе.
Предмет исследования: методика организации и проведения внеклассной работы направленной на развитие познавательного интереса младших школьников к математике.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………

1 Значение внеклассной работы для математического развития ……………..

2 Основные формы внеклассных занятий по математике……………………………………………………………………….

3 Познавательная деятельность на внеклассных занятиях по математике……………… ………………………………………………………

4 Описание опытно-эксперементальной работы…………………………………………………………………. ………..

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованных источников ………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая Соколова исправленная 2.docx

— 71.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………

 

1 Значение внеклассной работы для математического развития ……………..

 

2 Основные формы внеклассных занятий по математике……………………………………………………………………….

 

3 Познавательная деятельность на внеклассных занятиях по математике……………… ………………………………………………………

 

4 Описание опытно-эксперементальной работы…………………………………………………………………. ………..

 

Заключение……………………………………………………………………….

 

Список использованных источников ………………………………………….

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современную эпоху существенно возрастает роль математики, математическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике - разные формы внеклассной работы.

Необходимость всемерного развития внеклассной работы подчеркивалась в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. «Важно охватить всех учащихся, - отмечалось в этом документе, - разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеурочное время».

Принципиальные основы организации и проведения внеклассной работы по математике были заложены в 30-е гг. Б.Н.Делоне предложил стройную продуманную систему работы со школьниками, сохранившуюся в основных чертах и поныне. Основным звеном этой системы стали математические кружки, которые позволяли вести систематическую работу в течение всего учебного года. Самое активное участие в работе со школьниками принимали математики П.С.Александров, А.Н.Колмогоров, Л.А.Люстерник, В.А.Тартаровский.

За истекшие годы школа накопила значительный опыт проведения внеклассной работы с учащимися по математике. Наряду с кружками, математическими олимпиадами развились такие формы внеклассной работы, как командные соревнования, математические вечера, КВН, экскурсии и др. Проблема внеклассной работы по математике как средства повышения познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание.

Современные подходы ученых-педагогов к данной проблеме представлены в трудах Л.И.Божович, В.Г.Бондаренко, М.К.Енисеева, В.С.Ильина, А.Г.Ковалева, Н.Г.Морозовой, Г.И.Щукиной.

Особенности внеклассной работы по математике в целях формирования познавательных интересов учащихся также раскрываются в исследованиях Н.И. Виноградовой, Ф.Н. Гусейновой, Т.Е. Демидовой. Одной из целей этих работ является изучение эффективных условий, в которых происходит формирование интереса к познанию у подростков. Значительно меньше исследователи обращаются к особенностям познавательного интереса в структуре личности младшего школьника. Между тем, период начального обучения в школе особо значимый этап в формировании духовности человека, здесь закладываются основы многогранных интересов личности. Приобретаемые знания, умения, навыки должны становиться важным средством развития личности ребенка в 6 – 10 лет. Совершенствование педагогической работы в этом русле должно исходить из понимания познавательного интереса не только как значимого мотива учения, а более широкого - как интегрального личностного образования. Эта точка зрения все более утверждается в современной педагогике.

Мы считаем, что сформированность познавательного интереса – результат не только преподавания, но и воспитательной работы, ибо сложность проблемы состоит в создании условий для закрепления интереса к познанию в устойчивое личностное образование.

Внеклассная деятельность по математике, особенности её содержания и специфика организации, имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что в воспитании все главное и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока.

Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике.

Объект исследования: внеклассная работа по математике в начальной школе.

Предмет исследования: методика организации и проведения внеклассной работы направленной на развитие познавательного интереса младших школьников к математике.

Задачи исследования:

1.Изучить проблему исследования  в психолого-педагогической литературе;

2.Изучить влияние внеклассной  работы по математике на повышение  познавательных интересов младших  школьников;

3. Экспериментально проверить эффективность влияния внеклассной работы на познавательный интерес.

Методы исследования:

1.Изучение и анализ  учебной и методической литературы;

2.Педагогический эксперимент.

3.Наблюдение с целью  изучения психологических особенностей  детей.

4. Анализ результатов эксперимента.

Методологическую основу исследования составили основные положения о природе математического развития младшего школьника, нашедшие отражение в работах: Е.В. Арутюняна, С.Ю. Афонькина,  Л.А. Беляевой, И.Г. Вайсберга, Д.К. Гилевой, Л.К. Гребенкиной, Н.П. Зазулиной, К.П.Королевой, М.Г. Кравченко, С.Г. Сефибекова, В.П. Труднева.

Практическая значимость исследования заключается в подборе и разработке сценариев проведения внеклассных мероприятий математического содержания, а также в том, что она может быть использована студентами СФУ, преподавателями-практиками в работе с детьми младшего школьного возраста.

Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов основного текста, заключения, списка литературы.

 

1 ЗНАЧЕНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ  РАБОТЫ ДЛЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  УЧАЩИХСЯ

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков.

По мнению авторов методического пособия по внеклассной работе по математике в 4-5 классах, ”в младших и средних классах преждевременное проведение факультативных занятий или дополнительное, углубленное изучение каких-либо учебных дисциплин было бы совершенно неоправданным” [4, c.65]. Они указывают, что наиболее естественной и проверенной формой дофакультативной подготовки в этот период, соответствующей возрастным особенностям и возможностям детей, является внеклассная работа.

Действительно, проводить внеклассные занятия с детьми по математике надо начинать как можно раньше, чтобы у одних пробудить, а у других укрепить интерес к математике и желание заниматься ею. Поэтому основными целями внеклассной работы должны стать развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе. К сожалению, пока еще нет достаточно обобщенного опыта организации внеклассной работы по математике с младшими школьниками; почти нет современных пособий, адресованных учителям начальной школы, которые учитывали бы изменения в учебном плане, а имеющиеся не внедряются в школьные программы [5, с. 107].

Развитие и воспитание математической инициативы способствует возникновению у человека интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли. Обучение математики - это основное, но не единственное средство развития математической инициативы. Активно содействует математическому развитию и в не учебные средства (сюда можно отнести массовые популярные математические журналы, сборники математических развлечений, игр и занимательных задач, математические олимпиады школьного, городского и более высоких уровней, пропаганда математических знаний по телевидению), основным из которых является внеклассная работа по математике в школе.

Таким образом, внеклассная работа по математике имеют следующее значение:

Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях групповых игр.

Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.

Внеклассная работа содействует воспитанию товарищества и взаимопомощи.

В результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие и таких интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, ответственности.

Главное же значение внеклассной работы по математике в том, что она содействует развитию математических способностей школьников [4, с. 78].

Внеклассная работа потому так и называется, что, имея непосредственное отношение к работе классной, все же существенно отличается от нее. Основные особенности внеклассной работы заключаются в следующем:

Некоторая произвольность выбора тематики занятий, они не регламентированы по содержанию, но материал, предъявляемый детям, должен соответствовать наличным у них знаниям, умениям и навыкам.

Особый занимательный материал, широкое использование игровых форм и элементов соревнования.

Занятия не регламентированы по времени, на одну и ту же тему отводится сравнительно небольшое учебное время.

Занятия проводятся в группах, количество человек в которых не регламентировано, так же как и их возраст.

При проведении внеклассных занятий по математике, также как и при классно-урочной работе, необходимо соблюдать основные дидактические принципы: научности, сознательности и активности учащихся, наглядности, должен осуществляться и индивидуальный подход.

Внеклассная работа в начальных классах имеет свои дополнительные особенности. Одна из них ¾ недостаточно развитый, не сформировавшийся и еще неустойчивый интерес к предмету у большинства учащихся, принимающих участие в этой работе. Вместе с тем именно на этом этапе у учащихся такой интерес может и должен начать формироваться. Конечно, результаты успешных занятий математикой часто не зависят от срока начала внеклассной работы. Математическая одаренность или способности конкретного человека развиваются в любом возрасте, лишь бы были благоприятны для этого условия. При этом необходимо учитывать, что многообразие математических теорий и их приложений требуют способностей разного характера. Чтобы обнаружить, какие именно способности могут развиваться у данного учащегося, ему полезно принять участие в самой разнообразной математической деятельности. Конечно, для проверки способностей детей на разном материале нужно много учебного времени. Невозможно не учитывать такие особенности младших школьников, как обязательность, исполнительность, которые позволяют учителю еще до “озорного” возраста 5-7 классов заинтересовать учащихся предметом. Без внимания учителя к организации внеклассной работы в начальном звене многие подростки никогда не придут в математику [4, c.78].

Эти обстоятельства подсказывают еще одну особенность проведения внеклассных занятий по математике в самом юном возрасте ¾ на занятия надо приглашать учащихся, не дожидаясь пробуждения у них собственной инициативы. Внеклассная работа по математике в 1- 4 должна быть массовой.

Одной из особенностей проведения внеклассной работы в начальной школе является особое внимание учителя к поощрению учащихся. В младших классах особенно важно не пропустить незамеченным ни один успех школьников в их дополнительной математической деятельности. В доброжелательности учителя, умении удивляться, казалось бы, самым незначительным сдвигам в работе своих воспитанников проявляется педагогическое мастерство, степень влияния учителя на формирование и развитие интереса к предмету у учащихся [6, с. 77].

Также учитель должен внимательно следить за настроением учащихся во время занятий, должен стремиться к наибольшему эффекту ¾ развитию у учащихся веры в свои силы. Это свойство характера важно воспитывать на ранних ступенях обучения, так как это первый росток творческой, исследовательской работы, который ведет к развитию интереса к предмету. В связи с возрастными особенностями младших школьников, упражнения лучше предлагать в форме игры.

При работе необходимо учитывать и другие особенности учеников этого возраста ¾ дети, как правило, очень любят посильные индивидуальные поручения, учеников интересует также и соревновательный мотив. Кроме того, в проведении внеклассной работы необходимо также опираться на любовь учащихся этого возраста к сказкам и различным интересным, веселым историям [7, c.9].

 

 

2 ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ  ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

Внеклассная работа по математике зарождается, в сущности, на занятиях в классе. Задачи повышенной трудности, логические задачи и занимательный материал, предлагаемый в учебниках (особенно много таких заданий в учебниках по развивающим системам),¾ это собственно упражнения для внеклассных занятий. Однако часть этих упражнений может быть и должна быть решена в классе при всех учащихся. Именно эти упражнения (или им подобные) связывают содержание и формы классных и внеклассных занятий.

Внеклассная работа с учащимися самим своим названием предполагает, что ее проводят вне уроков, обязательных для всех. Ее основные формы:

¾ групповые занятия после уроков;

¾ кружковые занятия;

¾ вечера и сборы;

¾ математические олимпиады;

¾ добровольные зачеты;

¾ часы и минуты занимательной арифметики;

Информация о работе Внеклассные занятия по математике как средство активизации познавательной деятельности младших школьников