Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 15:30, курсовая работа
Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике.
Объект исследования: внеклассная работа по математике в начальной школе.
Предмет исследования: методика организации и проведения внеклассной работы направленной на развитие познавательного интереса младших школьников к математике.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе;
Введение………………………………………………………………
1 Значение внеклассной работы для математического развития ……………..
2 Основные формы внеклассных занятий по математике……………………………………………………………………….
3 Познавательная деятельность на внеклассных занятиях по математике……………… ………………………………………………………
4 Описание опытно-эксперементальной работы…………………………………………………………………. ………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………….
4. В какой стране самое большое население? ОТВЕТ: В Китае, свыше
миллиарда человек.
5. Если цифру перевернуть, то число уменьшится на 3.Какая это цифра. ОТВЕТ: Цифра 9. так как 9-6=3
6. Вопрос! Когда мы смотрим на число 3, а говорит «15»?
ОТВЕТ: Когда смотрим на часы.
7. В какой месяц 28 дней?
Ответ: В любом.
ЧТО? ГДЕ? КОГДА? (Заключительный тур)
· Добрый день, мальчики и девочки! Сегодня Вы станете свидетелями и даже участниками заключительного тура конкурса знатоков. Давайте познакомимся с командами.
· Команда «Любознательные» Капитан....
· Команда «Смекалистые» капитан.....
.Символом победы является цветик - семицветик, состоящий из 5
лепестков. у какой команды цветик расцветет быстрее, та и победила. На видном месте установлены плакаты с названиями команд. Ниже нарисованы сердцевины цветиков с прорезями, куда могут вставляться лепестки - красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый.
· А сейчас определим по жребию, какая команда выступает первой.
· Начинаем наше состязание.
1. Имеется бутылка с наклеенной на ней вертикальной полоской бумаги и частично заполняется водой. Как узнать, больше или меньше половины воды в бутылке. Можно пользоваться карандашом.
ОТВЕТ: Поставить бутылку на горизонт поверхность, например, стол. Отметить карандашом уровень воды в ней и перевернуть, горлышко бутылки закрыто пробкой. Если уровень воды окажется ниже отметки, то бутылка заполнена менее, чем на половину.
2. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем.
Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты.
ОТВЕТ: Копейками.
3. В 1556г. английский математик
Роберт Рекорд ввел знак
ОТВЕТ: Отрезки, расположенные таким образом, равны.
4. Как узнать возраст спиленного дерева?
ОТВЕТ: По количеству годовых колец, в его поперечном срезе.
5. В известной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что царь послал стрелка Андрея за «Тридевять земель». Внимание, вопрос! Тридевять - это сколько? Ответ: Тридевять - 27. Дело в том, что в Древней Руси считали девятками: тридевять - это трижды девять.
6. Делимое, делитель и частное равны между собой. Каково каждое слово? ОТВЕТ: 1:
7. Первый полет на космическом
корабле совершил Ю.Гагарин. До
этого дня до начала
Вопрос! Какого числа и в каком месяце был осуществлен полет?
8. Мы часто используем слово «километр», «метр», означает «длина». Внимание, вопрос! Что означает в переводе с французского слово «кило». ОТВЕТ: 1000
9. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех.
ОТВЕТ: 3
В отборочном туре оценивалась точность ответа. В результате было выбрано 10 лучших работ, по результатам которых, было выбрано 10 учащихся которые и образовали 2 команды.
В заключительном туре, туре знатоков, оценивалась правильность и точность ответа, так как работа была командная, оценивалась организаторская деятельность учащихся. Так же оценивался интерес к выполнению заданий, устойчивость и стремление к проверке данных заданий. Именно эти критерии являются показателем познавательного интереса учащихся! Об этом мы говорили в предыдущей главе.
Таблица результатов познавательной деятельности участников конкурса.
Критерии оценки |
Интерес к выполнению заданий |
Устойчивость интереса в течение всего конкурса |
Проявление организаторских способностей, находчивости |
Стремление проверки результата |
Дима Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Артём С. |
+ |
_ |
_ | |
Лиза С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Софья К. |
+ |
+ |
+ | |
Женя В. |
+ |
+ |
+ | |
Марина Н. |
+ |
+ |
+ | |
Кристина Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Дима М. |
+ |
+ |
+ | |
Даша Б. |
+ |
+ |
+ | |
Никита Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ - положительная результат
- - отрицательный результат
Анализируя результаты исследования, можно отметить, интерес к выполнению заданий прослеживается у всех участников заключительного тура конкурса. Дети активно занялись выполнением заданий, желая победить, целеустремленно и усердно выполняли задания.
Устойчивость и стремление к проверки заданий, отмечалось у всех детей, за исключением одного участника конкурса. Ученики очень внимательно слушали правильные ответы, задавали вопросы на уточнения, это подтверждает интерес детей к выполнению заданий и является доказательством познавательного интереса.
Так как во втором туре была командная игра, в двух командах выделились сразу лидеры, которые стали капитанами команды. Так же выделились лидеры и во время прохождения игры, они организовывали и дисциплинировали участников команды, а так же, формулировали ответы к записи, которые выдавали участники группы. Этот показатель так же свидетельствует о познавательном интересе.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий способствует повышению познавательного интереса к математике, оказывает неоценимую помощь в воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с дополнительной литературой, развивает наблюдательность, способность анализировать и делать выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внеклассные занятия по математике, несмотря на свою необязательность для школьника, заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов по математике не снимает необходимости проведения внеурочных занятий.
Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Одна из основных причин не всегда высокой сравнительной успеваемости по математике – недостаточный интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются ученики увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы больше узнать о своем любимом предмете, решать более трудные задачи.
Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению дополнительной литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.
Опыт организации внеклассной работы по математике свидетельствует о том, что она должна быть продолжена в дальнейшем обучении учащихся, т.к. внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитию умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных заданий, воспитанию у младших школьников определенной культуры работы над заданиями.
Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои знания по математике. Это благоприятно сказывается и на качестве его работы.
Таким образом, цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике, достигнута. В процессе исследования было выявлено, систематическая и целенаправленная внеклассная работа способствует повышению познавательного интереса учащихся к математике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ