Внеклассные занятия по математике как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике.
Объект исследования: внеклассная работа по математике в начальной школе.
Предмет исследования: методика организации и проведения внеклассной работы направленной на развитие познавательного интереса младших школьников к математике.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………

1 Значение внеклассной работы для математического развития ……………..

2 Основные формы внеклассных занятий по математике……………………………………………………………………….

3 Познавательная деятельность на внеклассных занятиях по математике……………… ………………………………………………………

4 Описание опытно-эксперементальной работы…………………………………………………………………. ………..

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованных источников ………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая Соколова исправленная 2.docx

— 71.04 Кб (Скачать файл)

4. В какой стране самое  большое население? ОТВЕТ: В Китае, свыше

миллиарда человек.

5. Если цифру перевернуть, то число уменьшится на 3.Какая  это цифра. ОТВЕТ: Цифра 9. так как 9-6=3

6. Вопрос! Когда мы смотрим на число 3, а говорит «15»?

ОТВЕТ: Когда смотрим на часы.

7. В какой месяц 28 дней?

Ответ: В любом.

ЧТО? ГДЕ? КОГДА? (Заключительный тур)

· Добрый день, мальчики и девочки! Сегодня Вы станете свидетелями и даже участниками заключительного тура конкурса знатоков. Давайте познакомимся с командами.

· Команда «Любознательные» Капитан....

· Команда «Смекалистые» капитан.....

.Символом победы является  цветик - семицветик, состоящий из 5

лепестков. у какой команды цветик расцветет быстрее, та и победила. На видном месте установлены плакаты с названиями команд. Ниже нарисованы сердцевины цветиков с прорезями, куда могут вставляться лепестки - красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый.

· А сейчас определим по жребию, какая команда выступает первой.

· Начинаем наше состязание.

1. Имеется бутылка с  наклеенной на ней вертикальной полоской бумаги и частично заполняется водой. Как узнать, больше или меньше половины воды в бутылке. Можно пользоваться карандашом.

ОТВЕТ: Поставить бутылку на горизонт поверхность, например, стол. Отметить карандашом уровень воды в ней и перевернуть, горлышко бутылки закрыто пробкой. Если уровень воды окажется ниже отметки, то бутылка заполнена менее, чем на половину.

2. При царе Иване 4 были  выпущены монеты, на которых изображался  всадник с копьем.

Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты.

ОТВЕТ: Копейками.

3. В 1556г. английский математик  Роберт Рекорд ввел знак равенства (=), которым пользуются и поныне. Внимание, вопрос! Как он обосновывал  введение.

ОТВЕТ: Отрезки, расположенные таким образом, равны.

4. Как узнать возраст  спиленного дерева?

ОТВЕТ: По количеству годовых колец, в его поперечном срезе.

5. В известной сказке  «Поди туда - не знаю куда, принеси  то - не знаю что царь послал  стрелка Андрея за «Тридевять  земель». Внимание, вопрос! Тридевять - это сколько? Ответ: Тридевять - 27. Дело  в том, что в Древней Руси  считали девятками: тридевять - это  трижды девять.

6. Делимое, делитель и  частное равны между собой. Каково  каждое слово? ОТВЕТ: 1:

7. Первый полет на космическом  корабле совершил Ю.Гагарин. До  этого дня до начала летоисчисления  прошло: 1960 полных лет, 3 полных месяца  и 11 полных дней.

Вопрос! Какого числа и в каком месяце был осуществлен полет?

8. Мы часто используем  слово «километр», «метр», означает  «длина». Внимание, вопрос! Что означает  в переводе с французского  слово «кило». ОТВЕТ: 1000

9. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех.

ОТВЕТ: 3

В отборочном туре оценивалась точность ответа. В результате было выбрано 10 лучших работ, по результатам которых, было выбрано 10 учащихся которые и образовали 2 команды.

В заключительном туре, туре знатоков, оценивалась правильность и точность ответа, так как работа была командная, оценивалась организаторская деятельность учащихся. Так же оценивался интерес к выполнению заданий, устойчивость и стремление к проверке данных заданий. Именно эти критерии являются показателем познавательного интереса учащихся! Об этом мы говорили в предыдущей главе.

 

Таблица результатов познавательной деятельности участников конкурса.

Критерии оценки

Интерес к выполнению заданий

Устойчивость интереса в течение всего конкурса

Проявление организаторских способностей, находчивости

Стремление проверки результата

Дима Б.

+

+

+

+

Артём С.

+

_

 

_

Лиза С.

+

+

+

+

Софья К.

+

+

 

+

Женя В.

+

+

 

+

Марина Н.

+

+

 

+

Кристина Б.

+

+

+

+

Дима М.

+

+

 

+

Даша Б.

+

+

 

+

Никита Г.

+

+

+

+


 

+ - положительная результат

- - отрицательный результат

Анализируя результаты исследования, можно отметить, интерес к выполнению заданий прослеживается у всех участников заключительного тура конкурса. Дети активно занялись выполнением заданий, желая победить, целеустремленно и усердно выполняли задания.

Устойчивость и стремление к проверки заданий, отмечалось у всех детей, за  исключением одного участника конкурса. Ученики очень внимательно слушали правильные ответы, задавали вопросы на уточнения, это подтверждает интерес детей к выполнению заданий и является доказательством познавательного интереса.

Так как во втором туре была командная игра, в двух командах выделились сразу лидеры, которые стали капитанами команды. Так же выделились лидеры и во время прохождения игры, они организовывали и дисциплинировали участников команды, а так же, формулировали ответы к записи, которые выдавали участники группы. Этот показатель так же свидетельствует о познавательном интересе.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий способствует повышению познавательного интереса к математике, оказывает неоценимую помощь в воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с дополнительной литературой, развивает наблюдательность, способность анализировать и делать выводы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внеклассные занятия по математике, несмотря на свою необязательность для школьника, заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов по математике не снимает необходимости проведения внеурочных занятий.

Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Одна из основных причин не всегда высокой сравнительной успеваемости по математике – недостаточный интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.

Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются ученики увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы больше узнать о своем любимом предмете, решать более трудные задачи.

Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению дополнительной литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Опыт организации внеклассной работы по математике свидетельствует о том, что она должна быть продолжена в дальнейшем обучении учащихся, т.к. внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитию умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных заданий, воспитанию у младших школьников определенной культуры работы над заданиями.

Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои знания по математике. Это благоприятно сказывается и на качестве его работы.

Таким образом, цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике, достигнута. В процессе исследования было выявлено, систематическая и целенаправленная внеклассная работа способствует повышению познавательного интереса учащихся к математике.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Арутюнян Е.В. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей: 1 – 5 класс / Е.В. Арутюнян. – М.: ВАКО, 1999. – 198с.
  2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления / С.Ю. Афонькин. – СПб.: Питер, 2002. – 156с.
  3. Баврин И.И. Занимательные задачи по математике / И.И. Баврин. – М.: Просвещение, 1999. – 126с.
  4. Белкин Е.Л. Управление познавательной деятельностью / Е.Л.Белкин. – Ярославль: ЯГПИ, 1987. – 165с.
  5. Беляева Л.А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях / Л.А. Беляева. – Томск: ТГПУ, 2004. – 187с.
  6. Вайсберг И.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / И.Г.Вайсберг. – М.: Просвещение, 1967. – 234с.
  7. Гилева Д.К. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Д.К.Гилева. – Свердловск: Шиимский гос. пед.ин-т, 1970. – 132с.
  8. Гребенкина Л.К. Пути и средства повышения познавательной активности учащихся / Л.К. Гребенкина. – Рязань: РГПИ, 1986. – 149с.
  9. Зазулина Н.П. Занимательные игры, упражнения, задания для учащихся 1 – 3 классов / Н.П. Зазулина. – М.: Просвещение, 1974. – 208с.
  10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 509с.
  11. Королева К.П. Формирование познавательных интересов и творческого отношения к учению / К.П. Королева. – Свердловск: СГПИ, 1987. – 154с.
  12. Кравченко М.Б. Организация внеклассной познавательной работы в школе / М.Б.Кравченко. – Тамбов: ТГПИ, 1978. – 154с.
  13. Сефибеков С.Г. Внеклассная работа по математике / С.Г.Сефибеков. – М.: Просвешение, 1988. – 135с.
  14. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В.П.Труднев. – М.: Просвещение, 1975. – 234с.
  15. Югова Е.А. Игра как метод обучения младших школьников ч. 1 /Е.В. Югова.- Начальная школа всё для учителя.-2014.-№ 3.-С. 15-18
  16. Югова  Е.А. Игра как метод обучения младших школьников ч. 2 /Е.В. Югова.- Начальная школа всё для учителя.-2014.-№ 3.-С. 19-20 (продолжение)

 

 

 

 

 


Информация о работе Внеклассные занятия по математике как средство активизации познавательной деятельности младших школьников