Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 17:54, автореферат
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать военно-спортивное многоборье как средство повышения военно-прикладной направленности спортивной работы в суворовских военных училищах.
Для реализации поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:
1. Изучить состояние военно-прикладной физической подготовки и спорт и в н о й работы в суворовских военных училищах и определить влияние возрастных: особенностей обучающихся на развитие их физических качеств и прикладных двигательных навыков.
2. Разработать содержание военно-спортивного многоборья для обучаю-щ и х с я в суворовских военных училищах и обосновать нормативные требования к присвоению спортивных разрядов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях предметно-методической комиссии физической подготовки и спорта Тверского суворовского военного училища, кафедры гимнастики и атлетической подготовки ВИФКа. Основные результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях ВИФК в 2004 и 2005 г.г.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, общего заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Её объем составляет 142 страницы компьютерной верстки, включая 15 таблиц, 14 рисунков, 12 приложений, список литературы насчитывает 150 источников, в том числе 7 на иностранном языке.
Работа выполнена в соответствии с темами НИР Военного института физической культуры «Смена» и «ВСКл-2005».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе исследования на основании анализа литературы изучены возрастные особенности формирования органов движения (опорно-двигательного аппарата), сердечно-сосудистой системы, системы дыхания, так
как развитие организма человека, возрастное становление морфологических признаков, функциональных параметров и психофизиологических функций происходит неравномерно. Интересующий нас период онтогенеза затрагивает подростковый и юношеский возраст 13-17 лет, который характеризуется максимальным темпом роста всего организма и отдельных его частей, усилением окислительных процессов, нарастанием функциональных резервов организма, активизацией ассимиляторных процессов, резко выраженными эндокринными сдвигами, усилением процессов морфологической и функциональной диффе-ренцировки головного мозга и внутренних органов. В подростковом возрасте происходит процесс полового созревания, отмечается интенсивный рост и развитие организма, отличаясь от предыдущих возрастных периодов своими особенностями и темпами прироста, прежде всего развитием физических качеств и двигательной деятельностью.
Проведенный анализ специальной литературы (Блахин В.Г., Черников Н.Г., Щеголев, Варжеленко И.И., Щеголев В.А.) и многолетний опыт физической подготовки Вооруженных Сил убедительно свидетельствует о том, что широкий диапазон двигательной деятельности, её комплексный характер на базе военно-спортивных многоборий и военно-прикладных упражнений, включенный в систему физической подготовки, оказывает достаточно эффективное влияние на физическое и психическое совершенствование в процессе учебно-боевой деятельности с его многообразными профессиональными действиями, приемами, движениями. Военнослужащие, занимающиеся физическими упражнениями, при преодолении различных препятствий и трудностей, при встрече с опасностью, в большей мере демонстрируют решительность, смелость настойчивость, инициативу, коллективизм, чувство ответственности, товарищества, взаимопомощи, у них присутствует более высокий уровень адаптации к интенсивным нагрузкам, позволяющим лучше выполнять нормативы по боевой подготовке.
Все вышеизложенное послужило основанием для реализации задач исследования.
Для решения первой задачи изучались руководящие документы, акты проверок по физической подготовке, анализировалась учебная программа, проводился анкетный опрос, исследовались данные физической и спортивной подготовленности абитуриентов, поступающих в суворовское военное училище, а также динамика изменения их физического состояния и физических качеств за три года обучения, в рассматриваемый нами возраст обучающихся от 13 до 17 лет.
В результате проведенного исследования установлено, что система подготовки молодежи к военной службе, привлечение ее к регулярным занятиям физической культурой и спортом находится на недостаточном уровне. Сокращение количества детско-юношеских спортивных школ привели к заметному снижению числа абитуриентов, поступающих в суворовское военное училище, занимающихся спортом и имеющих спортивные разряды, ежегодному ухудшению их уровня общей физической подготовленности.
Результаты проверок организации эффективности физической подготовки в ряде военно-учебных заведений довузовского звена со стороны комиссий различного уровня, включая Управление военного образования МО РФ в период с 2000 по 2004 г.г., показали, что существует низкая обученность суворовцев, нахимовцев и особенно кадетов, военно-прикладным упражнениям из программ физической подготовки, что в прямом плане зависит от недостатков осуществляемого обучения. На практике значительно заметно слабое привлечение обучающихся к массовому занятию спортом, снижена значимость Военно-спортивного комплекса.
Анализ учебной программы и тематических планов показал, что для решения общих и специальных задач на физическую подготовку в военно-учебных заведениях довузовского звена выделяется более 300 часов на весь курс обучения, что оставляет примерно 37% всего бюджета учебного времени. Учебные занятия проводятся как по разделам, так и комплексно. Однако в обоих случаях в них недостаточно военно-прикладной направленности. Так, проведенное педагогическое наблюдение указывает, что на 69 учебных часов комплексных занятий (на первом курсе - 22, на втором - 32, на третьем 25 часов, что составляет 25% от общего времени, выделяемого на предмет) прикладные разделы используются только от 10 - 12% до 20% времени, в зависимости от курса обучения. При этом отчетность по нормативам контрольных упражнений, выводимых на зачет с оценкой, свидетельствует о недостаточном уровне индивидуальной физической подготовленности обучающихся, особенно развития военно-прикладных навыков: преодоления препятствий, лыжной подготовке, плавания. Очень малое число суворовцев выполняют спортивные юношеские разряды по отдельным видам прикладных упражнений, а по преодолению препятствий вообще отсутствуют разрядные нормативы. Данное обстоятельство существенно снижает мотивацию к занятиям по физической подготовке и спорту.
В настоящее время в военно-учебных заведениях довузовского звена, как правило, созданы и работают спортивные команды только по олимпийским видам спорта и по прикладным упражнениям, по которым проводятся соревнования. Большое число обучающихся, которые не входят в состав сборных команд, в связи отсутствия работы по военно-спортивному комплексу и различным военно-прикладным видам спорта, состоящих из упражнений, входящих в учебную программу по физической подготовке, и по которым можно выполнить спортивные разряды и повышать индивидуальную физическую подготовленность, остаются без внимания. Однако, как показывает анкетный опрос, более 50 % опрошенных выражают большой интерес к военно-спортивным много-борьям, а 60 % опрошенных высказались за широкое включение в содержание утренней физической зарядки и факультативных занятий по физической подготовке военно-прикладных приемов и действий.
Ежегодная проверка физической подготовки разных возрастных категорий обучающихся выявила положительную динамику изменений антропометрических показателей и физических качеств, активных процессов перестройки организма, связанного с увеличением размеров тела. В начале обучения двига-
тельная деятельность характеризуется проявлением быстроты и ловкости (13 -15 лет), в период 16-17 лет решение двигательных задач осуществляется за счет высоких силовых проявлений и общей выносливости.
Динамика изменения физического развития и физических качеств на основании результатов проверки физического состояния обучающихся представлена в таблице 1. Представленная сводная ведомость результатов проверки физической подготовленности и физического состояния обучающихся в Тверском СВУ является результатом проводимого нами поискового эксперимента на одной роте (я 150 человек) набора 1997 года.
Для решения второй задачи, на основе выше проведенных исследований, было разработано содержание военно-спортивного многоборья для обучающихся военно-учебных заведений довузовского звена, которое состояло из упражнений в зависимости от курса обучения. Перечень упражнений и программа многоборий представлена в таблице 2.
Разрядные нормативы определялись начислением очков за каждое упражнение по специально разработанной для этого 100 очковой таблицы. Преимущество предлагаемых 100 очковых таблиц перед классическими 1000 очковыми мы видим в том, что в разработанных таблицах нет такого большого объема цифровой информации, как в 1000 - очковых. Это позволяет успешно работать с ними даже людям не являющимися специалистами в области физической подготовки и спорта. Они упрощают вычисления, необходимые для суммирования очков в многоборье.
Для решения третьей задачи был организован и проведен основной педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент проводился на базе Тверского СВУ на протяжении 2001-2004 учебных годов. В эксперименте принимала участие одна штатная рота обучающихся, общей численностью 140 человек.
Все участники эксперимента являлись обучающимися одного курса и проходили учебную программу, в том числе и по физической подготовке, в один срок, на одной учебно-материальной базе, у одних и тех же преподавателей. Все вышеперечисленное дает основание полагать, что в основном педагогическом эксперименте принимала участие однородная выборка обучающихся Тверского СВУ
Педагогический эксперимент проводился в три этапа, что по срокам составило весь цикл обучения: первый этап - 1-й курс обучения (2 четверти -летний период и 2 четверти - зимний) 2001-2002 учебный год; второй этап - 2-й курс обучения 2002-2003 учебный год и третий этап - 3-й курс обучения 2003-2004 учебный год.
К эксперименту привлекался личный состав 4-й роты. В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошли обучающиеся 1-ю и 2-го взводов (70 чел.), а в состав контрольной группы (КГ) - 3-го и 4-го взводов (70 чел.). В качестве основной отличительной особенности физической подготовки ЭГ и КГ являлось применение средств разработанного военно-спортивного многоборья в часы спортивной работы.
Сводная ведомость результатов проверки физической подготовленности и фи__ зического состояния обучающихся_
Лг2 п/п Наименование тестов, контрольных физических упражнений Возрастные категории обучающихся
13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет
Физическое состояние
1 Рост(см) 147+8 5 156,5+7,4 163112 169113,5 17218,5
2 Вес (кг) 38,5+6,5 46,3+7,6 5318,8 61,019,1 64,5112,3
3 Окружность грудной клетки (сч) 72,0±21 76,5120 81,5118,5 86,5121,5 88123
4 ЖЕЛ (в мл) 2600±250 3150+280 38001320 4500+310 47001350
5 Динамом пр кисти (кг) 24+4 30,515 3616 4317,5 4519
6 Индекс Кетле 261,9+32 295,8128 325,2130 360,9+32 375,0127
7 Жизненный индекс 67,5117 68,0+18,5 71,7119 73,8121,5 19,517,3
g Индекс Пинье 36,5+8,5 33,719,7 28,5110,3 21,5+92 19,5+7,3
9 Индекс Эрисмана -1,5+1,4 -1,75+1,3 0+1,5 211,7 211,6
Физическая подготовленность
Быстрота и выносливость
10 Бег на 60 м (с) 10 0+2,5 9 911,5 9 8+1,2 9611,0 9 5+0,6
11 Бег на 100 м (с) 16 2+0,8 16 0+0,7 15610,4 15 210,3 14 610,6
12 Ьегна 1000 м (с) 290+65 283+58 275145 240145 233140
13 Ьег на 2000 м (с) 6151125 6051110 590190 545+85 525+75
14 Бег на 3000 м (с) 940+145 8551130 830+110 8101100 786195
15 Лыжная гонка ни 5 км (с) 1680±360 16201340 1560+240 15001200 14401200
16 Плавание на 50 м (с) 54,6±12 50,5112 49.0+10 47,0110 46,5+8
17 Плавание на 100 м (с) 245±135 205+115 175185 170+75 150+55
Силовые способности
18 Подтягивание на перекладине (кол раз) 6,5±2,5 7,412,8 8,811,5 12,312,3 14,513,5
19 Подъем переворотом на перекладине (коп pas) 2,1+1,8 2,5+1,8 3,512,5 3,812,1 4,2+2,5
20 Поднимание ног к перекладине (
21 Рывок гири 16 кг (кол ) 8,5±6 10,314 16 514 21,515 24,015
Ловкость
22 КВУ 1,2 3 0+1,0 3,411 4 3,810 6 3,710,5 3,610,6
23 Прыжок ноги врозь через козла в длину (оценка) 3,2±0,4 3,3±0,3 3,410,4 3,410,2 3,610,4
24 ОКУ на единой полосе препятствий (200 м) (с) 175155 160140 145120 120+15 109,5+9,5
25 Стрельба из пистолета Марголина МП-I (очки) 6212,8 68124 74116 76118 79114
Военно-спортивное многоборье для обучающихся в военно-учебных заведениях довузовского звена, предлагаемое для включения в ВСКл
Перечень упражнений для 1-го курса:
- Бег на 60 м.;
- Бег на 1000 м.;
- Подтягивание на перекладине:
- Метание теннисного мяча;
- Плавание на 50 м.;
- Лыжная гонка на 3 км.;
- Стрельба из малокалиберной винтовки (3 пробных выстрела + 5 зачетных)
- Стрельба из пневматической винювки (ВП-Ш - 5 выстрелов);
- Стрельба из пистолета Марголина (МП-1).
Перечень упражнений для 2-го и 3-го курса:
- Бег на 100 м.;
- Бег 10x10 м.;
- Бег на 2000 м. - 2к>ре, бег на 3000 м. - 3 курс;
- Подтягивание на перекладине;
- Метание гранаты Ф1 на дальносгь:
- Плавание на 100 м.:
- Лыжная гонка на 5 км.;
- ОКУ на полосе препятствий (200 м.);
- Стрельба из малокалиберной винтовки (3 пробных выстрела + 5 зачетных)
- Стрельба и! пневматической винтовки (ВП-Ш - 5 высгрелов);
- Стрельба из пистолета Марголина (МП-1)
РАЗРЯДНЫЕ НОРМАТИВЫ
Разряд кмс 1р. II р. III р. 1ю. II ю. III ю.
Программы 2-борий . 170 140 120 100 80 60
Программы 3-бориЙ 240 210 180 150 120 100 80
Программы 4-борий 310 270 220 180 150 120 100
Программы 5-борий 370 320 270 210 180 150 120
Примечание * - в программу многоборья обязательно должно входить одно упражнение на выносливость, • - содержание многоборья составляется с учетом прохождения программы по физической подготовке и состояния материальной базы
Рис. 1. Динамика показателей физического развития обучающихся в ходе проведения основного педагогического эксперимента.
В соответствие с учебным планом Тверского СВУ спортивная работа организуется и проводится 5 раз в неделю в течение 90 минут, согласно распорядка дня с 14.45 до 16.15. Педагогический эксперимент решал следующую основную задачу. Проверить эффективность средств опытной программы военно-спортивного многоборья в зависимости от курса обучения в системе физической подготовки обучающихся в Тверском СВУ, а также окончательно определить систему начисления очков и вывести нормативы для выполнения спортивных разрядов с последующим включением их в Военно-спортивную классификацию. Проведенный педагогический эксперимент выявил эффективность включения различных программ военно-спортивных многоборий летнего и зимнего периодов обучения. Обучающиеся ЭГ показали значительное преимущество в росте физического развития, физической подготовленности и превзошли результаты обучающихся КГ в выполнении военно-прикладных упражнений на полосе препятствий, в плавании, в лыжной подготовке, в стрельбе, а также по количеству разрядов. Выше приведенные данные представлены на рисунке 1 и в таблицах 3,4,5,6.