Военно-спортивное многоборье как средство повышения физической и спортивной подготовленности обучающихся в суворовских военных училища

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 17:54, автореферат

Описание работы

Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать военно-спортивное многоборье как средство повышения военно-прикладной направленности спортивной работы в суворовских военных училищах.
Для реализации поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:
1. Изучить состояние военно-прикладной физической подготовки и спорт и в н о й работы в суворовских военных училищах и определить влияние возрастных: особенностей обучающихся на развитие их физических качеств и прикладных двигательных навыков.
2. Разработать содержание военно-спортивного многоборья для обучаю-щ и х с я в суворовских военных училищах и обосновать нормативные требования к присвоению спортивных разрядов.

Файлы: 1 файл

Военно-спортивное многоборье как средство повышения физической и спортивной подготовленности.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 3

Динамика показателей функционального состояния обучающихся в ходе проведения основного педагогического эксперимента

№ Показатели функц. состояния Ед. изм. Гр. 1 -й курс 2-й курс 3-й курс Р

Х±а Х±а Х±с

1. ЖЕЛ ч см эг 2875+265 4150+315 4600+330 0,01

кг 28601255 38501300 4300+350 0,01

2. Максимальная вентиляция легких см ЭГ 76,3313,5 90,2+4,8 94,7+4,6 0,05

кг 73,36+3,2 87,73+4,5 90,12±4,5 -

3. ЧСС уд./ мин ЭГ 73,5+5 71,0+8 67,517 -

кг 74,5+6 73,017 70,016 -

4. АД систолическое мм  ртст. ЭГ 124,5±6 120,5+7 115,0+8 -

кг 123,5+5 121,5±6 112,015 -

5. АД диастолическое мм, ртст. ЭГ 68,5±6 64,515 62,0+6 -

кг 67,0+7 65,0+6 64,0±7 -

6. Степ-тест балл ЭГ 5,7+0,3 6,0±0,4 6,3+0,6 0,01

кг 5,6±0,2 5,7+0,3 5,9+0,2 -

Таблица 4

Результаты выполнения спортивных разрядов по военно-спортивному многоборью после проведения основного педагогического эксперимента

Группа Зимнее(четырехборье) Летнее(пятиборье)

кмс - = = 2 2 : 2 с. о О ы - = Я 1 Р 2 п. ¡5

ЭГ 1 5 7 12 22 7 3 3 2 8 12 16 12 5 5 -

кг - 1 3 2 12 13 17 12 - 3 4 7 10 16 13 7

Динамика показателей физической подготовленности обучающихся в ходе проведения основного педагогического эксперимента

№ Показатели Ед. изм. Гр. 1 -й курс 2-й курс 3-й курс Р

Г+с Х±а Х±а

I. Ьег на 100 м с ЭГ 16,1+0,75 15,4+0,50 14,9±0,45 0,05

КГ 16,1 ±0,70 15,8+0,6 15,1 ±0,55 0.05

2. Бег на 3000 м с ЭГ 897+120 8201105 791+90 0,01

КГ 890+125 865±100 835+97.5 -

3. ОКУ (200 м) с ЭГ 167,5+47,5 132,5+17,5 110+12,5 0,01

кг 168,0+50,0 142,0+20,5 117,0+16.5 -

4. Подтягивание на перекладине  кол. раз ЭГ 6.95+2.15 10,55±3,2 12,0+3.0 0,01

кг 7,0+2,5 8,5±4.1 10,5+4,0 0,05

5. Плавание на 100 м. мин. с. ЭГ 2.35+28.0 2.10+26.0 2.00±24,7 0.05

кг 2.30±29,3 2.32+27,1 2.10±26,4 0,05

6. Лыжная гонка на 5 км. мин. с. ЭГ 27.45±3.18 26.37+3.03 24.50+2.55 0,05

кг 27.50±3.20 27.03±3.12 26.08±3.07 -

7. Стр. из пистолета Марголина(МГЫ) очки ЭГ 65±20 75±17 75±16 0,01

кг 63±21 67±20 68±18 0,05

Таблица 6

Различия показателей физической подготовленности испытуемых КГ и ЭГ после проведения основного педагогического эксперимента

№ п/ п Показатели Ед. И!М. КГ ЭГ 1 Р

-V, Ш, V, % X 2 т2 У2%

1. Бег на 100 м С 15,1 0,066 3.6 14,9 0,054 3,0 0,2 2,35 0,05

2. Бег на 3000 м С 835 10,75 11,6 791 11,65 11,4 44,0 2,78 0,01

3. ОКУ (200 м) С 117,5 1,97 14,1 110 1,49 11,4 7,5 3,04 0,01

4. Подтягивание на перекладине  кол. раз 10,5 0,48 38,1 12,0 0,36 25,0 1.5 2,54 0,05

5. Плавание на 100 м. мин. с. 2 10 3,15 20,3 200 2,95 20,5 10,0 2,31 0,05

6. Лыжная гонка на 5 км. мин. с. 2608 22,3 11,9 24 5 20,9 14,7 118 2,55 0,05

7. Стр. из пистолета Марголина (МП-1) очки 68 2,15 26,4 75 1,91 21,3 7,0 2,46 0,05

1. Низкая эффективность  уроков по физической культуре  в общеобразовательных школах, сокращение  количества детско-юношеских спортивных  школ привели к заметному снижению  числа абитуриентов, поступающих  в суворовские военные училища, занимающихся спортом и имеющих спортивные разряды. Более 70% абитуриентов 1999 - 2003 годов поступления не занимались ни одним видом спорта.

Результаты проверок организации эффективности физической подготовки в ряде военно-учебных заведений довузовского звена комиссиями Управления военного образования Министерства Обороны РФ в период с 2000 по 2004 г. свидетельствуют о невысоком уровне физической подготовленности обучающихся, особенно в показателях выполнения военно-прикладных упражнений из разделов « Преодоление препятствий», «Лыжная подготовка», «Плавание».

2. Установлено, что для  решения общих и специальных  задач физической подготовки  в суворовских военных училищах  выделяется всего 37% бюджета учебного  времени. Учебные занятия проводятся  как по разделам физической  подготовки, так и комплексно. Однако анализ содержания учебных занятий позволяет утверждать о невысокой военно-прикладной направленности учебной программы. Так, например, из 69 часов комплексных занятий лишь 12% учебного времени отведено военно-прикладным разделам, при этом наиболее низкие индивидуальные результаты на зачетах обучающиеся показывают по ускоренному передвижению, лыжной подготовке, преодолению препятствий и плаванию.

3. Анализ состояния спортивной  работы в суворовских военных  училищах и отношения обучающихся к занятиям спортом позволяет говорить об их низкой мотивации к своему спортивному самосовершенствованию. Большинство из них не охвачены спортивной работой, так как не включены в составы сборных команд по видам спорта, культивируемым в училище, среди которых нет военно-прикладных видов. В то же время более 50% участников анкетного опроса проявили большой интерес к военно-прикладным видам спорта и особенно военно-спортивным многоборьям, а 60% респондентов высказались за включение в содержание утренней физической зарядки и факультативных занятий по физической подготовке военно-прикладных упражнений, приемов и действий.

4. Важным условием, определяющим  эффективность функционирования  системы физической подготовки  и спортивной работы в военно-учебных  заведениях довузовского звена, является необходимость обязательного учета возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей юношей 13-17 лет. Обобщение литературных источников и собственные исследования выявили, что этот период характеризуется усилением окислительных процессов, нарастанием функциональных резервов организма, резко выраженными эндокринными сдвигами, происходит процесс полового созревания, отмечается интенсивный рост и увеличение размеров и массы тела, происходит неравно-

мерное развитие физических качеств. В возрасте 13-14 лет особо следует выделить влияние показателей, связанных с быстротой и развитием ловкости. Отличительной особенностью 15-16-летнего возраста является использование более высокого уровня развития механизмов, обеспечивающих формирование резервов общей выносливости. В возрасте 17 лет решение двигательных задач необходимо осуществлять в основном за счёт высоких проявлений силовых способностей и общей выносливости.

5. Для решения задач  физической подготовки и спортивной  работы в суворовских военных училищах содержание военно-спортивного многоборья определяется в соответствии с возрастными особенностями развития организма обучающихся и включает в себя программные упражнения по физической и военной подготовке: подтягивание на перекладине, бег на 60 и 100 м; бег на 1000, 2000 и 3000 м, плавание вольным стилем на 50 и 100 м, лыжная гонка на 3 и 5 км, ОКУ на полосе препятствий, метание теннисного мяча и гранаты на дальность, стрельба из пневматического и малокалиберного оружия.

6. Теоретические и экспериментальные  исследования позволили обосновать  нормативные требования для присвоения  обучающимся в суворовских военных  училищах как юношеских (Ш юн., II юн., I юн.) так и «взрослых» спортивных  разрядов (Ш р., II p., I p., KMC). При этом для организации и проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований рекомендуются следующие летние и зимние программы многоборья: для 9-10 классов - троеборье и четырехборье; для 11 класса - троеборье, четырехборье и пятиборье с обязательным включением во все программы упражнений на выносливость (бег на 1000, 2000 и 3000 м; лыжная гонка на 3 и 5 км).

Определение выполнения разрядных норм, осуществляется на основе дифференцированной шкалы оценки каждого упражнения программы многоборья по специально разработанной таблице начисления очков, нормативно-адекватной требованиям физической подготовки военно-учебных заведений довузовского звена.

7. Результаты исследований  показали, что для дифференцированной  оценки уровня спортивной подготовленности  занимающихся военно-спортивным многоборьем и определения нормативных требований для выполнения спортивных разрядов выявлено преимущество специально разработанной 100-очковой таблицы определения результатов выполнения упражнений в многоборье за счет упрощения математических вычислений, меньшего объема информации, возможностью работать с ней офицерам-воспитателям суворовских военных училищ, не являющихся специалистами по физической подготовке и спорту.

8. Применение различных  программ военно-спортивного многоборья  в летнем и зимнем периодах обучения, разработанные разрядные требования и нормативы, проверенные в реальном образовательном процессе Тверского суворовского военного училища, обеспечивают необходимый уровень физической и спортивной подготовленности, развития основных физических качеств и прикладных двигательных навыков, необходимый кандидатам для поступления в высшие военно-учебные заведения.

В процессе педагогического эксперимента у обучающихся ЭГ выявлены статистически значимые и достоверные различия с испытуемыми КГ в росте показателей физической подготовленности и формировании военно-прикладных навыков в беге по пересеченной местности, лыжным гонкам, плаванию, преодолению препятствий, метанию гранат, стрельбе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Рекомендовать включение военно-спортивного многоборья для обучающихся в военно-учебных заведениях довузовского звена в проект военно-спортивной классификации на 2005-2008 годы с нормативными требованиями для присвоения спортивных разрядов от Ш юношеского до КМС.

2. Тренировку в упражнениях военно-спортивного многоборья целесообразно проводить в процессе комплексных занятий, преодоления препятствий, военно-прикладного плавания, ускоренного передвижения, легкой атлетики, лыжной подготовки, а также в часы, выделяемые на спортивную работу.

3. С целью всесторонней  подготовки обучающихся в суворовских  военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и  кадетских корпусах МО РФ к  военной службе, труду и защите  Родины рекомендовать следующую  структуру Военно-спортивного комплекса:

а) БГВС (Будь готов к военной службе) на «сдано», «сдано на отлично»-для 5-6 классов;

б) ГВС 1-ой степени (Готов к военной службе) на «сдано», «сдано на отлично» - для 7-8 классов;

в) ГВС 2-ой степени (Готов к военной службе) на «сдано», «сдано на отлично» - для 9-10 классов;

г) «Воин-спортсмен» 1-ой и 2-ой степени -для 11 класса.

В содержание ВСК включаются упражнения и нормативные требования, предусмотренные по классам обучения. При этом чтобы сдать «на отлично» и на ВСК - 1-ой степени необходимо более 50% упражнений выполнить на оценку «отлично», остальные на оценку «не ниже хорошо». На ВСК 2-ой степени и на «сдано» более 50% упражнений выполнить на оценку «не ниже хорошо», остальные «удовлетворительно».

Предлагается специальные требования по спортивной подготовке для старших классов:

- для ГВС 1-ой степени (7-8 классы) на «сдано на отлично» - иметь два Ш юношеских разряда, а на «сдано» - Ш юношеских разряд.

- для ГВС 2-ой степени (9-10 классы) на «сдано на отлично» - иметь II юношеский разряд, а на «сдано» - два Ш юношеских разряда.

- для ВСК 1-ой степени - иметь Ш разряд или I юношеский  или два II юношеских разряда.

- для ВСК 2-ой степени - иметь два II юношеских разряда. Спортивные  разряды могут быть по любым  видам спорта, включая военно-прикладные.

СПИСОК РАБОТ АВТОРА, ОПУБЛИКОВАННЫХ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Лаврентьев В.А. Методика  проведения утренней физической  зарядки в суворовских военных  училищах./ учебно-методическое пособие - Тверь.: ТСВУ, 2001.- 15с. (0,93п.л.)

2. Лаврентьев В.А. Методика проведения учебных занятий по плаванию в суворовских военных училищах/ учебно-методическое пособие - Тверь.: ТСВУ, 2002. -12с. (0,75п.л.)

3. Лаврентьев ВА. Методика  проведения учебных занятий по  лыжной подготовке в суворовских  военных училищах/ учебно-методическое пособие-Тверь.: ТСВУ, 2002. -12с. (0,75п.л.)

4. Лаврентьев В.А. Средства  и методы развития физических  качеств многоборца/учебно-методическое  пособие- Тверь.: ТСВУ, 2003. - 12с. (0,75п.л.)

5. Лаврентьев ВА, Павлов  ГА О путях развития общих  и специальных качеств суворовцев средствами военно-спортивных многоборий /Матер, итог, научн. конф. инст-та за 2003 г. - СПб.: ВИФК, 2004 - С.205. (0,06п.л./0,03п.л.)

6. Лаврентьев В.А., Павлов  ГА. О путях дальнейшего совершенствования  системы физической подготовки в военно-учебных заведениях довузовского звена МО РФ /Матер, итог, научн. конф. инст-та за 2004 г. - СПб.: ВИФК, 2005. - С. 218-220. (0,18п.л./0,09п.л.)

7. Лаврентьев В.А., Павлов  Г.А. К вопросу о введении военно-спортивного  комплекса для обучающихся в военно-учебных заведениях довузовского звена МО РФ /Матер, итог, научн. конф. инст-та за 2004 г. - СПб.: ВИФК, 2005. -С.216-218. (0,18п.л./0,09п.л.)

8. Лаврентьев В.А., Варжеленко  И.И. Гимнастика и атлетическая  подготовка в системе довузовского  военного образования МО РФ / В сб.: матер, межд. научно-практ. конф.: Современная гимнастика, проблемы, перспективы. -СПб.: РГПУ им. И.А. Герцена, 2005.-С.115-121. (0,43п.л./0,22п.л.)

9. Лаврентьев В.А., Павлов  Г.А. О путях дальнейшего совершенствования  системы физической подготовки в военно-учебных заведениях довузовского звена МО РФ: Вопросы профессионального обучения и воспитания гражданских и военных специалистов в условиях реформы образования. Сборник научно-методических статей. /Под общей редакцией профессоров Миронова В.В., Пашута В.Л. - СПб.: ГЛТА, ВИФК, 2005. - С. 60-62. (0,18п.л./0,09п.л.).

Общий объем публикаций - 3,7 п.л.

Лицензия ЛР № 020593 от 07.08. 2000 г.

Подписано в печать 25.04. 2005 г. Формат 60 х 84 1Д6 Бумага офсетная 80 г/мг.

Объем - 1.18 п. л. Тираж 100экз. Заказ № 177

Отпечатано с готового оригинал-макета, представленного автором, в типографии издательства СПбГПУ «Нестор» г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29.

о7 2005 2055

 
 
Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-voenno-sportivnoe-mnogoborie-kak-sredstvo-povysheniya-fizicheskoy-i-sportivnoy-podgotovlennosti-obuchayuschihsya-v-suvoro#ixzz3ZfpB465N


Информация о работе Военно-спортивное многоборье как средство повышения физической и спортивной подготовленности обучающихся в суворовских военных училища