Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:21, реферат
Длительное время учебно-воспитательный процесс был направлен в учебных заведениях на стандартизацию, как личности учащегося, так и преподавателя. Сами учебные заведения превратились как бы « в маленькую модель государства. К сожалению до сих пор в профессиональных училищах сохранился такой подход к учебно-воспитательному процессу . Необходимость разнообразия форм диктуется также и разнообразим тем задач , которые призывны решать ПТУ в условиях современного социально- экономического развития общества. Широкое внедрение прогрессивных форм организации труда в промышленном и сельскохозяйственном производстве оказывает влияние на формы организации учебной деятельности учащихся, подготовку их к работе не только в процессе производственного обучения, но и теоретического. На практике наблюдается противоречие между требованиями к подготовке учащихся и реально сложившиеся практикой обучения, особенно в процессе теоретического обучения. Правильная организация коллективной деятельности учащихся в процессе обучения в значительной степени способствует их подготовки к совместной работе на производстве. В связи этим проблема форм обучения и форм учебной деятельности учащихся в ПТУ приобретает актуальность.
Введение
1. Вопросы теории организационных форм обучения
3. Урок - основная форма организации теоретического обучения в ПТУ
4. Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам
5. Основные формы организации производственного обучения
Заключение
Список использованной литературы.
Содержание
Введение
1. Вопросы теории
3. Урок - основная форма
организации теоретического
4. Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам
5. Основные формы организации производственного обучения
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
Без обновления образования не может состояться обновление общественной жизни, поэтому исключительно значимой и актуальной общественной проблемой является разработка программы и стратегия улучшения системы образования с учетом социального заказа, накопленного опытом.
Длительное время учебно-
Вопросы теории
Характеристика форм организации обучения
В современной педагогической
литературе содержание и понятия
« форма организации обучения«
раскрыто неоднозначно и имеет разные
подходы к выделению главных
признаков, отличающих его от других
педагогических понятий. Так, определяющими
признаками называются: состав обучаемых,
место и время занятий; последовательность
видов деятельности учащихся и способы
руководства ими со стороны преподавателя;
степень самостоятельности
Урок - основная форма организации обучения. Остальные внеурочные: домашняя работа, факультативные занятия; производственная практика на предприятии; семинарские занятия; практикумы, (основание классификации - урок).
Фронтальное, групповой и индивидуальное обучения (основание классификации - количество учащихся)
Коллективное и неколлективное обучение (основание – наличие или отсутствие признаков коллективной деятельности учащихся).
В данном перечне есть одна
общая особенность: представленные
организационные формы
Групповое взаимодействие. Характерно для фронтального обучения. Информация исходит от одного, а остальные ее воспринимают. При этом характер взаимодействия сохраняется как в процессе общей работы слушателей целой группы, так и в процессе их совместной дифференцированной работы в выделенных подгруппах. Как показывает результаты исследований, фронтальное обучение эффективно:
–при введении новых понятий и изучения их признаков;
– при знакомстве учащихся с алгоритмами определенных действий ;
– при проведении учащихся к самостоятельным выводам в процессе обобщения и систематизации полученных знаний 4
–при необходимости получения преподавателем оперативной информации об общем ходе массового усвоения нового материала в учебной группе и т.д.
Взаимодействие между учащимися и преподавателями (учащимися) осуществляется через участие каждого (по мере возможности) в беседах, при ответе на поставленные вопросы, при высказывании собственного мнения в процессе общего обсуждения каких-то положений или результатов деятельности.
Парное взаимодействие (преподаватель - учащихся; учащихся-учащихся). Характерно для индивидуального обучения. В этом случае преподаватель взаимодействует с одним учащимся, который в зависимости от цели взаимодействия либо получает информацию (указания, рекомендации) по выполнению задания, либо отчитывается о результатах выполнения.
Аналогичными может быть взаимодействие и двух учащихся. Один из которых, более подготовлен и оказывает помощь менее подготовленному. Такая организация обучения применяется при устранении пробелов в знаниях учащихся (дополнительные занятия, консультации) и при контроле качества сформированных знаний зачет, индивидуальный отчет. Экзамен.
Индивидуальное обучение направлено на развитие каждого отдельного учащегося и осуществляется в соответствии с его учебными возможностями (сложность содержания, объем, темп и.т.д.) Однако в условиях массового обучения по единой, обязательной для всех учащихся программе и жестких временных рамках, возможность индивидуального обучения ограничена.
Динамическое парное взаимодействие (всевозможные динамические парные сочетания учебной работы учащихся, т.е. взаимообучение).
Это - оригинальная форма организации обучения. При которой состав пар постоянно меняется так. Что каждый учащийся, работая поочередно со всеми, выступает в роли не только обучаемого, но и обучающего.
Методика применения данной формы организации обучения состоит в следующем, после изучения какой-либо темы раздела преподаватель раздает учащимся карточки-задания. Если есть возможность - каждому индивидуально. Если нет- по одному заданию на группу из 5-6 человек , после того, как преподаватель убедился в осознанном выполнении каждым учащимся одного задания группового или индивидуального , он предлагает учащимся найти партнера , обменятся карточками- заданиями , и работая в паре с ним , выполнять задания другу руга. При этом можно консультироваться и оказывать помощь в выполнении своего задания. По мере выполнения задания каждым учащимся отдельной пары она распадается и сразу образуется новая. Новые партнеры также обмениваются карточками, каждый из них начинает работать над выполнением очередного, нового для него задания, и если возникает необходимость, оказывает товарищу помощь в работе по своему, уже выполненному ранее варианту задания. Повторяя его столько раз, сколько партнеров будут у него в течение урока.
Рассмотренную форму организации работы учащихся правомерно назвать коллективной, так как в данном случае налицо все основные признаки коллективной познавательной деятельности: наличие единой цели; рациональное разделение функций между учащимися, обеспечивающие успешность выполнения задания каждым членом коллектива группы; взаимопомощь и сотрудничество; взаимная ответственность; взаимоконтроль.
Как уже было сказано, данная
форма организации деятельности
учащихся заметно способствует решению
важнейших дидактических задач:
повышению знаний и развитию интеллектуальных
умений, учащихся, формированию активно
- позитивного отношения к
Работа в динамических
парах оказывает положительное
влияние на развитие умственных способностей
как « слабых», так и «сильных»
учащихся. Так, учащиеся с пониженной
обучаемостью в процессе работы. При
малейших затруднениях получают оперативную
помощь партнера и продвигаются по
пути познания более уверенно, а
главное, не задерживаясь и не закрепляя
ошибок. Что касается учащихся с
более высоким уровнем
Применение данной формы
организации учебной работы учащихся
особенно эффективно на этапе закрепления
учащимися общих методов
Самостоятельная работа учащихся при посредственном руководстве преподавателя. Характерная для опосредованного обучения. В отличие от трех, рассмотренных выше организационных форм непосредственного обучения самостоятельная работа учащихся выполняется ими без личного контакта с преподавателем. При этом самостоятельная работа учащихся может выполняться как на уроке (работа с различными дидактическими средствами, обеспечивающим самоконтроль), так и вне урока работа в библиотеке по определенной программе, согласованной с преподавателем. Подготовка к конференции и др.
Итак, каждый из приведенных
выше четырёх вариантов
Система организационных
форм обучения в профессиональном училище
должна отражать все новые, прогрессивное,
что рождается сегодня в
2. Урок - основная форма
теоретического обучения в
Урок в ПТУ строиться на основе известных в педагогике принципов, правил, требований, концепций обучения и воспитания, обусловленных совмещением общего и профессионального образования. Производственного обучения и производительности труда учащихся, уровня их обученности. С другой стороны. Урок-часть учебного процесса, отражающая компоненты этого процесса: содержание, методы, формы организации учебной деятельности, этапы усвоения, их последовательность и разнообразие сочетаний.
Повышение эффективности урока в современных условиях связано с необходимостью глубже приникнуть в природу урока. И на этой основе вывить особенности этой формы организации обучения.
В настоящее время в практике ПТУ урок из основных формы обучения превратился в единственную, существующую в строгом соответствии с учебным временем, определенным твердым расписанием и лишь дополненную другими формами, осуществляемыми вне расписания (домашняя работа, дополнительные занятия, консультация).
Признавая урок как основную, но не единственную форму организации занятий в ПТУ, необходимо отказаться от сложившихся стереотипов в отношении этой категории. Это неправомерное отождествление урока как организационной формы с классным занятием. С частью, отрезком, звеном самого процесса обучения. Урок - это, прежде всего целостная система. Включающие компоненты процесса обучения: характер целей. Содержание, методы (приемы) и средства, стиль взаимодействия между обучаемым и обучающим. С совершенствованием каждого отдельного элемента меняются функции урока. Его структура, роль и место в учебном процессе.
Таким образом, несмотря на всю сложность понятия « урок, считаем наиболее полно сущность определенная этой дидактической категории, отражает следующая трактовка.
Урок - это вариативная
форма организации
Типология уроков, в процессе обучения решаются различные учебные и воспитательные задачи. Поскольку урок является основной формой организации обучения, то возникает необходимость упорядочения многообразия уроков.
В педагогической литературе
встречаются различные подходы
в решении этой проблемы. Одни авторы
выделяют типы уроков в зависимости
от дидактических целей, этапов обучения
и видов деятельности. При этом
называют от 3-18 типов уроков. Другие
вводят понятие - вид урока. Основанием
для определения вида урока является
ведущий метод организации
Информация о работе Вопросы теории организационных форм обучения