Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:21, реферат
Длительное время учебно-воспитательный процесс был направлен в учебных заведениях на стандартизацию, как личности учащегося, так и преподавателя. Сами учебные заведения превратились как бы « в маленькую модель государства. К сожалению до сих пор в профессиональных училищах сохранился такой подход к учебно-воспитательному процессу . Необходимость разнообразия форм диктуется также и разнообразим тем задач , которые призывны решать ПТУ в условиях современного социально- экономического развития общества. Широкое внедрение прогрессивных форм организации труда в промышленном и сельскохозяйственном производстве оказывает влияние на формы организации учебной деятельности учащихся, подготовку их к работе не только в процессе производственного обучения, но и теоретического. На практике наблюдается противоречие между требованиями к подготовке учащихся и реально сложившиеся практикой обучения, особенно в процессе теоретического обучения. Правильная организация коллективной деятельности учащихся в процессе обучения в значительной степени способствует их подготовки к совместной работе на производстве. В связи этим проблема форм обучения и форм учебной деятельности учащихся в ПТУ приобретает актуальность.
Введение
1. Вопросы теории организационных форм обучения
3. Урок - основная форма организации теоретического обучения в ПТУ
4. Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам
5. Основные формы организации производственного обучения
Заключение
Список использованной литературы.
-урок – лекция ;
-урок - беседа;
- урок-экскурсия 4
-самостоятельная работа ;
- лабораторная работа ;
- решение задач и т.д.;
При такой классификации, хотя и можно судить о методе. С помощью, которого педагог организует деятельность учащихся, но неясно, какие дидактические задачи он при этом решает. Кроме того при таком подходе к классификации уроков очень трудно выделить общие характеристики уроков в большом их многообразии.
В зависимости от цели организации выделяют четыре типа уроков
Уроки усвоения нового материала;
Уроки совершенствования знаний, умений, навыков 4
Уроки контроля и коррекции знаний, умений, и навыков
Комбинированные уроки
В зависимости от характера деятельности преподавателя и деятельности учащегося уроки делят на виды. Так, например, для первого типа уроков выделяются следующие виды:
-урок-лекция ;
- урок – беседа ;
- киноурок;
- телеурок;
- теоретический или
- самостоятельная работа;
- урок смешанный;
Для второго типа:
-урок самостоятельная репродуктивная работа (устная, письменная);
-лабораторная работа;
-практическая работа ;
-экскурсия ;
- семинар ;
- обзорная лекция ;
- конференция;
- итоговый киноурок;
- обобщающая самостоятельная работа ;
- коллективный анализ учебного материала ;
- контрольная работа.
Для третьего типа:
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)
-письменные,
-зачет
-контрольная (самостоятельная работа)
-смешанный (сочетание первых трех видов).
В урок комбинированного типа входят основные виды всех четырех типов уроков.
Структура урока
Самым главным показателем любого предмета, процесса является структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие сторон, частей, элементов явления, предмета, процесса как целого.
Структура есть «неотъемлемый
атрибут всех реально существующих
объектов и систем «. Связь элементов
в структуре подчиняется
В понятие структуры урока включают три признака:
-состав ( элементы урока );
- последовательность включения эти элементов ;
- взаимодействие этих элементов.
Выбор элементов структуры урока является одной из главных проблем, рассматриваемых сейчас исследователем, ибо структура урока зависит от его целей, содержания изучаемого материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе урока по теме (разделу) программы.
3. Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам
Уровень профессионального мастерства преподавателя зачастую связывается с уроком. Именно урок является, в конечном счете, тем «произведением « в котором отражается его профессионализм, творчество. Урок как целостная система вбирает в себя все элементы процесса обучения. Поэтому в моделировании урока отражаются все этапы профессиональной деятельности, приведенные ниже.
Этапы моделирования системы уроков.
Подготовка к уроку она включает
–анализ состояния предшествующей подготовки учащихся (знания, умения, навыки );
– анализ содержания учебного материала по теме;
– анализ условий (материально-технических. Морально - психологических.
На основании всестороннего анализа преподаватель приходит в постановке конкретной цели, т.е. моделируется уровень знаний, умений и навыков, развитие определенных качеств личности учащихся, намечаются этапы достижения этой цели – постановка конкретных задач и намечаются предварительная система уроков.
Поиск различных путей достижения поставленных задач, он включает в себя: отбор содержания. Выбор методов. Обеспечивающих различный характер деятельности учащихся на уроке, выделение времени на каждый структурный элемент, уточнение системы уроков. На втором этапе идет выбор вида урока и моделирование его на уровне методической подструктуры.
Организация и моделирование. Разработанная модель накладывается на реальный процесс, в ходе которого идет его коррекция.
4. Контроль, учет и анализ
степени достижения
4. Основные формы организации производственного обучения
Формы производственного обучения, как и любого другого обучения, обусловлены различными видами общения (взаимодействия) в зависимости от цели воспитания. Вместе с тем на их особенности влияют характер и содержание труда представителей тех и или иных профессий, а также роль и место профессий в общественном производстве. Решение названных задач подготовки обусловливают разнообразные виды взаимодействия. К ним относятся : фронтальное, групповой, индивидуальное взаимодействие (общение) мастера и учащихся , учащихся и учащихся.
Фронтальное взаимодействие предполагает одновременное инструктирование и показ приемов работы всем учащимся и выполнение ими заданий одинаковой сложности и по одной теме. Данный вид взаимодействия реализуется через такую форму организации обучения. Как урок и характерен для формирования первоначальных профессиональных навыков.
Групповой взаимодействие - общение с небольшими группами учащихся, каждая из которых может выполнять индивидуальное задания и по сложности, и по теме. Реализуется такое взаимодействие через бригадную форму организации производственного обучения, лабораторно-практические замятия, дидактические игры.
Индивидуальное (парное) взаимодействие предполагает обучение по типу: мастер-ученик, ученик-ученик. Это взаимодействие обеспечивает решение задач контроля деятельности, а также некоторых задач обучения, связанных с особенностями отдельных учащихся, и реализуется через различные форы взаимопомощи. Все указанные формы организации производственного обучения имеют место в профессиональной подготовки.
Заключение
Многообразие применяемых
в профессиональном училище организационных
форм обучения не исключает единства
требований к ним. Актуальны и
значимы мысли Ж.Ж. Руссо о том,
что час работы научит больше, чем
день объяснений. Поэтому важнейшим
требованием к любой
Список использованной литературы
Опопренко О.В. «Проверка знаний, умений и навыков учащихся в средней школе» - М , 1985.
Махмутов М.И. «Современный урок и пути его организации». М1975
Галышева А.С. «Особенности организационный форм обучения» М- 1989г
Информация о работе Вопросы теории организационных форм обучения