Вопросы теории организационных форм обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Длительное время учебно-воспитательный процесс был направлен в учебных заведениях на стандартизацию, как личности учащегося, так и преподавателя. Сами учебные заведения превратились как бы « в маленькую модель государства. К сожалению до сих пор в профессиональных училищах сохранился такой подход к учебно-воспитательному процессу . Необходимость разнообразия форм диктуется также и разнообразим тем задач , которые призывны решать ПТУ в условиях современного социально- экономического развития общества. Широкое внедрение прогрессивных форм организации труда в промышленном и сельскохозяйственном производстве оказывает влияние на формы организации учебной деятельности учащихся, подготовку их к работе не только в процессе производственного обучения, но и теоретического. На практике наблюдается противоречие между требованиями к подготовке учащихся и реально сложившиеся практикой обучения, особенно в процессе теоретического обучения. Правильная организация коллективной деятельности учащихся в процессе обучения в значительной степени способствует их подготовки к совместной работе на производстве. В связи этим проблема форм обучения и форм учебной деятельности учащихся в ПТУ приобретает актуальность.

Содержание работы

Введение
1. Вопросы теории организационных форм обучения
3. Урок - основная форма организации теоретического обучения в ПТУ
4. Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам
5. Основные формы организации производственного обучения
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 27.46 Кб (Скачать файл)

 

-урок – лекция ;

 

-урок - беседа;

 

- урок-экскурсия 4

 

-самостоятельная работа ;

 

- лабораторная работа ;

 

- решение задач и т.д.;

 

При такой классификации, хотя и можно судить о методе. С помощью, которого педагог организует деятельность учащихся, но неясно, какие дидактические задачи он при этом решает. Кроме того при таком подходе к классификации уроков очень трудно выделить общие характеристики уроков в большом их многообразии.

 

В зависимости от цели организации  выделяют четыре типа уроков

 

 

Уроки усвоения нового материала;

 

 

Уроки совершенствования  знаний, умений, навыков 4

 

 

Уроки контроля и коррекции  знаний, умений, и навыков

 

 

Комбинированные уроки

 

В зависимости от характера  деятельности преподавателя и деятельности учащегося уроки делят на виды. Так, например, для первого типа уроков выделяются следующие виды:

 

-урок-лекция ;

 

- урок – беседа ;

 

- киноурок;

 

- телеурок;

 

- теоретический или практический;

 

- самостоятельная работа;

 

- урок смешанный;

 

Для второго типа:

 

-урок самостоятельная  репродуктивная работа (устная, письменная);

 

-лабораторная работа;

 

-практическая работа ;

 

-экскурсия ;

 

- семинар ;

 

- обзорная лекция ;

 

- конференция;

 

- итоговый киноурок;

 

- обобщающая самостоятельная  работа ;

 

- коллективный анализ  учебного материала ;

 

- контрольная работа.

 

Для третьего типа:

 

- устный опрос (фронтальный,  индивидуальный, групповой)

 

-письменные,

 

-зачет

 

-контрольная (самостоятельная  работа)

 

-смешанный (сочетание первых трех видов).

 

В урок комбинированного типа входят основные виды всех четырех  типов уроков.

 

Структура урока

 

Самым главным показателем  любого предмета, процесса является структура, т.е. относительно устойчивая связь  и взаимодействие сторон, частей, элементов  явления, предмета, процесса как целого.

 

Структура есть «неотъемлемый  атрибут всех реально существующих объектов и систем «. Связь элементов  в структуре подчиняется диалектике взаимоотношения части целого, и  если объект меняется, то это касается в первую очередь его структуры.

 

В понятие структуры урока  включают три признака:

 

-состав ( элементы урока );

 

- последовательность включения  эти элементов ;

 

- взаимодействие этих  элементов.

 

Выбор элементов структуры  урока является одной из главных  проблем, рассматриваемых сейчас исследователем, ибо структура урока зависит  от его целей, содержания изучаемого материала, методов, приемов и средств  обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места  урока в общей системе урока  по теме (разделу) программы.

 

3. Элементы профессиональной  деятельности при подготовке  к урокам

 

Уровень профессионального  мастерства преподавателя зачастую связывается с уроком. Именно урок является, в конечном счете, тем «произведением « в котором отражается его  профессионализм, творчество. Урок как  целостная система вбирает в  себя все элементы процесса обучения. Поэтому в моделировании урока  отражаются все этапы профессиональной деятельности, приведенные ниже.

 

Этапы моделирования системы  уроков.

 

 

Подготовка к уроку  она включает

 

 

–анализ состояния предшествующей подготовки учащихся (знания, умения, навыки );

 

 

– анализ содержания учебного материала по теме;

 

 

– анализ условий (материально-технических. Морально - психологических.

 

На основании всестороннего  анализа преподаватель приходит в постановке конкретной цели, т.е. моделируется уровень знаний, умений и навыков, развитие определенных качеств личности учащихся, намечаются этапы достижения этой цели – постановка конкретных задач и намечаются предварительная  система уроков.

 

 

Поиск различных путей  достижения поставленных задач, он включает в себя: отбор содержания. Выбор  методов. Обеспечивающих различный  характер деятельности учащихся на уроке, выделение времени на каждый структурный  элемент, уточнение системы уроков. На втором этапе идет выбор вида урока и моделирование его  на уровне методической подструктуры.

 

 

Организация и моделирование. Разработанная модель накладывается  на реальный процесс, в ходе которого идет его коррекция.

 

 

4. Контроль, учет и анализ  степени достижения поставленных  задач на данном уроке. Это  позволяет осуществлять преемственность  между отдельными уроками, обеспечить  целенаправленное управление учебно-познавательным  процессом в ходе образования,  воспитания и развитие учащихся.

 

 

4. Основные формы организации  производственного обучения

 

Формы производственного  обучения, как и любого другого  обучения, обусловлены различными видами общения (взаимодействия) в зависимости  от цели воспитания. Вместе с тем  на их особенности влияют характер и содержание труда представителей тех и или иных профессий, а  также роль и место профессий  в общественном производстве. Решение  названных задач подготовки обусловливают  разнообразные виды взаимодействия. К ним относятся : фронтальное, групповой, индивидуальное взаимодействие (общение) мастера и учащихся , учащихся и учащихся.

 

Фронтальное взаимодействие предполагает одновременное инструктирование и показ приемов работы всем учащимся и выполнение ими заданий одинаковой сложности и по одной теме. Данный вид взаимодействия реализуется  через такую форму организации  обучения. Как урок и характерен для формирования первоначальных профессиональных навыков.

 

Групповой взаимодействие - общение с небольшими группами учащихся, каждая из которых может выполнять  индивидуальное задания и по сложности, и по теме. Реализуется такое взаимодействие через бригадную форму организации производственного обучения, лабораторно-практические замятия, дидактические игры.

 

Индивидуальное (парное) взаимодействие предполагает обучение по типу: мастер-ученик, ученик-ученик. Это взаимодействие обеспечивает решение задач контроля деятельности, а также некоторых задач обучения, связанных с особенностями отдельных учащихся, и реализуется через различные форы взаимопомощи. Все указанные формы организации производственного обучения имеют место в профессиональной подготовки.

 

 

 Заключение

 

Многообразие применяемых  в профессиональном училище организационных  форм обучения не исключает единства требований к ним. Актуальны и  значимы мысли Ж.Ж. Руссо о том, что час работы научит больше, чем  день объяснений. Поэтому важнейшим  требованием к любой организационной  форме обучения и критерием ее эффективности является создание условий, обеспечивающих либо совместную с преподавателем, либо самостоятельную, но обязательно  развивающую учащихся деятельность. Одинаковое образование всех учащихся невозможно. Его никогда не было, и сейчас нет. Организационные формы  обучения должны способствовать активности учебной деятельности учащихся: разное содержание. Структура, объем учебной  работы, соответствующие реальным возможностям каждого обучающегося и главное-создание условий, позволяющих раскрыться даже при фронтальных формах обучения. Например, через участие в беседах, при высказывании своего мнения в  процессе коллективного обсуждения ответов на вопросы, требующих для  своего разрешения творческого поиска, догадки, особое внимание на эффективность  обучения оказывают интеллектуальные эмоции- эмоции удивления, догадки, сомнения, новизны, уверенности, а также эмоции успеха, неуспеха, связанные с результатом  мыслительной деятельности. Для создания педагогически целесообразно эмоциональной  насыщенности процесса обучения необходимо продуманное, целенаправленное планирование активизации интеллектуальных эмоций учащихся не только через содержание учебных курсов, но и посредством  новизны методики добывания знаний путем применения нестандартных  организационных форм обучения.

 

 

 Список использованной  литературы

 

 

Опопренко О.В. «Проверка знаний, умений и навыков учащихся в средней школе» - М , 1985.

 

 

Махмутов М.И. «Современный урок и пути его организации». М1975

 

 

Галышева А.С. «Особенности организационный форм обучения» М- 1989г


Информация о работе Вопросы теории организационных форм обучения