Воспитание детей из неполной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Цель исследования -- изучение проблемы детско-родительских отношений в неполной семье.
Задачи:
1) Обобщить теоретические данные по проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях.
2) Определить понятие “неполная семья” и источники ее формирования в современной психологии.
3) Провести диагностику детско-родительских отношений в неполных семьях.
4) Проанализировать полученные данные и сделать сравнительный анализ.

Содержание работы

Введение
1. Проблема неполной семьи в современной психологии
1.1 Определение понятия “неполная семья”, типы неполных семей и источники их формирования
1.2 Проблемы, возникающие в неполных семьях
1.3. Функции семьи и их взаимосвязь
2. Детско-родительские отношения в неполных семьях
2.1 Отношения матери с детьми в неполных семьях
2.2 Эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода
2.3 Роль отца в воспитании ребенка
2.4 Содержание ребенка в неполной семье
3. Экспериментальное исследование детско-родительских отношений в неполных семьях
3.1. Характеристика выборки и описание процедуры исследования
3.2. Описание методов исследования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

2.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Именно  на это советует родителям обратить внимание один из ведущих специалистов США в области педиатрии, детской психологии и психиатрии, Аллан Фромм. Основные положения его семейного «кодекса», адресованного разведенным родителям, сводятся к следующему:

* Разводу  супругов нередко предшествуют  многие месяцы разногласий и  семейных ссор, которые трудно  скрыть от ребенка и которые волнуют его. Мало того: родители, занятые своими ссорами, обращаются с ним плохо, даже если полны благих намерений отстранить его от решения собственных проблем.

* Ребенок  ощущает отсутствие отца, даже  если не выражает открыто своих  чувств. Больше того: он воспринимает уход отца как отказ от него, ребенка. Эти переживания продолжаются многие годы.

* Очень  часто после развода мать вновь  вынуждена пойти на службу, поэтому  уделяет ребенку меньше времени,  чем прежде, он чувствует себя  отвергнутым и ею.

* Какое-то  время после развода отец регулярно  навещает ребенка. Это глубоко  волнует малыша. Если отец проявляет  к нему любовь и великодушие,  развод кажется ребенку еще  мучительнее и необъяснимее, он  с недоверием и обидой смотрит  на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начинает задумываться, почему, собственно, нужно с ним видеться, и в результате у малыша может возникнуть комплекс вины. Если родители вдобавок охвачены желанием мстить друг другу, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ругая один другого, подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно дает малышу нормальная семья.

* Воспользовавшись  расколом семьи, ребенок может  сталкивать родителей друг с  другом и извлекать из этого  выгоду для себя. Заставляя завоевывать  свою любовь, ребенок вынуждает  баловать себя. Его интриги и  агрессивность со временем могут  даже вызвать одобрение родителей.

* Отношения  ребенка с товарищами нередко  портятся из-за их нескромных  расспросов, сплетен и его нежелания  отвечать на вопросы об отце.

* С уходом  отца дом лишается мужского  начала: матери труднее водить  мальчика на стадион, развивать  его чисто мужские интересы. Ребенок уже не видит отчетливо, какую роль в доме играет мужчина. Что касается девочки, то ее правильное отношение к мужскому полу может легко исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кроме того, ее представление о мужчине складывается не на примере отца и потому может оказаться неверным.

* На  малыше, так или иначе, отражаются  страдания и переживания матери. В новом положении женщине,  конечно, гораздо труднее выполнять  свои материнские обязанности.

Вышеуказанные обстоятельства в сочетании с ошибками, которые допускают матери в воспитании детей в разведенной семье, могут привести не только к нарушениям психического развития ребенка, но и к деформации его личности в целом. Но этим психологические проблемы детей, воспитывающихся в распавшейся семье, не исчерпываются [1].

2.2 Эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода

Известно, что появление эмоциональных  реакций связано с рядом неблагоприятных  событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом. Последствия разводов -- это, прежде всего, рост числа неполных семей и обострение проблемы одиноких людей. В.А. Сысенко, автор исследований по проблемам устойчивости семьи и супружеских конфликтов, в результате анализа последствий разводов делает следующие выводы [7]:

1. Большая  часть разведенных мужчин и  женщин не имеют возможности (желания) вступить в повторный брак, а значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступает в повторный брак.

2. Возможности  деторождения разведенных женщин  остаются нереализованными, что  крайне отрицательно влияет на  процессы расширения воспроизводства населения.

3. Вследствие  разводов увеличивается численность  неполных семей, в которых ребенок  воспитывается одним из родителей.

4. Рост  безотцовщины при живом отце  увеличивает вероятность отклоняющегося  поведения среди подростков, отрицательно влияет на их успеваемость.

5. Развод  создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические  расстройства, как у родителей,  так и у детей. Ежегодно в  России официально расторгается  примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей.

Развод, по мнению В.А. Сысенко, -- это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и  особенно детей. Ситуация развода в  семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 7-12-летние дети и, прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет.

Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни  ребенка. «Битва» родителей в  доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей  снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Существуют  различные, зачастую противоречивые точки  зрения о том, каким образом может  повлиять воспитание детей без отца, но почти все они сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем [18]:

* Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;

* Менее  четким делается процесс половой  идентификации мальчиков и девочек;

* Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

* Становится  возможным формирование избыточной  привязанности к матери, поскольку  отсутствует член семьи, который  мог бы «оторвать» ребенка  от матери, вывести его в более  широкий мир.

Исследования, проведенные психологами и врачами, показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую  испытывает в процессе или в результате развода мама. Ученые полагают, что  это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма.

Не менее  тяжело переживают распад семьи и  дети дошкольного возраста. Некоторые  исследования показали, что для ребенка-дошкольника  развод родителей -- это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.

Душевная  травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Обращает на себя внимание жестокость подростков, выросших без отца. Таким образом, у подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается занижение самооценки [19]. По данным Г. Фигдора, у мальчиков-подростков с высокой самооценкой отцы заботливы, пользуются их доверием и являются для своих детей авторитетом. Установлена определенная взаимосвязь изменения самооценки подростка с возрастом матери в период развода: у женщин, которым при расторжении брака было меньше 24 лет, только 22% детей по достижению 12--14 лет имели высокую самооценку, тогда как детям матерей, разведшихся в более старшем возрасте, такая самооценка свойственна уже в 42 случаях из 100. Это приближается к статистическим данным в неразведенных семьях, где высокая самооценка у детей отмечена в 45% [8].

Согласно  некоторым данным наиболее уязвим при  распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного  легче переживают развод: дети в  таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

В свете  существующих проблем одним из острейших  вопросов является эмоциональное состояние  детей, так как именно они очень  важны в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию. От них зависят и некоторые характерологические тенденции.

Эмоциональные состояния окрашивают всю психическую  деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности  настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д.

В эмоциональных  состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные  для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных  состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями [20]. Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они не были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

Длительное  настроение может окрашивать поведение  человека в течение нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.

Развитие  эмоций неразрывно связано с развитием  личности в целом. Эмоции и чувства, которые проявляются у человека на определенной стадии его развития, не обязательно являются, хотя и усложненным опытом, но все же продолжением его эмоций на предшествовавшей стадии. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют собственной истории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и вместе с ними преобразуются эмоции. Эмоции не развиваются из эмоции в замкнутом ряду. Чувства, специфические для одного периода, не находятся в непрерывной связи с чувствами предшествующего периода. Новые чувства появляются вместо старых, уже отживших. Когда определенная эпоха в жизни человека отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется другой. В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, известная преемственность. Но переход от чувства одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности.

По данным Уолтера Б. Кэннона маленький  ребенок, переживая страх, скорее всего, бросится к родителям или к  старшему брату или сестре. Но в сознании подростка такое поведение ассоциировано с эмоцией стыда, жить с которой так же трудно, как и со страхом. Поэтому подросток старается совладать со страхом по-другому -- старается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию, а если это не удается, просто игнорирует угрозу, не придает ей значения. Маленькие дети обычно бегут от опасности в буквальном смысле слова, тогда как старшие дети чаще преодолевают опасность с помощью вербальных средств. По мере развития человек научается различным реакциям на переживание страха, но все эти способы не более чем усложненные модификации одного и того же типа реакции -- реакции устранения воспринимаемой угрозы, бегства от нее.

Родителям очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. При этом данная «аксиома» касается не только полной, но и неполной семьи. Причем в неполной семье один родитель необязательно должен стремиться восполнить любовь отсутствующего родителя. Любовь «за двоих» не всегда приносит свои плоды.

Глубокий  постоянный психологический контакт  с ребенком -- это универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, в  любом типе семьи, так как контакт  необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу [4].

Однако  личностные качества ребенку не просто «сообщаются» или «прививаются» извне. Он не пассивный объект внешних воздействий. Специфические человеческие свойства, личностные качества формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В процессе общения складываются определенные личностные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества у него сформируются.

Установлено, что чем меньше ласки, тепла и заботы получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.

Информация о работе Воспитание детей из неполной семьи