Воспитание детей из неполной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Цель исследования -- изучение проблемы детско-родительских отношений в неполной семье.
Задачи:
1) Обобщить теоретические данные по проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях.
2) Определить понятие “неполная семья” и источники ее формирования в современной психологии.
3) Провести диагностику детско-родительских отношений в неполных семьях.
4) Проанализировать полученные данные и сделать сравнительный анализ.

Содержание работы

Введение
1. Проблема неполной семьи в современной психологии
1.1 Определение понятия “неполная семья”, типы неполных семей и источники их формирования
1.2 Проблемы, возникающие в неполных семьях
1.3. Функции семьи и их взаимосвязь
2. Детско-родительские отношения в неполных семьях
2.1 Отношения матери с детьми в неполных семьях
2.2 Эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода
2.3 Роль отца в воспитании ребенка
2.4 Содержание ребенка в неполной семье
3. Экспериментальное исследование детско-родительских отношений в неполных семьях
3.1. Характеристика выборки и описание процедуры исследования
3.2. Описание методов исследования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

2.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда -- при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни [21].

Нарушение эмоциональных отношений в семье  оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии детей, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку.

«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с ребенком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родительского тепла.

«Сдвиг  в установках родителя по отношению  к ребенку в зависимости от пола» -- нередко такое отношение  родителя к подростку обусловливается не реальными качествами ребенка, а теми, которые родитель приписывает его полу -- «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие ребенка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается ребенком и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.

Американские  ученые Б. Артур и М. Кемме отмечают у детей, потерявших одного из родителей эмоциональные трудности. Среди эмоциональных проблем отмечаются различные расстройства и реакции: фобии, нарушения сна и сны с тяжелыми сновидениями, признаки выраженной печали после события. Внутренний мир таких детей -- чувство одиночества, утраты и эмоциональной пустоты. Таким образом, Б. Артур и М. Кемме пришли к выводу, что потеря родителя в детском возрасте существенно влияет на развитие личности и является фактором, вызывающим патологию у взрослого человека.

2.3 Роль отца в воспитании ребенка

В настоящее  время, в силу сложных социально-экономических  условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и  больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом [20].

Справедливо возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным  явлением школьные неврозы, побеги из дома, бродяжничество, самоубийства среди детей и подростков? Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном формировании личности ребенка?

Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца»- это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама- это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого.

Особенно  неблагоприятным психологическое  отсутствие отца в семье бывает для  мальчиков. В психологии есть такое  понятие- идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать - отцу или матери.

Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет [18].

Успешность  идентификации в основном зависит от авторитетности родителя того же пола в воспитании детей, то есть опять же от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье проявляют женоподобное поведение, полностью подчиняясь жене. Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то есть может нарушиться идентификация со своим полом.

Нравственная  позиция отца определяет его позицию  и как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина- существо более эмоциональное, одухотворенное, то и в педагогической деятельности она, в основном, руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А значит, он четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы. [8].

2.4 Содержание ребенка в неполной семье

Одной из основных функций семьи является материальное обеспечение потребностей тех ее членов, которые сами не могут  себя материально обеспечить. Поэтому  закон о семье исходит из требований: все члены семьи должны взаимно, согласно своим способностям и возможностям, помогать друг другу, обеспечивая необходимый материальный и культурный уровень семьи.

В области  гражданских взаимоотношений одним  из самых значительных является долг родителей материально обеспечивать своих детей. В условиях нормальной жизни семьи ее экономическая деятельность протекает обычно планомерно. Родители постоянно заботятся о своих детях, кормят, одевают их, обеспечивают жильем, то есть, говоря юридическим языком, выполняют свои родительские обязанности. В данном случае речь идет о нормальном способе выполнения своих обязанностей по содержанию детей, который наиболее распространен и, с точки зрения интересов детей, является самым желательным.

Совершенно  иная ситуация возникает в семье, в которой родители расторгли  брак и не живут вместе. В неполной семье, особенно в первое время после развода, очень часто серьезно нарушается материальное обеспечение.

Если  родители не в состоянии решить после  развода денежный вопрос, то они  обращаются в суд, который принимает  решение относительно родительских обязанностей по содержанию детей. Производится определение суммы, которую выплачивает, например, отец своей бывшей супруге на содержание ребенка. Разумеется, что отец, несмотря на то, что он не живет с ребенком, обязан постоянно заботиться о нем.

Алименты  помогают матери несовершеннолетнего  ребенка удовлетворять его жизненные  потребности. Очень важно, чтобы  это обеспечение было равномерным.

Забота  о несовершеннолетнем ребенке, его  правильном воспитании и материальном обеспечении необходима для того, чтобы молодое поколение росло здоровым и образованным, способным принести максимальную пользу обществу.

Потребности личности формируются равномерно, в  соответствии с жизнью общества технически и культурно развитой страны. Дети должны воспитываться и готовиться к жизни так, чтобы они смогли в будущем стать полноправными, полезными членами нашего общества.

За воспитание детей, формирование их личности в первую очередь перед обществом отвечают родители. Таким образом, в понятие  «содержание» закон вкладывает не только сумму денег, необходимую для пропитания ребенка.

Закон предусматривает все потребности  ребенка, когда определяет размер алиментов. Сюда входят и все те необходимые  потребности, без которых нельзя себе представить жизнь культурного человека. Однако мера этих потребностей различна. Например, потребности маленького ребенка, наверное, значительно меньше, чем подростка.

Необходимо, далее, учитывать здоровье ребенка, его физическое и психическое  развитие, индивидуальные способности, склонности, интересы, подготовку к будущей профессии и т. п. Рассмотрение данного вопроса в таком широком масштабе обусловлено еще и тем, что ребенок живет в конкретных общественных условиях. Воспитывающему родителю чадо, помимо всего прочего, думать об организации отдыха ребенка, об удовлетворении его культурных потребностей, о занятиях вне школы, о дальнейшем его образовании и т. д. Однако удовлетворение многих потребностей требует материальных средств. Нередко ребенок из неполной семьи получает помощь из общественных средств.

О потребностях ребенка нельзя судить изолированно, без учета его индивидуального  характера. Необходимо также принимать  во внимание возможности родителей. Определенное значение при этом имеет  уровень жизни ребенка до развода  родителей.

На практике при определении потребностей несовершеннолетнего ребенка обычно рассматривается экономическое положение родителей, так как оно является отражением их жизненного уровня. Если способности и возможности, например, отца довольно ограниченны, то и алименты, которые он платит ребенку, обеспечат удовлетворение лишь минимальных потребностей ребенка. Это может ограничивать его развитие. Следовательно, способности и возможности родителей влияют на разностороннее формирование личности ребенка. Однако в судебной практике наблюдается стремление к определенному ограничению средств при определении алиментов, так как они призваны служить совершенно конкретной цели. Их размеры не должны выходить за рамки повседневных потребностей ребенка, которые необходимы ему для всестороннего развития, для нормальной жизни культурного человека в современном обществе.

Следующий вопрос, на который советуем обратить внимание, имеет отношение непосредственно  к родителям. Что в интересующей нас ситуации называют способностями  и возможностями родителей? Мы не будем рассматривать все стороны такого субъективного качества человека, как способности. Прежде всего, обратимся к способности трудиться. Она имеет очень широкий смысл. Однако в развитом обществе люди обладают не только общей способностью трудиться, но еще и индивидуальными качествами в виде знаний, умений, навыков, отвечающих требованиям определенной специализированной профессии. Эти люди занимаются такой деятельностью, которая дает им возможность удовлетворять свои духовные и материальные потребности. Эту способность люди приобретают с помощью, прежде всего профессиональной подготовки.

Что такое  возможности родителей? Это категория  объективная. Способности можно  применить только в рамках определенных возможностей. В нашем обществе обеспечивается гармония интересов личности и общества, то есть каждый человек может реализовать свои индивидуальные способности в рамках общественных возможностей. Несмотря на эти условия, иногда могут возникнуть определенные противоречия. Во-первых, может случиться, что человек, имея способности к определенной профессии, не имеет объективной возможности для их реализации, так как утратил субъективные возможности (например, в результате инвалидности). Частичная или полная реализация собственных возможностей может зависеть от разных обстоятельств. С этим положением необходимо считаться судебным органам при рассмотрении вопроса о содержании ребенка родителем, обязанным платить алименты.

Например, у отца есть определенная квалификация. Несмотря на то, что имеются вакантные места для занятия должности по профессии, он выполняет неквалифицированную и менее оплачиваемую работу. Другой пример. Отец работает по специальности (получает сдельно), но выполняет свои обязанности настолько небрежно, что имеет за это низкую заработную плату. А характер его работы, при условии качественного ее выполнения, позволяет человеку иметь и более высокий заработок. Следовательно, этот отец предоставляет своему ребенку значительно меньшие возможности для развития. Поэтому суд, решая вопрос о содержании ребенка, должен внимательно изучать соотношение способностей и возможностей оставившего семью отца. При этом учитывается служебное положение отца, его заработок, материальное положение.

Чтобы с полной ответственностью проанализировать способности и возможности родителя, обязанного платить на ребенка алименты, и вынести решение, суд должен иметь конкретные основания. Как правило, прежде всего, изучаются сведения о заработке родителей. В том случае, когда наблюдается значительная неустойчивость заработка в течение года, (например, из-за сезонного характера работы или неравномерной и неустойчивой выплаты некоторой части премии за работу в течение определенного времени), необходимо получить соответствующую информацию о заработке за длительный период (например, за целый год). Эти сведения должны охватывать всю сумму средств, заработанную родителем, обязанным платить алименты. Необходимо исходить из того, что под понятием «заработная плата» понимается основная заработная плата, премии, прибавки, предоставляемые трудящемуся за выполнение трудового задания и участие в выполнении экономических показателей народнохозяйственного плана организации.

За последние  годы возросло число людей, которые  работают по трудовым соглашениям, находя применение своим способностям в нескольких профессиях. В такой ситуации при определении размера алиментов суд должен исходить из суммы всех доходов родителя. Такой же порядок распространяется на родителя, работающего постоянно по своей специальности, но, кроме того, имеющего дополнительный доход из авторских гонораров.

Необходимо  обратить внимание на то, что суд  не имеет права принуждать родителя, обязанного платить алименты, работать по совместительству или заниматься другой деятельностью, чтобы усилить  материальную помощь детям.

Для родителя, получающего пенсионное обеспечение (например, военная пенсия), но продолжающего  работать, также определяется общая  сумма всех доходов, то есть учитываются  средства из социального обеспечения  и заработная плата.

Может ли суд прийти к такому заключению: способности и возможности родителя, обязанного платить алименты, не существуют? Такое положение бывает в исключительных случаях, тогда, когда, например, отец ребенка еще не способен на какую-либо деятельность, обеспечивающую его материально. На практике иногда бывает очень важно определить то время, начиная с которого можно требовать от этого отца выполнения обязанности по содержанию своего ребенка. Несомненно, они возникнут не раньше, чем человек станет способен содержать самого себя. Если, например, будет доказано, что отец ребенка серьезно готовится к своей будущей профессии и по этой причине неспособен содержать даже себя, то на него временно не возлагается обязанность платить алименты. Обычно в такой ситуации закон предписывает выполнять обязанность по содержанию ребенка родителям отца, другими словами, бабушке и дедушке.

Информация о работе Воспитание детей из неполной семьи