Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:36, курсовая работа
Существует наука о воспитании – педагогика. Но воспитывать человека – это, скорее всего искусство. И научить этому искусству не могут никакие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены талантом воспитателей.
“Учительская профессия, - писал В.А. Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся прикосновение в сложный духовный мир человека.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты гуманистического воспитания…………5
1.1Исторический смысл гуманистического воспитания………………….5
1.2Цели и задачи гуманистического воспитания………………………….6
1.3 Закономерности и принципы гуманистического воспитания………...8
1.4 Личность в концепции гуманистического воспитания………………14
1.5 Гуманистические идеи современной педагогики…………………….18
Выводы по1 главе…………………………………………………………..21
Глава 2 Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания……...22
2.1 Формирование личности в младшем школьном возрасте…………..22
2.2 Диагностика личности младшего школьника………………………..33
2.3 Описание организации и хода эксперимента………………………...38
2.4 Итоговая диагностика………………………………………………….40
Выводы по 2 главе………………………………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………45
Словарь……………………………………………………………………...46
Список литературных источников………………………………………...4
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические аспекты гуманистического воспитания…………5
1.1Исторический смысл гуманистического воспитания………………….5
1.2Цели и задачи гуманистического воспитания………………………….6
1.3 Закономерности и принципы гуманистического воспитания………...8
1.4 Личность в концепции гуманистического воспитания………………14
1.5 Гуманистические идеи современной педагогики…………………….18
Выводы по1 главе…………………………………………………………..
Глава 2 Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания……...22
2.1 Формирование личности в младшем школьном возрасте…………..22
2.2 Диагностика личности младшего школьника………………………..33
2.3 Описание организации и хода эксперимента………………………...38
2.4 Итоговая диагностика…………………………
Выводы по 2 главе………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………
Словарь……………………………………………………………
Список литературных источников………………………………………...48
Введение.
Существует наука о воспитании – педагогика. Но воспитывать человека – это, скорее всего искусство. И научить этому искусству не могут никакие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены талантом воспитателей.
“Учительская профессия, - писал В.А. Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся прикосновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, изумляясь новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду”.[11, с. 49]
Высшая потребность человека – потребность в актуализации и развитии способностей (А. Маслоу, К. Роджерс), которая удовлетворяется при обеспечении условий любви, дружбы, безопасности, самоуважения и уважения других людей, Организуя реальность гуманистических межличностных отношений, мы можем удовлетворить потребность человека, тем самым, стимулируя процесс развития и актуализации его способностей.
Гуманистическая педагогика, учитывая наследие прошлого и ориентируя практику современного образования на свободное развитие человека, на стимуляцию его саморазвития, обратила внимание на проблему педагогических межличностных отношений, где доминирующее значение приобрел вопрос любви учителя к ученикам. Любовь к детям считалась необходимым качеством педагога, при наличии которого возникла естественная возможность развивать гуманистические отношения с воспитанниками. Любовь соединяла педагога и воспитанника, делала их единодушными. Предваряла проявление открытости, доверия, побуждала к стремлению развивать собственные способности.[10, с. 198]
Гуманистическая педагогическая традиция сохранилась в передовом опыте современных учителей (И.П. Волков, Т.И. Гончаров, В.Ф. Шаталов, Е.А. Ямбург и др.), доказавших возможность организации творческого взаимодействия и гуманистических отношений с учащимися. Педагог в общении с учащимися не направляет, не навязывает им собственный социальный опыт, а лишь войти в мир культуры, в котором воспитанники самостоятельно определяются.
Такое направление стало
центральным в современных
Объект исследования – процесс развития гуманистического воспитания его влияние на современную систему обучения.
Предмет исследования – личность ребенка в гуманистическом воспитании.
Цель исследования – рассмотреть историю становления гуманистического воспитания, определить эффективность и актуальность закономерностей, принципов, методов и средств воспитания в современной системе образования, выявить его влияние на формирование гуманности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить процесс развития гуманистического воспитания;
2. Выявить и обозначить
влияние гуманистического
3. Разработать комплекс методов по воспитанию гуманности у младших школьников;
4. Выявить актуальность гуманистического воспитания в современном процессе образовательной деятельности.
Гипотеза исследования – Мы предполагаем, что с помощью средств и методов гуманистического воспитания (анкетирование, наблюдение и беседа), можно сформировать нравственные качества личности младших школьников, что в свою очередь позволяет достигнуть конечной цели – воспитание гуманного человека. Показать актуальность гуманистического воспитания в современном процессе образовательной деятельности.
Глава 1. Теоретические аспекты гуманистического воспитания.
1.1 Исторический смысл гуманистической педагогики.
Смысл изменения системы воспитания - в ее гуманизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда становление личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека.
Гуманистическое воспитание, предстоит утвердить в школе, призвано выступить преемником лучшего из культурного наследия, при этом важно отбросить то, что было создано людьми в целях формирования человека – средства, но сохранить то, что способствует возвышению личности. В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: личностный подход в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной целью; ориентация на личность результат и показатель эффективности воспитания; опора в воспитании на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса).[3, с. 45]
Педагогическое наследие
веков содержало в себе ряд
фундаментальных
Последующие эпохи существенно обогатили сложившуюся уже в Древней Греции гуманистическую педагогическую традицию, которая, а полном объеме нашла выражение в XVII в., в трудах Яна Амоса Коменского. Коменский увидел педагогический идеал в самом человеке, реализующем свои природные дарования, и трактовал образование как способ развития этих дарований. Воспитатель должен выявить то, что “в зародыше” заложено в ребенке, следовать за постепенно “вызревающей” природой человека, регулировать индивидуальное развитие нравственными ценностями, стремиться “уравнять всех людей высокой культурой”.[3, с. 124]
Гуманистический заряд педагогики Я.А. Коменского остался не реализованным. Западная цивилизация, вступившая на путь развития индустриального общества, все более ориентировалась на механистическое мировоззрение. Это способствовало утверждению взгляда на человека как на продукт воспитания и обучения, становления которого определяется внешними влияниями.
Эта педагогическая позиция еще в XVII была раскритикована Жан-Жаком Руссо. Ж.Ж. Руссо доказал, что воспитатель, осуществляя педагогические функции, ни в коем случае не должен навязывать свою волю ребенку; он должен лишь способствовать естественному росту ребенка, создавать условия для его развития, организовывать ту воспитывающую и обучающую среду, в которой ребенок сможет накапливать жизненный опыт, обретать самостоятельность и свободу, реализовывать свою природу.
Во многом опираясь на идеи Ж.Ж. Руссо, а тек же на тезис И. Канта о том, что человек при всех обстоятельствах должен быть целью, а не средством, Иоганн Генрих Песталоцци видел в воспитании помощь развивающемуся человеку в овладении культурой, в самодвижении к совершенному состоянию. Воспитание – это помощь природе ребенка; это помощь саморазвитию заложенных в человеке сил и способностей. Воспитание, по Песталоцци, должно заложить в каждом человеке чувство собственного достоинства и свободы. При этом он придавал большое значение приобщению детей к опыту предшествующих поколений: суть образования состоит в постижении ребенком принципов познания и способов познавательной деятельности. Только оно и способно обеспечить реальное развитие творческого потенциала человека. Воспитание, таким образом, превращается в способ обеспечения личностной независимости.
Однако в XIX в., когда капиталистические отношения стали всеохватывающими и сформировалась цивилизация буржуазного типа, массовое образование и связанная с ним педагогическая идеология базировались на совершенно иных принципах. Они ориентировались на изолированного индивид, обучаемого и воспитываемого с помощью стандартных, одинаковых для всех методов и средств.
1.2 Цели и задачи гуманистического воспитания.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин “гуманное воспитание”.
Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, направленных к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием “ социального заказа”, на который работала педагогическая наука.[1, с. 62]
Выход из “прокрустова ложа” такого социального заказа требует изучения, и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей жизни.
Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная образованность, профессиональная компетентность.
Общепринятой целью
Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:
Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребность строить и совершенствовать мир, общество и себя.[37, с. 286]
1.3 Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических метапрпринципов воспитания – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.
Закономерностью воспитания, связанной с его центрацией на развитие личности обусловлен такой метапринцип, как природосообразность воспитания. Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.[1,с. 66]
Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за приделы Я и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности к природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.
Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания – принцип его культуросообразности.
Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строится с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.
Культура реализует свою функцию развития личности в том случае, если она активизирует, побуждает к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обуславливает особую важность реализации деятельностного подхода как метапринципа гуманистического воспитания.
Информация о работе Воспитание детей по средствам гуманистического воспитания