Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:36, курсовая работа
Существует наука о воспитании – педагогика. Но воспитывать человека – это, скорее всего искусство. И научить этому искусству не могут никакие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены талантом воспитателей.
“Учительская профессия, - писал В.А. Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся прикосновение в сложный духовный мир человека.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты гуманистического воспитания…………5
1.1Исторический смысл гуманистического воспитания………………….5
1.2Цели и задачи гуманистического воспитания………………………….6
1.3 Закономерности и принципы гуманистического воспитания………...8
1.4 Личность в концепции гуманистического воспитания………………14
1.5 Гуманистические идеи современной педагогики…………………….18
Выводы по1 главе…………………………………………………………..21
Глава 2 Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания……...22
2.1 Формирование личности в младшем школьном возрасте…………..22
2.2 Диагностика личности младшего школьника………………………..33
2.3 Описание организации и хода эксперимента………………………...38
2.4 Итоговая диагностика………………………………………………….40
Выводы по 2 главе………………………………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………45
Словарь……………………………………………………………………...46
Список литературных источников………………………………………...4
Цель: проверить этическую грамотность младших школьников.
Задание: ученикам предлагалось составить словарь этических понятий:
1. Милосердие;
2. Доброта;
3. Справедливость честность;
4. Чуткость;
5. Сердечность.
Обработка данных: сравнение полученных с определениями нравственных категорий по словарю позволяет установить, насколько верно их школьники понимают их суть.
Ответы могут быть оценены как:
- понимает правильно;
- понимает близко к правильному;
- понимает искаженно;
- нет ответа.
Приложение 2
Методика «Веер».
Цель: выяснить характер направленности личности младшего школьника.
Задание: ученику необходимо устно ответить на вопрос: “Как ты поступишь в данной ситуации?”. Ситуации написаны на цветных бумажных полосках, из которых составлен “веер”. Вытаскивая из “веера” полоски и подготовившись к ответу, школьники зачитывали ситуацию и предлагали свое решение.
Обработка данных: полученные ответы позволяют получить представление о нравственной направленности личности школьника, в соответствии с общепринятыми их критериями.
Приложение 3
Методика «Друг из сказки».
Цель: выяснить, какие качества личности ценятся младшими школьниками, и выявить мотивы добра.
Задание: детям предлагалось выбрать друга из числа героев любимых сказок и объяснить, почему выбор пал на того или иного героя.
Приложение 4
Методика «Друг-солнце».
Цель: выяснить, какие качества личности ценятся младшими школьниками.
Задание: детям предлагается ответить на вопрос: “Какими качествами должен обладать их друг?”, написать эти качества на лучах солнца.
Приложение 5
Методика «Мои близкие».
Цель: выявить истинное отношение к своим родным.
Задание: детям предлагается ответить на вопросы:
1. Кто твой самый близкий человек?
2. Когда у него день рождения?
3. Какое у него любимое блюдо?
4. Какая у него любимая песня?
5. Как он проводит выходные?
Приложение 6
Методика «Добрый поступок».
Цель: выявить направленность личности младших школьников на добро.
Задание: детям предлагается нарисовать картинку, изображающую добрый поступок. Для этого необходимо, сначала представить себе ситуацию, проиграть ее мысленно, обдумать, как бы поступили в данном случае, а затем изобразить добрый поступок.
Приложение 7
Содержание уровней
характеризующих понятие “
1. Низкий уровень: неосознанность действий, эгоистическая направленность, искаженность моральных понятий, несостоятельность образца для подражания, безответственность, извращенность в понимании долга, антиобщественная направленность, завышенная либо заниженная самооценка, ситуативность поведения, несамостоятельность в принятии решений, сильная зависимость от отрицательной среды, защита ее идей и довольно активная их реализация. Эпизодически проявляется отрицательная волевая направленность, нерешительность в сложных нравственных жизненных ситуациях, безволие, весьма слабая нравственная саморегуляция.
2. Средний уровень: слабая осознанность действий, во многих случаях эгоистическая направленность, искаженность некоторых важных моральных понятий, несостоятельность образца для подражания. Заметна безответственность, непонимание чувства долга, нередко проявляется антиобщественная направленность, в основном завышенная самооценка. В особо трудных случаях характерна зависимость от обстоятельств. Однако в критических ситуациях проявляется независимость от отрицательной среды, способность защищать воспринятые положительные идеи и реализовывать их. В исключительных личностно значимых случаях обнаруживается способность к принятию важных решений. В целом наблюдается слабость волевых усилий, посредственная нравственная саморегуляция.
3. Достаточный уровень: удовлетворительная осознанность действий, в большинстве случаев их общественная направленность, в целом правильное понимание сущности основных моральных понятий, образец для подражания социален, в основном проявляется ответственность за свои действия. Сформировано правильное понимание чувства долга. Самооценка колеблется между завышенной и адекватной в зависимости от обстоятельств. Характерна относительная самостоятельность в принятии решений и независимость от отрицательной внешней среды. Может защищать принятые идеи и довольно активно их реализовывать. В сложных ситуациях нередко проявляется способность к волевому решению. Характерна умеренная нравственно-волевая саморегуляция.
4. Высокий уровень: осознанность действий, доминирование общественной направленности, в основном правильное понимание сущности моральных понятий, высокий социальный образец для подражания. Характерно проявление личной ответственности и чувство долга. Преобладает адекватная самооценка, отмечается высокая самостоятельность и стойкость к отрицательным влияниям среды. Может активно защищать общественные идеи и столь же активно их реализовывать. Нравственно-волевая саморегуляция осуществляется достаточно сильно.
Поскольку в основу ранжирования
уровней положена различная степень
проявления основных свойств личности,
характеризующих гуманность, нами была
разработана диагностическая
Приложение 8
Тематическое планирование урока литературы.
Таблица 1
№ п./п. |
Тема урока |
Название сказки |
Цель урока |
1 |
Добро и зло в сказке Г.К. Паустовского «Теплый хлеб». |
Г.К. Паустовский «Теплый хлеб». |
Воспитать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения |
2 |
Уроки жизни в сказке Г.К. Паустовского «Теплый хлеб». |
Г.К. Паустовский «Теплый хлеб». |
Подвести детей к сознанию того, как важно быть внимательным к окружающему миру, уметь видеть в нем не только добро, но и зло |
Приложение 9
Конспект урока.
Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Цели урока:
1. Образовательная цель: формировать умения:
а) анализировать художественное произведение с точки зрения его жанра;
б) находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;
2. Развивающая цель: способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
3. Воспитательная цель: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Вступительная беседа с классом.
-Давайте начнем наш разговор о сказке «Теплый хлеб» с обращения к эпиграфу. Виктор Шкловский сказал об этой сказке так (чтение эпиграфа). Так что же вы читали: сказку или рассказ? Обоснуйте свой ответ.
Мы пришли к выводу, что для произведения характерны признаки и сказки и рассказа.
Работа в группах.
- Постараемся выяснить, какие признаки сказки, и какие рассказа находим мы в этом произведении. Работать будем в группах. В течение двух минут первая группа записывает в тетради имена сказочных героев, вторая группа – имена реальных героев, третья группа – перечисляет сказочные события, четвертая группа – реальные события.
- Подведем итог нашей с вами работы, с какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и героях сказочные элементы? (Природа является мерилом человеческих поступков; Сказочные силы помогаю Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конем).
Анализ текста сказки.
- Сказочные события играют в произведении очень большую роль. Вспомните, что всегда стоит в центре любой сказки, что с чем сталкивается? (В сказках добро борется со злом).
- С чего же начинается зло в сказке «Теплый хлеб»? (Филька обидел коня).
- Что, помогает нам, читателям, понять, что мировой порядок нарушен? (Природа).
- Найдите ключевые слова и выражения, помогающие понять, как реагирует природа на зло, совершенное Филькой? (Злоба людская; завыл, засвистел ветер, вздул снег; ревела, обезумев метель; небо, как лед; звезды примерзли; колючий мороз прошел; лютый мороз; замерзли колодцы).
- Посмотрите, как сконцентрированы в этой сказки слова со значением “холод”? А что же происходит с сердцем человеческим? Вспомните, как объясняла Фильке бабушка, к чему приводит злоба людская? (Человеческое сердце тоже охлаждается).
- О каком уроке жизни поведала бабушка?
- В чем сходство истории
произошедшей с Филькой, с
- Что произошло в душе
мальчика после рассказа
- Бабушка ответила на вопрос Фильки, что помер “ от охлаждения сердца”. В прямом или переносном значении употребляется это выражение? Если это метафора, то, как ее понять?
- А можем ли и мы сказать, что Филькино сердце охладело? (Нет, сердце Фильки не охладело, потому что он оказался способным исправить совершенное им зло).
- Какое впечатление произвел на вас Филька? (Ничего приятного, привлекательного в нем нет; угрюмый, недоверчивый, грубый, неласковый человек).
- А понял ли Филька, что совершил очень дурной поступок и, что надо содеянное исправить?
- Что придумал Филька?
- Как же начинается путь Фильки к добру?
- Как вы отнеслись к герою сказки, когда он не только сожалел о своей жестокости, но и принял на себя вину в случившейся беде? (Филька понял свою вину, понял, что сотворил зло, но он нашел в себе силы для преодоления страха наказания и стыда перед людьми, которые могли узнать о его поступке; он раскаялся и понял, что надо быть добрым, отзывчивым, чутким к чужой боли, способным на милосердие и сострадание).
- Как теперь реагирует природа на изменения происходящее в сердце Фильки? (Мороз отступает, прилетает тёплый ветер).
- Какие слова помогают нам это понять? (Слова со значением “теплый”). Девайте “соберем” все “теплые” слова. (Добро; мельница разогреется; трещали костры; солнце; теплый ветер; оттаивали ветки ив; становилось все теплее; теплая вода; горячая мука; жаркий пеной огонь; запах теплого чудесного хлеба).
- Как вы думаете ребята, в чем смысл названия сказки «Теплый хлеб»? Смогут ли люди жить без хлеба?
Сделаем выводы.
- Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное злобой становиться холодным. Холодное сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью. Счастлив человек, в чьей душе есть совестливость, доброта, сострадание.
Домашняя творческая работа.
1. Нарисуйте Филькино сердце.
2. Подумайте, о каком уроке жизни вы можете поведать одноклассникам.
Информация о работе Воспитание детей по средствам гуманистического воспитания