Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 20:15, реферат
В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают - воспитанник. Результат воспитания - развитие личности. В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. Таким образом, личность - это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Развитие личности - это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.
Введение...............................................................................................................................3
1. Воспитание и формирование личности ребенка..........................................................4
2. Личность ребенка как субъект воспитания...................................................................7
3. Основные принципы воспитания.................................................................................10
Заключение.........................................................................................................................12
Список использованных источников...............................................................................13
Содержание
Введение......................
1. Воспитание и формирование
личности ребенка..............
2. Личность ребенка как субъект
воспитания....................
3. Основные принципы воспитания..
Заключение....................
Список использованных источников....................
Введение
В процессе воспитания центральной
фигурой является тот, кого воспитывают
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
1. Воспитание и формирование личности ребенка
Воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. К. Д. Ушинский говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет ту одну особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания...» [1].
Таким образом, воспитательный процесс - это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.
Субъект воспитательного процесса - это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.
Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида, изменяющего мир. Субъект - сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. И тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.
Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса - индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности (табл.1).
Таблица 1
Участники воспитательного процесса | ||
Взрослые |
Коллектив |
Дети |
Как объект воспитательного процесса: Под воздействием жизненных ситуаций постоянно делают тот или иной нравственный выбор. |
Подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды. |
Подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности |
Как субъект воспитательного процесса: Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно). |
Влияет на развитие своих членов, создает благоприятные условия для развития заложенных в ребенке возможностей. |
Формулируя собственные мотивы и стимулы, критически реагируют на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно) |
Субъекты воспитательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфическими свойствами, характерными для субъектов деятельности.
Воспитательная ситуация - основное звено воспитательного процесса, она характеризуется:
• направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей и естественным стимулированием их к взаимодействию;
• сосредоточенностью и проявлением в ней реально существующих в обществе социальных зависимостей;
• проявлением общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения;
• необходимостью нравственного выбора, направленности поведения;
• вовлечением в разнообразные взаимоотношения участников ВП, стимулированием их активности в проявлении жизненной позиции;
• осуществлением в результате активных взаимоотношений воспитательного воздействия[2].
2. Личность ребенка как субъект воспитания
Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых - воспитательных - задач, итогом изменение психологических характеристик личности.
Задача воспитания - организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. параметров актуальных отношений между людьми.
Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности - специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить причиняющей силой.
Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась -это отношение к самому себе[3].
Воспитание - это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи - глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизни-деятельности.
С этих позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к воспитанию в советский период, когда заслугой школы считалось то, что ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий. Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания. Гуманистическое воспитание личности предполагает иное - формирование способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является сама личность.
Уже в этих установках присутствует личность воспитанника.
Личность воспитанника - творец самой себя. В механизмах гуманистического воспитания она выступает действенной силой. Задача стимулировать ее активность есть основная цель гуманистического воспитания. Формирование целостной, всесторонне развитой личности - цель воспитания. При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств: ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, галантности, эмпатии, корректности, предупредительности, честности, порядочности.
Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности. Однако нужно выделять не качества, а процессы, протекающие в личности:
• самопознание,
• самовыражение,
• самоутверждение,
• самоопределение,
• самореализация,
• само регуляция [4].
Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал школьника, а не действительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка только через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. Надо же видеть личность, субъект воспитания, который невозможен без описанных выше шести свойств личности.
Эта проблема настолько важна, что в западных странах возникло движение анти педагогов, которые хотят защитить ребенка от любых воспитательных воздействий. По их мнению, учитель должен дружить с детьми, но не воспитывать. У них есть антипедагогический образ ребенка и антипедагогическая модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно. Он якобы не является объектом воспитательного воздействия. Антипедагогическая ассоциация в Австрии называется «Дружба с детьми». Несмотря на всю привлекательность названия, многое в ее деятельности представляется сомнительным. С точки зрения этой ассоциации, воспитание - это целенаправленное насилие, разрушающее личность ребенка.
Нашим же педагогам ближе всего идея воспитания как воздействия взрослых на детей, сотрудничества.
Воспитание - это жизнетворчество. Воспитание - это процесс идентификации личности. Если придерживаться такой позиции, то не возникнет никаких разногласий. Не может быть единых рецептов воспитания[5].
3. Основные принципы воспитания
Зачастую большинство родителей совершают ошибку, полагая, что воспитание детей нужно начинать с того момента, когда он пойдёт в школу. По многочисленным исследованиям психологии, подтверждено, что начинать процесс воспитания нужно буквально с первых месяцев жизни малыша. По мнению психологов умственное развитие ребёнка на 50% происходит в возрасте первых трёх или четырёх лет жизни. Упустив это время, можно столкнуться со стеной непонимания, когда у ребёнка уже сформированы негативные привычки, вытекающие в отрицательном поведении и непослушании. Но даже, если нарушена гармония, приложив определённые усилия, можно создать такие условия, при которых ребёнок способен исправится.
Основные принципы воспитания ребёнка, это баланс любви и строгости, благодаря которому можно вырастить человека, чётко знающего своей цели в жизни. Общение с ребёнком, не должно сводится к приказам, запретам и проявлением негативных эмоций. Ровный, спокойный тон голоса, внутреннее расположение духа и общее настроение родителей моментально передаётся малышу, он чувствует себя в безопасности, ведь спокойствие мамы и папы внушает ему полное доверие. Крики, резкие движения, недовольный тон, обвинения в сторону ребёнка со временем выливаются в его раздражительности, он становится капризнее, плачет, проявляет непослушание. Если же вы не можете сдержать свой гнев и отрицательные эмоции, в порыве которых любой способен совершить ошибку, постарайтесь уединиться, небольшая «пауза» пойдёт вам на пользу.
Все ваши требования и задания данные ребёнку, должны поступать по мере их выполнения, не стоит перечислять весь список дел. Такая непоследовательность действий воспринимается ребёнком очень трудно. Ваши требования всегда должны быть разумными, в соответствии с возможностями ребёнка. Так, например, невозможно требовать от малыша возрастом от одного до трёх лет, сидеть спокойно и ожидать длительное время чего-нибудь, он просто вас не поймёт. А вот ребёнок от трёх лет и старше, уже способен принимать ваши условия.
Важно не упускать ни одного момента, когда действительно есть возможность похвалить и поощрить ребёнка. Похвала, объятия, поцелуи, любые ободряющие жесты, являются прекрасным стимулом для того, чтобы ребёнок чувствовал себя способным, уверенным в своих силах. Благодаря вот таким, казалось бы мелочам вы созидаете для него базу, когда в будущем он сможет легче ориентироваться в жизненных ситуациях и принимать верные решения. Поощрения важны со стороны обоих родителей, особенно от отцов. В то же время, не стоит оправдывать неудачи и недостатки ребёнка. Такие выражения: «ты ещё маленький», «ты же болеешь», «ты не сможешь, потому что» и т. п. формируют в нём состояние, что он может оставаться таким всегда, то есть быть неспособным к чему-либо.
Информация о работе Воспитание и формирование личности ребенка