МИНИСТЕРСТВО
НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
Высшего
профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФЗО
и ДОТ
Контрольная
работа по курсу «теория обучения»
На тему: Воспитание и
обучение ,их соотношение и взаимосвязь.
Выполнила студентка 1 курса
ПО г.Златоуст
Группа ЗФ-111-099-5-13Л
Загребалова Татьяна Макиевна
Научный руководитель:
Салаватулина Лия Рашитовна
Челябинск
2014
Содержание
Введение............................................................................................................3
1. Понятие обучения и воспитания.........................................................................................................4
2. Соотношение понятий развития,
воспитания и обучения.............................................................................................................6
3. Взаимосвязь между развитием,
обучением и воспитанием.................10
Заключение.......................................................................................................13
Список литературы...........................................................................................15
Введение
С давних времен уже было известно, что
воспитание и обучение в развитии личности
выступает важным звеном наряду с такими
факторами, как наследственность и среда.
Накопление человечеством знаний, развитие
орудий и способов труда, их усложнение
исторически привели к необходимости
специально заниматься обучением и воспитанием
детей. Каждое поколение людей решает
три важнейшие задачи. Во-первых, освоить
опыт предыдущих поколений, во-вторых,
обогатить и приумножить этот опыт, и,
в-третьих, - передать его следующему поколению.
Общественный прогресс стал возможен
лишь потому, что каждое новое поколение
овладевало опытом предков, обогащало
его и передавало своим потомкам.
Новое время, третье тысячелетие,
важные события, происходящие в
нашей стране, задачи утверждения
в жизни российского общества
гуманистических и демократических
идей, прав и свобод, рыночных
отношений, норм жизни правового
государства и гражданского общества
по-новому, расширенно ставят задачи
перед педагогической наукой
и практикой. Провозглашение идей
не означает их воплощения
в жизнь общества и каждого
человека - это ставит серьезные
проблемы перед педагогикой.
Цель работы заключается
в рассмотрении понятий обучения
и воспитания, а главное их соотношение
и взаимосвязь.
Понятие обучения и воспитания
Одной из основных категорий
педагогики является обучение. Обучение
является аппаратом образования,
то есть для обеспечения человека
должным образованием нужно хорошо
и правильно обучать его. Обучение
– это налаженный, отрегулированный,
целенаправленный процесс взаимодействия
учеников и учителей, характеризуемый
активным взаимодействием обеих
сторон. С точки зрения учеников,
обучение – это процесс восприятия
материала, освоения новых знаний,
приобретения навыков и умений.
Учитель же со своей стороны
принимает на себя руководящую
роль, определяя систему изложения
программного материала, способы
донесения информации до учеников
в доступном виде, опираясь на
возрастные, социальные и другие
особенности обучаемых.
Существенным элементом
обучения является возбуждение
интереса у учеников к предлагаемому
для усвоения материалу, активизация
и стимулирование учебно-познавательной
деятельности последних. Понятие
обучение имеет тесную связь
не только сообразованием, но
и с воспитательной деятельностью.
Единство между воспитанием и
обучением заключается в том,
что и то и другое направленно
на формирование личности. Обучая,
педагог еще и воспитывает
своих учеников, прививая им попутно,
в результате личностного взаимодействия
идеологические, нравственные, мировоззренческие
установки.
Воспитание –
это еще одна из категорий
педагогики. Под воспитанием предполагается
процесс передачи опыта одним
поколением и усвоение его
другим, обеспечивающий развитие
человека. Старшее поколение передает
свой опыт детям при помощи
воспитания. Без воспитания не
было бы общества. Роль воспитания
очень велика в жизни человека,
потому что оно формирует личность.
Цель воспитания
- всестороннее развитие личности.
На каждом этапе истории воспитание нашло
особый характер: религиозный, классовый.
Приобщение к достижениям человечества
в науке и искусстве, общении с природой
и пребывании в обществе себе подобных.
Под воздействием воспитательной работы
формируется и прогрессирует общество,
происходит развитие социально-политической
структуры общества, играющей определяющую
роль в прогнозировании результата воздействия.
В современном обществе воспитание происходит
как целенаправленно, так и случайным
образом. Существует множество институтов,
одной из главных целей которых является
именно направленная воспитательная деятельность,
к ним относится семья, рабочие коллективы,
общеобразовательные учреждения. Кроме
этого, существует множество источников
информации: телевидение, радио, художественная
литература и многое другое, которые также
влияют на воспитательный процесс. Под
воздействием воспитания посредством
общественных институтов у человека формируется
определенное отношение к окружающему
миру, возникают цели и принципы, нравственные
ценности.
Соотношение понятий развития, воспитания
и обучения
Проблема определения и
использования на практике понятий
«обучение», «воспитание» и «развитие»
всегда существовала в педагогике.
Актуальна она и в наши дни.
Трактовки данных понятий по
мере развития наук о человеке
совершенствовались, уточнялись, видоизменялись,
обретали статус междисциплинарных.
Наиболее широко признано понимание
обучения и воспитания в широком
смысле как процессов целенаправленной
передачи общественно-исторического
опыта, организация усвоения знаний,
умений и навыков, а развития
– как процесса количественных
и качественных изменений личности.
Постепенно в педагогике получило
утверждение положение о том,
что значимо не столько психическое
развитие, развитие психофизиологических
процессов в организме человека,
сколько развитие личности.
Основой для
разработки педагогических стратегий
обучения и воспитания становились
философские и психологические
концепции личности. Смена концепции
развития личности в этих науках
немедленно сказывалась на смене
концепций обучения и воспитания,
принимаемых педагогической теорией
и практикой. В педагогических
исследованиях проблема обучения,
воспитания и развития зачастую
сводилась к организации учебного
процесса - необходимо было раскрыть
связь между построением учебно-воспитательного
процесса и ходом общего развития
личности. Важно было установить,
что дает развитию та или
иная система обучения, каковы
ее возможности и пределы. Поэтому
апробировались и сравнивались
по строению и эффективности
различные способы обучения. Не
потерял актуальности вопрос
о зависимости качества усвоения
знаний, умений и навыков от
общего развития и воспитания
личности.
Педагогические
концепции развивающего обучения
можно условно разделить на
концепции, ориентированные на психическое
развитие, и концепции, учитывающие
личностное развитие. Специалисты
первого направления делят приемы
умственной деятельности на алгоритмические
и эвристические. Первые представляют
собой приемы рационального,
формального мышления. Такие
приемы определяют последовательность
действий с целью безошибочного,
единственно верного решения
задач. Однако формирование алгоритмических
приемов умственной деятельности
недостаточно для развития творческого
мышления, специфика которого предполагает
использование эвристических приемов
(конкретизации, абстрагирования, варьирования,
аналогии). Этим приемам студентов
надо специально обучать. С этой
целью можно порекомендовать
для любой учебной дисциплины:
1) сознательное применение приемов
группировки, классификации, оставления
плана, выделения смысловых
опор; 2) «сжатие», «сворачивание» материала;
3) наложение информации на наглядно
представленные «опоры» - условные
знаки, символы, отражающие не только
отдельные элементы этих знаний,
но и взаимодействие между
ними; 4) многократный возврат к
материалу и его проработка
на разных уровнях сложности.
Существуют
концепции, ставящие в качестве
ориентира организации учебной
деятельности развитие личностных
качеств. Развивающее обучение в
этих концепциях понимается не
только как интеллектуальное, но
и как социальное, личностное
развитие обучаемых. Одной из
важнейших задач в обучении, согласно
этой концепции, является обучение
навыкам учебного сотрудничества.
Отмечены и основные различия
эмпирического и теоретического
мышления. В этой концепции речь
идет не об усвоении человеком
знаний и умений вообще, а об
усвоении, происходящем в форме
специфической учебной деятельности.
В процессе ее осуществления
человек идет от конкретного
образа к формированию абстрактного
понятия. При этом последующее
теоретическое воспроизведение реального,
конкретного как единства многообразия
осуществляется обратным путем - движением
мысли от абстрактного к конкретному.
В концепции, отражающей методику совместного
творчества, в качестве основной цели
педагогического процесса рассматривается
создание условий для максимально возможного
развития способностей личности в сочетании
с интенсивным накоплением социального
опыта и формированием внутреннего психологического
покоя.
В практике
обучения и в теоретических
исследованиях проблема развития
личности студента освещена недостаточно.
В учебной и учебно-методической
литературе на сегодняшний день,
к сожалению, даже отсутствует
одноименный раздел. В связи с
эти при использовании терминов
«развитие», «обучение» и «воспитание»
возникают разногласия или подмена
одного понятия другим. Процессы
обучения, воспитания и развития
взаимосвязаны, взаимообусловлены
и должны осуществляться параллельно.
Очевидно, именно такое понимание
привело к тому, что учебно-воспитательный
процесс в образовательных учреждениях
называют целостным педагогическим
процессом. Обучение, воспитание и
развитие реализуют свое единство
в деятельности, и в одинаковой
степени отражают как активность,
так и инертность личности. Различие
же между результатами развития,
обучения и воспитания помогут
осознать различие между одноименными
процессами. Так, человек может быть
хорошо развитым, способным к
решению каких-то проблем, но в
то же время плохо воспитанным;
иногда качественное обучение
также не является показателем
личностного развития – об
этом свидетельствуют простые
наблюдения.
Процесс
развития личности касается развития
способности человека к чему-либо.
Это процесс поступательный, однонаправленный,
знаменующий переход, движение от
низшего к высшему (как прогрессивный
путь развития, так и регрессивный).
Развитие личности обеспечивается
сферой активного воздействия человека
на среду. Наталкиваясь на преграды, человек
преодолевает их путем соответствующих
усилий, в которых принимают участие творчески-поисковый,
волевой, эмоциональный и другие сферы
его личности.
Кроме того, человек
постоянно сталкивается с массой
нестандартных, нелинейных задач. Отсутствие
в его опыте алгоритмов их
решения обуславливает необходимость
особых творческих усилий, сопровождающихся
мобилизацией всех или какой-то
части его психических функций.
Проблема всегда составляет начало
мыслительной деятельности. Следовательно,
проблемность способствует развитию
основных сфер личности.
Считается, что весь процесс
обучения невозможно строить
только из знаний, необходимо, чтобы
преподаватель указывал на определенные
связи в материале, что впоследствии
становится предпосылкой для
реализации сознательной активности
творческой деятельности. Любая
новая деятельность возможна
только после того, как студенты
овладели определенными знаниями
об этой деятельности. Дидактика
выделяет два основных компонента
учебного процесса: 1) получение и
обработка новой информации; 2) активная
самостоятельная деятельность студента
по выполнению задания.