Воспитание и обучение, их соотношение и взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека - это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.
Цель работы заключается в рассмотрении понятий обучения и воспитания, а главное их соотношение и взаимосвязь.

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
1. Понятие обучения и воспитания.........................................................................................................4
2. Соотношение понятий развития, воспитания и обучения.............................................................................................................6
3. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.................10
Заключение.......................................................................................................13
Список литературы...........................................................................................15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по теории.docx

— 30.75 Кб (Скачать файл)

    Здесь самым сложным  и предвещающим успех моментом  является правильное определение  степени участия в этом процессе  самого преподавателя. Чрезмерные  и понятные всем подсказки, «непомерное»  по сложности для студента  задание  бесполезны. Преподаватель  должен так спрогнозировать свою  деятельность, чтобы основную работу  выполнил сам студент. И если  в процессе решения студент  будет не только констатировать  трудности, но и стремиться преодолеть  их, то его способности и личностные  качества будут развиваться более  эффективно.

 

 

 

Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием

 

Процессы обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности ребенка, как в норме, так и в патологии неразрывно связаны с процессами развития нервной системы и основаны на знании основных этапов ее развития. Под нервно-психическим развитием понимается непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Развитие как процесс биологический находится под воздействием самых разнообразных факторов внешней среды. Ребенок становится человеком только лишь в окружении людей, при непосредственном общении с ними. Психологические исследования показывают, что тесный контакт ребенка с матерью необходим ему с первых дней жизни. Нарушение этого контакта может привести к дефекту эмоционального и умственного развития, нередко являясь причиной нервно-психических задержек.

      Мозг человека  имеет огромное количество нейронов, отличающихся друг от друга  генетической программой развития. Чтобы мыслить, подвергнуть анализу  действия других, ребенок должен  пройти специальное обучение, должен  «научиться мыслить». Речь, мышление, постановка целей и их реализация  – качества человеческой психики. Ребенок рождается без речи, с  нулевым запасом знаний и умений. Развитие корковых речевых центров  является не спонтанным результатом  генетической программы онтогенеза, а следствием жизненного опыта, обучения и воспитания, это касается  и гностических центров коры  головного мозга.

    Процесс развития нервной  системы очень сложен. Неравномерность  созревания различных функциональных  систем обусловлена их неодинаковой  значимостью на разных этапах  индивидуального развития. Во внутриутробном  периоде созревают главным образом  функциональные системы мозга, которые обеспечивают важные функции: дыхания, кровообращения, питания. Созревание других функциональных систем как бы оставлено на послеродовой период, причем длительность этого срока самая большая во всем эволюционном ряду.

    Длительность периода  послеродового развития человека  имеет глубокий смысл: в чрезвычайной  неприспособленности новорожденного  заложена основа гибкого, дифференцированного  приспособления к условиям среды, основа для безграничного обучения  не только в детстве, но и  всю жизнь. Обучение и воспитание  имеют определяющее значение  для психического развития ребенка. Существует и обратная связь  – продвижение в развитии оказывает  положительное влияние на обучение  и воспитание.

  Биологическая программа развития  мозга реализуется всегда в  конкретной окружающей среде, которая  может способствовать его развитию, а может и мешать, приводя к  поломкам или задержкам развития. Например, дети, лишенные слуха от  рождения или лишившиеся его  вскоре после рождения, не имеют  нормальной возможности контактировать  с окружающими людьми. В результате  задерживается их нервно-психическое  развитие.

       В тех случаях, когда имеется «поломка» какого-либо  механизма мозга, процесс развития  и обучения нарушается. Поломка  может произойти на разных  уровнях: могут быть нарушены  ввод информации, ее прием и  переработка. Например, поражение внутреннего  уха, связанное с развитием тугоухости, с одной стороны, обусловливает  снижение потока информации, а  с другой – приводит к функциональной  незрелости и к структурному  недоразвитию коркового отдела  слухового анализатора. Дальше как  по цепочке – недоразвитие  слуховой зоны коры ведет к  нарушению двигательной зоны  коры. В этих случаях оказывается  нарушенным фонематический слух  и фонематическое оформление  речи. Раз страдает речь, то страдает  и интеллектуальное развитие  ребенка; в результате чего значительно  затрудняется процесс обучения  и воспитания.

       Таким образом, недоразвитие или нарушение одной  из функций ведет к недоразвитию  другой или даже нескольких  функций.

 Однако мозг располагает  значительными компенсаторными  возможностями. Неограниченные возможности  ассоциативных связей в нервной  системе, отсутствие узкой специализации  нейронов коры больших полушарий, формирование сложных «ансамблей»  нейронов составляют основу компенсаторных  возможностей коры головного  мозга. Резервы компенсаторных возможностей  коры головного мозга поистине  грандиозны. По современным расчетам, мозг человека может вместить  примерно 1020 единиц информации. Из  имеющихся в мозгу 15 млрд клеток  человек использует лишь 4%.

  Большие резервные возможности  нервной системы используются  нейропсихологами и дефектологами  в процессе реабилитации больных  с теми или иными отклонениями  в развитии или в результате  приобретенных нарушений. Недифференцированность  специфичности клеток коры головного  мозга в условиях патологии  является важной основой компенсации  нарушенных функций. Развивая особыми  методами сохранные функции, как  бы гипертрофируя и приспособляя  их к выполнению качественно  новых функций, можно добиться  значительных успехов в восстановлении  ослабленных или утраченных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции - обучающую, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания - в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Можно сказать, что развитие создаёт благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.

       На первое место  в обучении и воспитании ученые, учителя-новаторы, общественные и  государственные деятели ставят  среди множества задач обучения  и воспитания необходимость формирования  у каждого ребенка системы  общечеловеческих ценностей .

   Именно они, по мнению  передовых людей нашего времени, переживающих и борющихся за  достойное будущее нашей страны, да и мира в целом, делают  человека человеком, делают его  личностью, неповторимой, индивидуальной, творческой, активной.

    Исходя из вышесказанного, мы приходим к двум интересным  для педагогической науки и  практики обучения и воспитания  детей выводам: каждое общество  обязательно имеет конкретные  представления о том, какого человека, с какими качествами необходимо  воспитывать, т.е. оно имеет цели  воспитания. Или, как принято говорить  в науке, оно дает социальный  заказ на воспитание личности  с нужными для него качествами.

     Общество как бы  заказывает детскому саду, школе  или какому-нибудь другому учебно-воспитательному учреждению, с какими знаниями и умениями, с какими нравственными, эстетическими, трудовыми, мировоззренческими и другими качествами они должны выпустить детей из своих стен.

      Причем эти знания, умения, качества личности ребенка  должны быть такими, чтобы он  не только мог продолжать свое  образование дальше, но и жить  в обществе окружающих его  людей как равноправный, активный, творческий человек; воспитание  ребенка, воспитание человека осуществляется  обществом.

     Таким образом, задачей  взаимодействия развития, воспитания  и обучения является получение  обществом творческой, развивающейся, способной к деятельности на  благо своему потомству и народу  личности. Конечная цель представленного  выше урока состоит в том, чтобы  в процессе обучения развивать  и воспитывать в детях любовь  к родному языку и литературе, а через них и любовь к  своему народу.

В результате выполнения работы было установлено, что проблема воспитания, обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Выготский Л.С. Детская психология. Ч. 2: Вопросы детской (возрастной) психологии. / Л.С. Выготский. - М.: Прогресс, 2008.

2. Выготский Л.С. Возрастная психология. / Л.С. Выготский. - М.: Прогресс, 2008.

3. Душков Б.А. Психология типов  личности. / Б.А. Душков. - М.: Академия, 2009.

4.  Давыдов В. В. Проблемы развивающего  образования. - М.: Педагогика, 1986.  

5. Есина Е.В. Педагогическая психология. Конспект лекций. / Е.В. Есина. - М.: Книга, 2008.

6. Зинченко В.П. Развитие человека. / В.П. Зинченко. - М.: Феникс, 2008.

7. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность  и развивающее образование. / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Академия, 2009.

8. Мухина B.C. Возрастная психология. / В.С. Мухина. - СПб.: Герда, 2006.

9. Пиаже Ж. Избранные психологические  труды. / Ж. Пиаже. - М.: Наука, 2006.

10. Сластенин В.В. Педагогика. Учебное  пособие. / В.В. Сластенин. - М.: Наука, 2007.

11. Субботина Л.Ю. Мотивы учения. Психологические основы развивающего  обучения. / Л.Ю. Субботина. - Магнитогорск, МаГУ, 2009.

12. Генетическая психология Жана  Пиаже (Перевод с англ.). / Д.Х. Флейнвел. - СПб.: Питер, 2007.

 

 

 

 

 


Информация о работе Воспитание и обучение, их соотношение и взаимосвязь