Воспитание и развитие детей второго года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 01:34, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать основные показатели развития ребенка второго года жизни, особенности режима дня и основные направления игровой деятельности ребенка.
Задачи:
характеристика детей второго года жизни;
организация режима дня ребенка второго года жизни;
организация игр и занятий детей второго года жизни (конспекты игр).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………..3
1. Характеристика детей второго года жизни……………………...……………4
1.1 Период от 1 года до 1 года 6 мес……………………………...…………..4
1.2 Период от 1 года 5-6 мес. до 2 лет……………………………...…………6
2. Организация режима дня ребенка второго года жизни…………….………..8
3. Особенности организации игр и занятий детей второго года жизни...……10
Заключение………………………………………………………………….……12
Список литературы…………………………………………………………..…..13
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Файлы: 1 файл

Контр. 1 Воспитание и развитие детей второго года жизни.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Воспитание и развитие детей второго года жизни 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….……………..3

1. Характеристика детей второго  года жизни……………………...……………4

1.1 Период от 1 года до 1 года 6 мес……………………………...…………..4

1.2 Период от 1 года 5-6 мес. до 2 лет……………………………...…………6

2. Организация режима дня ребенка  второго года жизни…………….………..8

3. Особенности организации игр  и занятий детей второго года  жизни...……10

Заключение………………………………………………………………….……12

Список литературы…………………………………………………………..…..13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Возраст ребенка от 1 до 2 лет считается одним из наиболее интересных и неповторимых периодов. Известно, что ребенок растет неравномерно: например, с года до двух он прибавляет в росте до 10 см, а вот уже на следующем году жизни — только 7–8 см. К 2 годам малыш становится заметно крепче, однако этому возрасту присущи некоторые особенности, требующие серьезного внимания родителей.

В это время малыш начинает самостоятельно ходить и говорить, а значит, расширяется поле его деятельности. Маленькие ножки успевают повсюду, маленькие ручки залезают в шкафы и столы, ребенок часто падает, иногда ударяется о твердые предметы, об углы, набивает первые в своей жизни шишки. Этого не удалось избежать еще ни одному здоровому ребенку.

В этом возрасте можно заметить проявление основных черт характера маленького человечка.

Цель данной работы – охарактеризовать основные показатели развития ребенка второго года жизни, особенности режима дня и основные направления игровой деятельности ребенка.

Задачи:

  • характеристика детей второго года жизни;
  • организация режима дня ребенка второго года жизни;
  • организация игр и занятий детей второго года жизни (конспекты игр).

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика детей второго года жизни

На протяжении второго года жизни  у детей происходят значительные изменения в физическом и нервно-психическом развитии. Однако теперь масса тела и рост ребенка не изменяются так интенсивно, как это было на первом году жизни: к 2 годам масса тела увеличивается на 2500-3000 г, а рост - на 12-13 см1. У детей изменяются пропорции тела, особенно за счет роста конечностей, объем груди становится больше объема головы.

 Наиболее характерной особенностью  поведения ребенка этого возраста  является высокая двигательная активность, эмоциональность, повышается любознательность и познавательная деятельность. Ребенок стремится к частому общению со взрослыми, у него возникают положительные взаимоотношения с детьми.

 Второй год жизни условно  делится на два периода: первый - от 1 года до 1 года 5-6 мес., второй - от 1 года 5-6 мес. до 2 лет. Каждый из них имеет свои качественные особенности.

 

1.1 Период от 1 года до 1 года 6 мес.

В первом полугодии второго года жизни дети физически еще очень  ранимы, легко заболевают, быстро устают. Высокая двигательная активность у них сочетается с недостаточной координацией движений. Овладевая ходьбой, ребенок передвигается в сравнительно быстром темпе, так как при этом легче удерживается равновесие. Каждый шаг сопровождается множеством сопутствующих движений рук и всего тела.

Совершенствуется навык ползания: появляется более четкая координация  движений рук и ног, быстрота, способность  перебираться через препятствия (бревно), проползти в отверстие (обруч). Помимо совершенствования основных движений, у детей к 1 1/2 годам появляются, а позже развиваются подражательные действия, которым их обучает взрослый – «как ходит мишка», «как прыгает зайчик» и т. д. В этом возрасте дети учатся ходить по ограниченной площади: по лежащей на полу доске шириной 25-30 см (1 год 2 мес.) или по этой же доске, но приподнятой с одного конца на высоту 10-12 см (1 год 4 мес.); они также перешагивают через палку, лежащую на полу, а позже - приподнятую на 5-10 см от пола; у детей хорошо развиваются действия пальцев руки. Они могут целенаправленно собирать пирамиду из 3-5 колец, 2-местную матрешку, самостоятельно пользоваться ложкой2.

К 1 1/2 годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования  увеличиваются до 4-4,5 ч, и они переходят на одноразовый дневной сон.

У ребенка повышен интерес ко всему, особенно яркому, движущемуся, звучащему, но внимание его еще неустойчиво, он легко отвлекается и находится  как бы во власти зрительного восприятия: увидел мяч, играет с ним, заметил  куклу, оставляет мяч - берет куклу. Более тонкими становятся зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Особенно хорошо развивается понимание  речи: к 1 1/2 годам дети понимают смысл  целых предложений о часто  повторяющихся событиях и явлениях, а также названия знакомых предметов и действий с ними.

Ребенок все активнее и правильнее повторяет слова, произнесенные  взрослыми. Дети очень любят подражать  звучащим предметам, животным.

Словарный запас ребенка этого  возраста состоит главным образом  из существительных (особенно названий тех предметов, которые часто трогает руками), а немногие глаголы звучат в повелительной форме. Ребенок старается подражать речи взрослых - произносит облегченные слова, ударные слоги, при этом у него очень выразительны мимика и жесты.

На втором году жизни у ребенка возникают положительные взаимоотношения не только со взрослыми, но и с детьми, образуются привычки, которые будут иметь важное значение в его дальнейшей жизни. Общение со взрослыми остается самой сильной потребностью ребенка этого возраста.

Возникает некоторое понимание  элементарных понятий «хорошо» и «плохо», происходит развитие трудовых навыков: проявление самостоятельности – ребенок отталкивает руку взрослого, требуя ложку, чтобы есть самостоятельно; пытается надеть шапку или обувь, говоря при этом «сам».

 

1.2 Период от 1 года 5-6 мес. до 2 лет

К 1 1/2 годам ребенок становится физически более выносливым и  в дальнейшем, во второй половине второго  года жизни, у него резко повышается работоспособность нервной системы, периоды непрерывного бодрствования увеличиваются до 5 ч.

У детей не только совершенствуется ходьба, но и развивается умение бегать, улучшается ощущение равновесия, они учатся подпрыгивать, бросать  мяч в цель в определенном направлении. Теперь дети способны подчинять определенным правилам свои некоторые движения, не двигаться до сигнала, бежать в нужном направлении и т. д. Ребенок легко поднимается на лесенку-стремянку и спускается с нее чередующимся шагом (попеременно правой и левой ногой). Продолжают развиваться движения пальцев руки: при занятии со строительным материалом ребенок уже может поставить кирпичик вертикально на узкую грань; держит карандаш и пытается «рисовать»; пытается раздевать куклу. Дети могут совместно проделывать некоторые движения: держась за руки, вдвоем потопать, покружиться

Совершенствование движений расширяет  возможности умственного развития и деятельности детей. Дети становятся спокойнее, наблюдательнее, игровая  деятельность - более устойчивой и  разнообразной. Конец второго года характеризуется особенно значительными изменениями в развитии активной речи, словарный запас увеличивается до 200-300 слов и более, а разрыв между пониманием и активной речью уменьшается3.

В основном, игра ребенка второго года жизни находится на этапе отобразительной предметно-игровой деятельности, т. е. ребенок копирует действия взрослого с игрушкой. Но после 1 1/2 лет малыш постепенно начинает повторять действия взрослого по своему усмотрению. К концу второго года можно в действиях ребенка заметить элементы сюжетной игры, когда они в игре начинают использовать не только игрушки, а «заменители» реальных предметов: камешек вместо мыла для куклы, палочку вместо термометра.

Совершенствуются положительные  взаимоотношения с окружающими  детьми и взрослыми. Ребенок усваивает некоторые нормы поведения, подчиняется требованиям взрослого, выполняет поручения, обращается к воспитателю по собственной инициативе. Возникает большой интерес к сверстникам, к их деятельности. Ребенок подражает им, стремится играть рядом, делает попытки включиться в игровые действия других детей.

К 2 годам ребенок может самостоятельно производить некоторые действия по самообслуживанию: сравнительно аккуратно  кушать, частично раздеваться и одеваться, вместе со взрослыми положить на место  игрушки. У детей появляется желание «помогать» взрослым: нести с мамой сумку или пытаться «подметать» пол и т. д.

Ребенок второго года больше прислушивается к музыке и художественному слову. Он реагирует на ритм и напевность стихов, потешек, на интонацию, с которой  их произносят взрослые. Дети любят музыку плясового и спокойного характера, подпевают отдельные слоги или нетрудные слова, повторяют интонацию. Им нравится выполнять ритмичные движения под музыку. Ребенок радуется не только красивой игрушке, но и ярким цветам на клумбе, красным флагам во время праздника, он восторженными глазами смотрит на наряженную елку.

 

2. Организация режима дня ребенка второго года жизни

В режиме дня ребенка  основными режимными процессами являются: кормление, бодрствование, сон.

Правильный режим дня укрепляет здоровье малыша; предохраняет его нервную систему от переутомления, приучает выполнять в определенной последовательности основные режимные процессы, т. е. имеет большое воспитательное значение.

В режим дня обязательно  включаются элементы гигиены — умывание, подмывание, купание. Устанавливается также определенное время для прогулок. Ребенок должен гулять в любое время года — и летом, и зимой, так как свежий воздух, непрямые солнечные лучи благотворно влияют на детский организм, закаляя и укрепляя его.

Дети 2-го года жизни по своим возрастным особенностям условно делятся на 2 возрастные подгруппы, которые имеют  разные режимы дня.

Дети днем спят дважды: первый сон длится 2 ч, а второй — 1-2 ч. Во втором полугодии 2-го года жизни ребенка можно укладывать на дневной сон 1 раз в день, длительность сна — 3 ч. Период бодрствования не должен превышать 3-4 ч. Ночной сон должен быть не менее 10 ч.

На 2-м году жизни рекомендуется  кормить малыша четыре раза в день, организуя завтрак (через 30—40 мин после пробуждения ребенка), обед, полдник и ужин. Сытый ребенок спокойно играет, почти не плачет.

Часы приема пищи должны быть одни и те же, чтобы выработался условный рефлекс на процесс кормления  В этом случае в желудке ребенка  еще до еды выделяются необходимые пищеварительные соки, благодаря которым пища лучше переваривается. К моменту кормления ребенок должен быть голодным, только тогда у него будет хороший аппетит, желание принимать пищу. Повышает аппетит ребенка вкусная пища, красиво оформленная, а также самостоятельные действия ребенка по приему пищи.

 

Режим дня детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 мес.4

Подъем, зарядка — 7.00

Утренний туалет — 7.15

Завтрак — 7.30

Прогулка, игры — 8.30-—10.00

Сон — 10.00—12.00

Обед — 12.30

Прогулка, игры — 13.00—15.00

Полдник — 15.30

Сон — 16.00—17.00

Гимнастика и закаливающие процедуры  — 17.15

Прогулка, игры — 17.30—19.30

Ужин — 20.00

Гигиенические процедуры, купание  — 20.30

Ночной сон — 21.00

 

Режим дня ребенка в возрасте от 1 года 6 мес. до двух лет

Подъем, зарядка — 7.30

Утренний туалет — 7.45

Завтрак — 8.00

Прогулки, игры — 8.30—11.30

Обед — 12.00

Дневной сон — 12.30—15.30

Гимнастика, закаливающие процедуры  — 15.45

Полдник — 16.00

Прогулка, игры — 16.30—19.00

Ужин — 19.30

Гигиенические процедуры, купание  — 20.30

Ночной сон — 21.00

Правильный режим дня — это  непременное условие жизни ребенка.

 

3. Особенности организации игр и занятий детей второго года жизни

Ребенок 2 лет любит игры с предметами (Приложение 1). Это простые, однотипные действия: он открывает и закрывает коробку, накладывает кубик на кубик, снимает кольца со стержня пирамидки и надевает их снова. На втором году жизни эти действия носят целенаправленный характер: он обязательно уложит все кубики в ряд, соберет матрешку, разберет ее. Совершенствуются по сравнению с предыдущим периодом действия по овладению предметами орудийного характера: ребенок стучит молоточком, совком набирает песок, высыпает его в ведерко и т. д. Все эти действия он выполняет после того, как их показал ему взрослый. То, что ребенок видит и подмечает, в дальнейшем он использует как начало сюжетной игры - купает куклу, вытирает, кормит, укладывает спать. Сюжетная игра состоит из повторяемых действий.

Для детей второго года жизни  характерно переводить взгляд с одного предмета на другой, играть с теми предметами, которые они увидели. Если малыш  заметил мяч, то он играет с ним, заметил  красивую машинку - бросил мяч и схватил машинку. Внимание в этом возрасте неустойчиво, ребенок все время отвлекается, запас действий с предметами ограничен. В то же время ребенок все время находится в движении, т. к. основа его развития - психомоторная.

В этом возрасте дети еще не умеют хорошо говорить, не могут правильно выразить свои желания, но уже учатся строить взаимоотношения с такими же малышами. Если они играют вместе, то они только находятся друг около друга, а играют каждый в свою игру, взглядом следят друг за другом и при случае отбирают игрушки у другого. Они не могут еще согласовать свои действия, поэтому происходят ссоры.

Дети второго года жизни эмоциональны: проявляют свои чувства в мимике, возгласах, что-то лепечут на своем  языке. Их эмоциональное состояние будет сильно зависеть от того, сколько времени проводит с ними взрослый, чему он их учит.

Информация о работе Воспитание и развитие детей второго года жизни