Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 01:34, контрольная работа
Цель данной работы – охарактеризовать основные показатели развития ребенка второго года жизни, особенности режима дня и основные направления игровой деятельности ребенка.
Задачи:
характеристика детей второго года жизни;
организация режима дня ребенка второго года жизни;
организация игр и занятий детей второго года жизни (конспекты игр).
Введение…………………………………………………………….……………..3
1. Характеристика детей второго года жизни……………………...……………4
1.1 Период от 1 года до 1 года 6 мес……………………………...…………..4
1.2 Период от 1 года 5-6 мес. до 2 лет……………………………...…………6
2. Организация режима дня ребенка второго года жизни…………….………..8
3. Особенности организации игр и занятий детей второго года жизни...……10
Заключение………………………………………………………………….……12
Список литературы…………………………………………………………..…..13
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Воспитание и развитие детей второго года жизни
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика детей второго года жизни……………………...……………4
1.1 Период от 1 года до 1 года 6 мес……………………………...…………..4
1.2 Период от 1 года 5-6 мес. до 2 лет……………………………...…………6
2. Организация режима дня
3. Особенности организации игр и занятий детей второго года жизни...……10
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Введение
Актуальность. Возраст ребенка от 1 до 2 лет считается одним из наиболее интересных и неповторимых периодов. Известно, что ребенок растет неравномерно: например, с года до двух он прибавляет в росте до 10 см, а вот уже на следующем году жизни — только 7–8 см. К 2 годам малыш становится заметно крепче, однако этому возрасту присущи некоторые особенности, требующие серьезного внимания родителей.
В это время малыш начинает самостоятельно ходить и говорить, а значит, расширяется поле его деятельности. Маленькие ножки успевают повсюду, маленькие ручки залезают в шкафы и столы, ребенок часто падает, иногда ударяется о твердые предметы, об углы, набивает первые в своей жизни шишки. Этого не удалось избежать еще ни одному здоровому ребенку.
В этом возрасте можно заметить проявление основных черт характера маленького человечка.
Цель данной работы – охарактеризовать основные показатели развития ребенка второго года жизни, особенности режима дня и основные направления игровой деятельности ребенка.
Задачи:
1. Характеристика детей второго года жизни
На протяжении второго года жизни у детей происходят значительные изменения в физическом и нервно-психическом развитии. Однако теперь масса тела и рост ребенка не изменяются так интенсивно, как это было на первом году жизни: к 2 годам масса тела увеличивается на 2500-3000 г, а рост - на 12-13 см1. У детей изменяются пропорции тела, особенно за счет роста конечностей, объем груди становится больше объема головы.
Наиболее характерной
Второй год жизни условно делится на два периода: первый - от 1 года до 1 года 5-6 мес., второй - от 1 года 5-6 мес. до 2 лет. Каждый из них имеет свои качественные особенности.
1.1 Период от 1 года до 1 года 6 мес.
В первом полугодии второго года жизни дети физически еще очень ранимы, легко заболевают, быстро устают. Высокая двигательная активность у них сочетается с недостаточной координацией движений. Овладевая ходьбой, ребенок передвигается в сравнительно быстром темпе, так как при этом легче удерживается равновесие. Каждый шаг сопровождается множеством сопутствующих движений рук и всего тела.
Совершенствуется навык
К 1 1/2 годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования увеличиваются до 4-4,5 ч, и они переходят на одноразовый дневной сон.
У ребенка повышен интерес ко всему, особенно яркому, движущемуся, звучащему, но внимание его еще неустойчиво, он легко отвлекается и находится как бы во власти зрительного восприятия: увидел мяч, играет с ним, заметил куклу, оставляет мяч - берет куклу. Более тонкими становятся зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
Особенно хорошо развивается понимание речи: к 1 1/2 годам дети понимают смысл целых предложений о часто повторяющихся событиях и явлениях, а также названия знакомых предметов и действий с ними.
Ребенок все активнее и правильнее повторяет слова, произнесенные взрослыми. Дети очень любят подражать звучащим предметам, животным.
Словарный запас ребенка этого возраста состоит главным образом из существительных (особенно названий тех предметов, которые часто трогает руками), а немногие глаголы звучат в повелительной форме. Ребенок старается подражать речи взрослых - произносит облегченные слова, ударные слоги, при этом у него очень выразительны мимика и жесты.
На втором году жизни у ребенка возникают положительные взаимоотношения не только со взрослыми, но и с детьми, образуются привычки, которые будут иметь важное значение в его дальнейшей жизни. Общение со взрослыми остается самой сильной потребностью ребенка этого возраста.
Возникает некоторое понимание элементарных понятий «хорошо» и «плохо», происходит развитие трудовых навыков: проявление самостоятельности – ребенок отталкивает руку взрослого, требуя ложку, чтобы есть самостоятельно; пытается надеть шапку или обувь, говоря при этом «сам».
1.2 Период от 1 года 5-6 мес. до 2 лет
К 1 1/2 годам ребенок становится
физически более выносливым и
в дальнейшем, во второй половине второго
года жизни, у него резко повышается
работоспособность нервной
У детей не только совершенствуется ходьба, но и развивается умение бегать, улучшается ощущение равновесия, они учатся подпрыгивать, бросать мяч в цель в определенном направлении. Теперь дети способны подчинять определенным правилам свои некоторые движения, не двигаться до сигнала, бежать в нужном направлении и т. д. Ребенок легко поднимается на лесенку-стремянку и спускается с нее чередующимся шагом (попеременно правой и левой ногой). Продолжают развиваться движения пальцев руки: при занятии со строительным материалом ребенок уже может поставить кирпичик вертикально на узкую грань; держит карандаш и пытается «рисовать»; пытается раздевать куклу. Дети могут совместно проделывать некоторые движения: держась за руки, вдвоем потопать, покружиться
Совершенствование движений расширяет
возможности умственного
В основном, игра ребенка второго года жизни находится на этапе отобразительной предметно-игровой деятельности, т. е. ребенок копирует действия взрослого с игрушкой. Но после 1 1/2 лет малыш постепенно начинает повторять действия взрослого по своему усмотрению. К концу второго года можно в действиях ребенка заметить элементы сюжетной игры, когда они в игре начинают использовать не только игрушки, а «заменители» реальных предметов: камешек вместо мыла для куклы, палочку вместо термометра.
Совершенствуются
К 2 годам ребенок может
Ребенок второго года больше прислушивается к музыке и художественному слову. Он реагирует на ритм и напевность стихов, потешек, на интонацию, с которой их произносят взрослые. Дети любят музыку плясового и спокойного характера, подпевают отдельные слоги или нетрудные слова, повторяют интонацию. Им нравится выполнять ритмичные движения под музыку. Ребенок радуется не только красивой игрушке, но и ярким цветам на клумбе, красным флагам во время праздника, он восторженными глазами смотрит на наряженную елку.
2. Организация режима дня ребенка второго года жизни
В режиме дня ребенка основными режимными процессами являются: кормление, бодрствование, сон.
Правильный режим дня укрепляет здоровье малыша; предохраняет его нервную систему от переутомления, приучает выполнять в определенной последовательности основные режимные процессы, т. е. имеет большое воспитательное значение.
В режим дня обязательно включаются элементы гигиены — умывание, подмывание, купание. Устанавливается также определенное время для прогулок. Ребенок должен гулять в любое время года — и летом, и зимой, так как свежий воздух, непрямые солнечные лучи благотворно влияют на детский организм, закаляя и укрепляя его.
Дети 2-го года жизни по своим возрастным особенностям условно делятся на 2 возрастные подгруппы, которые имеют разные режимы дня.
Дети днем спят дважды: первый сон длится 2 ч, а второй — 1-2 ч. Во втором полугодии 2-го года жизни ребенка можно укладывать на дневной сон 1 раз в день, длительность сна — 3 ч. Период бодрствования не должен превышать 3-4 ч. Ночной сон должен быть не менее 10 ч.
На 2-м году жизни рекомендуется кормить малыша четыре раза в день, организуя завтрак (через 30—40 мин после пробуждения ребенка), обед, полдник и ужин. Сытый ребенок спокойно играет, почти не плачет.
Часы приема пищи должны быть одни и те же, чтобы выработался условный рефлекс на процесс кормления В этом случае в желудке ребенка еще до еды выделяются необходимые пищеварительные соки, благодаря которым пища лучше переваривается. К моменту кормления ребенок должен быть голодным, только тогда у него будет хороший аппетит, желание принимать пищу. Повышает аппетит ребенка вкусная пища, красиво оформленная, а также самостоятельные действия ребенка по приему пищи.
Режим дня детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 мес.4
Подъем, зарядка — 7.00
Утренний туалет — 7.15
Завтрак — 7.30
Прогулка, игры — 8.30-—10.00
Сон — 10.00—12.00
Обед — 12.30
Прогулка, игры — 13.00—15.00
Полдник — 15.30
Сон — 16.00—17.00
Гимнастика и закаливающие процедуры — 17.15
Прогулка, игры — 17.30—19.30
Ужин — 20.00
Гигиенические процедуры, купание — 20.30
Ночной сон — 21.00
Режим дня ребенка в возрасте от 1 года 6 мес. до двух лет
Подъем, зарядка — 7.30
Утренний туалет — 7.45
Завтрак — 8.00
Прогулки, игры — 8.30—11.30
Обед — 12.00
Дневной сон — 12.30—15.30
Гимнастика, закаливающие процедуры — 15.45
Полдник — 16.00
Прогулка, игры — 16.30—19.00
Ужин — 19.30
Гигиенические процедуры, купание — 20.30
Ночной сон — 21.00
Правильный режим дня — это
непременное условие жизни
3. Особенности организации игр и занятий детей второго года жизни
Ребенок 2 лет любит игры с предметами (Приложение 1). Это простые, однотипные действия: он открывает и закрывает коробку, накладывает кубик на кубик, снимает кольца со стержня пирамидки и надевает их снова. На втором году жизни эти действия носят целенаправленный характер: он обязательно уложит все кубики в ряд, соберет матрешку, разберет ее. Совершенствуются по сравнению с предыдущим периодом действия по овладению предметами орудийного характера: ребенок стучит молоточком, совком набирает песок, высыпает его в ведерко и т. д. Все эти действия он выполняет после того, как их показал ему взрослый. То, что ребенок видит и подмечает, в дальнейшем он использует как начало сюжетной игры - купает куклу, вытирает, кормит, укладывает спать. Сюжетная игра состоит из повторяемых действий.
Для детей второго года жизни характерно переводить взгляд с одного предмета на другой, играть с теми предметами, которые они увидели. Если малыш заметил мяч, то он играет с ним, заметил красивую машинку - бросил мяч и схватил машинку. Внимание в этом возрасте неустойчиво, ребенок все время отвлекается, запас действий с предметами ограничен. В то же время ребенок все время находится в движении, т. к. основа его развития - психомоторная.
В этом возрасте дети еще не умеют хорошо говорить, не могут правильно выразить свои желания, но уже учатся строить взаимоотношения с такими же малышами. Если они играют вместе, то они только находятся друг около друга, а играют каждый в свою игру, взглядом следят друг за другом и при случае отбирают игрушки у другого. Они не могут еще согласовать свои действия, поэтому происходят ссоры.
Дети второго года жизни эмоциональны: проявляют свои чувства в мимике, возгласах, что-то лепечут на своем языке. Их эмоциональное состояние будет сильно зависеть от того, сколько времени проводит с ними взрослый, чему он их учит.
Информация о работе Воспитание и развитие детей второго года жизни