Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:42, контрольная работа
Интересы любого общества, его процветание, безопасность в значительной степени во все времена определялись интеллектуальной мощью и уровнем духовности населения. Мировой опыт свидетельствует, что многие страны достигли социально-экономического прогресса за счет приоритетного развития системы образования и воспитания, которая обеспечила социальное развитие молодого поколения, постоянное возрастание духовного и материального богатства общества. Однако состояние современной проблемы социализации и воспитания подрастающего поколения в целом можно характеризовать как сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов социальной политики, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании молодежи.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Социализация личности………………………………………………… 3
2. Сущность и содержание воспитания………………………………….. 6
Заключение………………………………………………………………….. 9
Список литературы………………………………………………………… 10
Введение…………………………………………………………
1. Социализация
личности…………………………………………………
2. Сущность и
содержание воспитания………………………
Список литературы…………………………………
Интересы любого общества, его процветание, безопасность в значительной степени во все времена определялись интеллектуальной мощью и уровнем духовности населения. Мировой опыт свидетельствует, что многие страны достигли социально-экономического прогресса за счет приоритетного развития системы образования и воспитания, которая обеспечила социальное развитие молодого поколения, постоянное возрастание духовного и материального богатства общества.
Однако состояние современной проблемы социализации и воспитания подрастающего поколения в целом можно характеризовать как сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов социальной политики, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании молодежи. Происходят изменения ценностных ориентаций у различных социально-демографических групп населения России. В современных противоречивых условиях воспитание становится востребованным на всех уровнях общественной жизни. Именно воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на процесс социализации молодежи, на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков. Существенно осложняет проблему социализации и воспитания подрастающего поколения отсутствие в стране целенаправленно реализуемой государственной молодежной политики, а также четкой концепции воспитания на государственном уровне.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него системное формирующее воздействие.
Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» (4, c. 16).
Польский социолог академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» (4, c. 16).
«Социализация пишет И. С. Кон, - близка русскому слову воспитание», значение которого значительно шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества» (5, c. 34).
В различных источниках социализация определяется как:
1) процесс усвоения индивидом
на протяжении его жизни
2) как процесс усвоения
и дальнейшего развития
3) как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе (4).
4) как сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности (3).
В учебном пособии А.В. Мудрика «Социализация человека» дается определение и раскрывается сущность социализации. Социализация рассматривается автором как мера приспособления человека к обществу и степень его обособления. А.В. Мудрик отмечает, что взгляд на социализацию как на непрерывный процесс предопределяет новые подходы к периодизации ее стадий. Этапы социализации, по его мнению, можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека (стадии: младенчество, отрочество, молодость, зрелость, старость) (7, c. 21-22).
Мы будем использовать следующее определение: социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.
По своему содержанию социализация - это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социально-исторического опыта, символов, ценностей, норм, знаний и умений. Этот процесс может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях целенаправленного педагогически организованного процесса образования и воспитания. С другой стороны, социализация предполагает процесс усвоения индивидом социального опыта, его интериоризацию. Под интериоризацией в данном случае понимается переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы психики человека, при котором они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщаются, вербализуются, становятся способными к использованию и дальнейшему развитию (3, c. 22).
В соответствии с особенностями сфер и участников процесса выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.
Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах.
В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т. д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом месте по степени значимости.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения; представители администрации школы, армии, государства и т. д. (3, c. 28).
Каждый агент социализации дает для становления личности то, чему может научить и воспитать. Агенты первичной социализации универсальны. Их воздействие охватывает практически все сферы жизнедеятельности индивида, а их функции взаимозаменяемы. Иначе говоря, и родители с родственниками, и друзья, внося свой вклад в процесс становления личности, часто перекрещиваются в своих функциях. Агенты же вторичной социализации действуют узкоспециализировано. Каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы - это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться качественными этапами становления социального «Я» - дошкольный период, обучение в школе, студенческая жизнь, женитьба (семейная жизнь), служба в армии, выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни и т. д. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.
Десоциализация - это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.
Ресоциализация - процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых (3, c. 36).
Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.
В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:
- макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);
- мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
- микрофакторы - социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.) (7, c. 64).
2. Сущность и содержание воспитания
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Воспитание - взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.
Воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и девоспитанием) (9, c. 16).
Воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).
В воспитательных организациях воспитание реализуется в трёх взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Организация социального опыта осуществляется через: организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения). Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатлённых ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации (1, c. 219).
Образование включает в себя:
- систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное);
- просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование),
- стимулирование
Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия человеку в решении проблем, создания специальных ситуаций в воспитательных организациях для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д., стимулирования саморазвития личности. Индивидуальная помощь - это осознанная попытка помочь человеку прибрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения потребностей и интересов других людей; в осознании и, в необходимых случаях, изменении человеком своих ценностных установок; в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации; в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегии адаптации и обособления в социуме (1, c. 224).
Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи зависят от возраста и пола воспитуемых, а также, в определённой мере, и от их этнической и социально-культурной принадлежности. В различных видах и типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объём и соотношение организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи существенно различны. Различия зависят как от функций организаций, так и от ценностных устремлений, установок и концепций воспитания, имеющихся у педагогов данной воспитательной организации. Эти различия определяют содержание и характер взаимодействия, которое реализуется в воспитательной организации.
Информация о работе Воспитание как часть социализации личности