Воспитание как часть социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:42, контрольная работа

Описание работы

Интересы любого общества, его процветание, безопасность в значительной степени во все времена определялись интеллектуальной мощью и уровнем духовности населения. Мировой опыт свидетельствует, что многие страны достигли социально-экономического прогресса за счет приоритетного развития системы образования и воспитания, которая обеспечила социальное развитие молодого поколения, постоянное возрастание духовного и материального богатства общества. Однако состояние современной проблемы социализации и воспитания подрастающего поколения в целом можно характеризовать как сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов социальной политики, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании молодежи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Социализация личности………………………………………………… 3
2. Сущность и содержание воспитания………………………………….. 6
Заключение………………………………………………………………….. 9
Список литературы………………………………………………………… 10

Файлы: 1 файл

воспитание как часть соц.docx

— 30.23 Кб (Скачать файл)

      Взаимодействие в процессе воспитания осуществляется в виде множества "цепочек": воспитательная организация - составляющие её формализованные группы (коллективы), коллектив - личность, коллектив - входящие в него микрогруппы - личность, педагог - коллектив, педагог - личность и др. Содержание взаимодействия представляет собой обмен между его субъектами информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют (2, c. 57).

     Воспитание, осуществляемое в воспитательных организациях различных видов и типов, даёт человеку опыт взаимодействия с людьми, создаёт условия для позитивно направляемых самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в социуме

    Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

     По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания (2, c. 62).

     Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

     Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания:

1. Обязательность. Принципы  воспитания - это не совет не  рекомендация; они требуют обязательного  и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию,

2. Комплексность. Принципы  несут в себе требование комплексности,  предполагающее их одновременное,  а не поочередное, изолированное  применение на всех этапах  воспитательного процесса. Принципы  используются не в цепочке,  а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы  воспитания как общие фундаментальные  положения равнозначны» среди  них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации  в первую очередь, и таких,  осуществление которых можно  отложить на завтра. Одинаковое  внимание ко всем принципам  предотвращает возможные нарушения  течения воспитательного процесса (2, c. 89).

     Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.

    Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

- общественная направленность  воспитания;

- связь воспитания с  жизнью, трудом;

- опора на положительное в воспитании;

- гуманизация воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий (9, c. 56).

Социализация -личность -воспитание -общество

 

 

 

                                              Заключение

 

   Сущность социализации - сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида социальным существом и развитие человеческой индивидуальности. Воспитание как относительно осмысленное, целенаправленное взращивание человека, осуществляемое в семье, в религиозных воспитательных организациях, более или менее последовательно способствует адаптации человека в обществе и создает условия для его обособления в соответствии со спецификой целей, содержания и средств семейного религиозного социального и коррекционного видов воспитания.

   "Объем" воспитания в процессе социализации существенно различаются как в различных обществах, так и, в меньшей степени, в различных стратах

одного и того же общества. Чем более модернизировано общество, т.е. чем более сложна его социальная структура, чем далее оно продвинулось в социально-экономическом развитии, тем в большей мере им осознана потребность в "человеческом капитале" определенного качества и тем  большие ресурсы оно затрачивает  на его подготовку и доподготовку. А следовательно тем больший "объем" занимает в процессе социализации ее социально-контролируемая часть, тем большую роль играет в общественной жизни воспитание как социальный институт. Кроме того, чем элитарнее та или иная страта общества, тем большее значение придается воспитанию ее представителей, соответствующему ее положению, притязаниям и потребностям.

    Воспитание, рассматриваемое в контексте социализации, имеет определенные возможности влиять на позитивный характер социализации конкретного человека, а именно:

-воспитание в определенной  мере определяет то, что как  объект социализации человек  более или менее успешно осваивает  просоциальные нормы и ценности, не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные установки и поведенческие сценарии;

-воспитание имеет определенные  возможности создать условия  для просоциальной самореализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;

-воспитание может создать  такие условия развития человека, которые помогут ему достичь  баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации;

-воспитание имеет некоторые  возможности предотвратить столкновение  человека с теми или иными  опасностями стихийной социализации, а также минимизировать и отчасти  корректировать последствия случившихся  столкновений, т.е. уменьшить риск  превращения человека в жертву  неблагоприятных условий социализации

 

 

 

                                         Список литературы

 

1. Безрукова, О.Н. Социология молодежи: учебно-методическое пособие /О.Н Безрукова - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. - 392 с.

 

2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова .- 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 440 с.

 

3. Гуров, В.Я., Селюкова Л.Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа / В.Я. Гуров, Л.Я.  Селюкова. - Ставрополь, 1993. - 212 с.

4. Иваненко, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / C.П. Иваненко. - Оренбург, 1999. - 164 с.

 

5. Кон, Н.С. Ребенок и общество / Н.С. Кон. - М.: Прогресс, 1988. - 272 с.

 

6. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: Учебник / В.Т. Лисовский. - СПб.: Питер, 1996. - 387 с.

 

7. Мудрик, А.В. Социализация человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Мудрик. - М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 304 с.

 

8. Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики /Н.М. Платонова.- СПб.: Речь, 1997. - 486 с.

 

9. Яковлев, В.Н. Общество и воспитательные системы / В.Н. Яковлев - М: Академия, 2005. - 387 с.

 

 

 


Информация о работе Воспитание как часть социализации личности