Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:42, контрольная работа
Интересы любого общества, его процветание, безопасность в значительной степени во все времена определялись интеллектуальной мощью и уровнем духовности населения. Мировой опыт свидетельствует, что многие страны достигли социально-экономического прогресса за счет приоритетного развития системы образования и воспитания, которая обеспечила социальное развитие молодого поколения, постоянное возрастание духовного и материального богатства общества. Однако состояние современной проблемы социализации и воспитания подрастающего поколения в целом можно характеризовать как сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов социальной политики, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании молодежи.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Социализация личности………………………………………………… 3
2. Сущность и содержание воспитания………………………………….. 6
Заключение………………………………………………………………….. 9
Список литературы………………………………………………………… 10
Взаимодействие в процессе воспитания осуществляется в виде множества "цепочек": воспитательная организация - составляющие её формализованные группы (коллективы), коллектив - личность, коллектив - входящие в него микрогруппы - личность, педагог - коллектив, педагог - личность и др. Содержание взаимодействия представляет собой обмен между его субъектами информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют (2, c. 57).
Воспитание, осуществляемое в воспитательных организациях различных видов и типов, даёт человеку опыт взаимодействия с людьми, создаёт условия для позитивно направляемых самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в социуме
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания (2, c. 62).
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания:
1. Обязательность. Принципы
воспитания - это не совет не
рекомендация; они требуют обязательного
и полного воплощения в
2. Комплексность. Принципы
несут в себе требование
3. Равнозначность. Принципы
воспитания как общие
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий (9, c. 56).
Социализация -личность -воспитание -общество
Сущность социализации - сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида социальным существом и развитие человеческой индивидуальности. Воспитание как относительно осмысленное, целенаправленное взращивание человека, осуществляемое в семье, в религиозных воспитательных организациях, более или менее последовательно способствует адаптации человека в обществе и создает условия для его обособления в соответствии со спецификой целей, содержания и средств семейного религиозного социального и коррекционного видов воспитания.
"Объем" воспитания в процессе социализации существенно различаются как в различных обществах, так и, в меньшей степени, в различных стратах
одного и того же общества.
Чем более модернизировано
Воспитание, рассматриваемое в контексте социализации, имеет определенные возможности влиять на позитивный характер социализации конкретного человека, а именно:
-воспитание в определенной
мере определяет то, что как
объект социализации человек
более или менее успешно
-воспитание имеет
-воспитание может создать
такие условия развития
-воспитание имеет некоторые
возможности предотвратить
1. Безрукова, О.Н. Социология молодежи: учебно-методическое пособие /О.Н Безрукова - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. - 392 с.
2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова .- 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 440 с.
3. Гуров, В.Я., Селюкова Л.Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа / В.Я. Гуров, Л.Я. Селюкова. - Ставрополь, 1993. - 212 с.
4. Иваненко, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / C.П. Иваненко. - Оренбург, 1999. - 164 с.
5. Кон, Н.С. Ребенок и общество / Н.С. Кон. - М.: Прогресс, 1988. - 272 с.
6. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: Учебник / В.Т. Лисовский. - СПб.: Питер, 1996. - 387 с.
7. Мудрик, А.В. Социализация человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Мудрик. - М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 304 с.
8. Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики /Н.М. Платонова.- СПб.: Речь, 1997. - 486 с.
9. Яковлев, В.Н. Общество и воспитательные системы / В.Н. Яковлев - М: Академия, 2005. - 387 с.
Информация о работе Воспитание как часть социализации личности