Воспитание как педагогический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественно е явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Понятие и сущность процесса воспитания 4
3. Закономерности процесса воспитания 8
4. Принципы воспитания 11
5. Заключение 16
6. Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования, науки и культуры Архангельской  области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования Архангельской области

«Архангельский  педагогический колледж»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Педагогика»

На тему «Воспитание  как педагогический процесс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 1 курса

Группы 14(2)

Власенюк Оксаны

Преподаватель:

Виролайнен  Т.В.

2012

Содержание.

1. Введение                                                                                                          3

2. Понятие и сущность процесса  воспитания                                                  4

3. Закономерности процесса воспитания                                                         8

4. Принципы воспитания                                                                                   11

5. Заключение                                                                                                     16

6. Список литературы                                                                                        17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Воспитание – это  основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как  обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию  ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами.

Личность человека формируется  и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие "воспитание" — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком  и в узком смысле. Воспитание в  широком смысле рассматривается  как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и сущность процесса воспитания.

Воспитание является одним из ведущих понятий в  педагогике. В ходе исторического  развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают  воспитание в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественно е явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Процесс воспитания –  это процесс формирования развития личности, включающий в себя   как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями,  действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Воспитательный процесс  имеет ряд особенностей. Прежде  всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания - процесс  многофакторный, в нем проявляются  многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим  совокупным действием невообразимую  сложность данного процесса.

Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Воспитательному процессу присуща значительная вариативность  и неопределенность результатов. В  одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В последние годы взгляды  на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет  единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной  истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

В основе современной  идеологии воспитания лежат следующие компоненты:

-  реализм целей воспитания

- совместность деятельности

- самоопределение

- личностная направленность

- добровольность

- коллективистская направленность.

Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания - «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно  с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

Самоопределение. Развивающее  воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с  твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания - культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша - высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

Добровольность. Без собственной  доброй воли воспитанников не могут  быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение  к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Закономерности процесса  воспитания

Раскрытие сущности воспитательного  процесса предполагает обоснование  его закономерностей. Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Ведущим методологическим основанием для определения закономерностей является системный подход. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки.

Анализируя работы исследователей проблемы воспитания детей можно выделить ряд положений, которые следует принять в качестве закономерности этого процесса.

Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Характеризуя отношения  в воспитательном процессе как субъектные, мы должны рассматривать действия со стороны педагогов и соответствующие действия учащихся. Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие - через физические упражнения, нравственные - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность и т.п.

Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что  она существенным образом зависит  от его мотивации. Поэтому педагог  должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая как единый процесс образование и воспитание, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается.

Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений. В.Д. Шадриков определяет воспитание как важнейшую задачу образования.

Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декламируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.

Сущность целостности  воспитательного процесса в подчиненности  всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека - развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход к организации  воспитательной работы предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели: единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информации), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие.

Перечисленные закономерности определяет принципы воспитательного  процесса и выражает основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

Принципы всегда соответствуют  цели воспитания и задачам, стоящим  перед педагогами, определяет возможности  реализации этих задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Принципы воспитания.

Под принципами воспитания в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, к его содержанию, организации и методам. В них отмечается ведущее направление воспитательной деятельности, характеризуется особый стиль воспитания, помогающий творчески подойти к воспитательному процессу.  
Комплексный подход к воспитанию требует целостности, согласования всех влияний на личность. Он предполагает единство цели, задач и всех направлений воспитания.  
          Сердцевина комплексного подхода, его существо - это единство умственного, трудового и нравственного воспитания. Лишь такое единство создает прочную основу для гражданского и нравственного становления личности.  
          Комплексный подход призван обеспечить целостность воспитательного процесса, направленного на всестороннее, гармоническое развитие личности. Это один из методологических принципов, в котором находит выражение всеобщая связь явлений. Поэтому комплексный подход предполагает единство и взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимоподчинение основных задач и направлений воспитания. Так, в процессе умственного воспитания одновременно осуществляются многие задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания.  
В ряде случаев приходится акцентировать внимание на одном из видов воспитания. Однако это не означает отрицания, недооценки других видов или направлений воспитательной деятельности. Все они тесно связаны и не заменяют, а дополняют и обогащают друг друга.  
         Связь воспитания с жизнью требует широкого ознакомления воспитанников с жизнью нашего общества и активного участия в ее преобразовании. 
          Пути и формы ознакомления с жизнью разнообразны. Можно знакомить школьников с общественно-политическими событиями, происходящими в нашей стране и за рубежом, приучать их регулярно читать газеты, слушать радио или смотреть телевизионные передачи о текущих событиях. Учащиеся должны быть в курсе дел страны, выходить за «рамки», за порог школьной жизни.  
            Местный краеведческий материал - еще одно средство ознакомления школьников с жизнью. Он помогает им лучше узнать прошлое и настоящее города или села, производственные достижения родителей, близких людей. Все это облегчает включение подрастающих поколений в сферу общественных, трудовых отношений.  
            Осуществление принципа связи воспитания с жизнью содействует повышению действенности воспитательной работы, преодолению абстрактно-просветительского подхода в ее организации.  
Особенно велика роль труда на общую пользу. Участвуя в этом труде, школьники развиваются духовно и физически, познают самую высокую радость - радость творчества, созидания.  
Новое время рождает новые формы общественно полезного труда школьников: учебно-опытные хозяйства при школах, различные трудовые объединения школьников.  
             В разнообразной деятельности не только формируются, но и совершенствуются, проверяются моральные убеждения школьников, развивается сознание, интенсивно накапливается опыт, развиваются и обогащаются нравственные чувства. Правильная организация практической, общественно полезной деятельности создает тот фундамент, на котором воспитывается ребенок. Общественно полезная деятельность - это взаимодействие личности с окружающим миром. Она не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, а включает в себя и вооружение умениями и навыками, необходимыми в труде и в общественной жизни. Эта деятельность создает реальные пути для формирования личности. Вне такой деятельности воспитание лишается материальной основы и сводится к бесплодному морализированию.  
          Успешному решению задач нравственного воспитания содействуют и другие виды деятельности школьников -учение, разнообразные игры, занятия физкультурой и спортом, участие в художественной самодеятельности, работа в технических, сельскохозяйственных и других кружках.  
           В. А. Сухомлинский большое значение придавал духовной деятельности. Он писал: «Духовная деятельность - это не какие то оторванные от повседневного труда самоуглубление и анализ. Это творческий труд, кипучая общественная деятельность, одухотворенная благородной целью. Настоящим человеком становится только тот, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки, в которых человек опять-таки утверждается, в которых рождаются новые желания».  
          Воспитание в труде, в активной деятельности базируется на идее, что труд - могучий воспитатель. Он создает материальную основу для развития задатков и способностей человека, для формирования его мировоззрения и морального облика.  
            Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанников был сформулирован А. С. Макаренко: «. . . Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». Требовательное отношение к воспитанникам и уважение к ним - это две стороны гуманного отношения к личности. Если педагоги верят в силы и возможности воспитанников, доверяют им, ребята стараются оправдать это доверие, у них появляется чувство уверенности в своих силах.  
             Соблюдение принципа единства требований и уважения к личности означает, что воспитатели должны постоянно предъявлять детям посильные требования, не потакать слабостям и капризам. Вместе с тем важно проявлять к ним чуткое и заботливое отношение, разумную любовь. При этом условии создается атмосфера взаимного доверия.  
              Систематичность, последовательность и непрерывность воспитания - один из важных принципов организации педагогического процесса в детском саду и школе. Воспитание - длительный и сложный процесс, последовательная, систематическая работа по формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения. Дети приходят в детский сад, начальную школу с определенным запасом положительных и отрицательных качеств. Положительные качества следует развивать и закреплять, а отрицательные - изживать, преодолевать.  
       Систематичность воспитания предполагает соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков. Воспитательная работа должна опираться на усвоенные знания, умения, навыки, привычки, на жизненный опыт детей. Процесс воспитания носит ступенчатый характер. Например, при организации нравственного воспитания на первой ступени дети усваивают простейшие нормы и правила морали; у них начинают пробуждаться нравственные чувства и вырабатываются первоначальные навыки поведения. На второй ступени на основе простейших представлений о нормах и правилах поведения у школьников формируются этические понятия, обогащаются нравственные чувства и вырабатываются умения правильно поступать, соблюдать нравственные нормы. Третья ступень характеризуется формированием нравственных убеждений, дальнейшим развитием нравственных чувств и выработкой устойчивых привычек поведения.  
         Сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативы детей предполагает единство педагогических требований со стороны всех учителей, сочетание индивидуальной воспитательной работы с воздействием на ученический коллектив, с развитием творческой активности, инициативы и самостоятельности. Взаимозависимая деятельность воспитателей и детей строится на доверии и уважении друг к другу. Там, где нет доверия и уважения к воспитанникам, где нарушается педагогический такт, возникают конфликты. К сожалению, есть еще сторонники «жесткого» воспитания, применения «силовых» мер воздействия. Это несовместимо с гуманизмом, с педагогикой уважения и убеждения. Порой допускается и другая крайность - самоустранение воспитателей, педагогов от руководства деятельностью детским коллективом, невмешательство в его дела.                                                                 Преодолению подобных недостатков содействует творческая реализация принципа сочетания педагогического руководства с развитием инициативы и самостоятельности детей.  
           Заслуживает внимания и принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. По мере развития ребенка и перехода от одной возрастной ступени к другой изменяются формы, методы и средства воспитательной работы. Например, в воспитании дошкольников и младших школьников приучение занимает гораздо большее место по сравнению с убеждением, и это не случайно. Ведь малыш не всегда в состоянии осмыслить важность и необходимость соблюдения принятых в обществе норм и правил поведения. К ним его подводят постепенно в процессе систематической работы. «Чем моложе ребенок, - писал В. Г. Белинский, - тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т. е. тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий». 

Информация о работе Воспитание как педагогический процесс