Воспитание как составная часть процесса образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н.Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это - эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д.

Содержание работы

Введение
. Теоретические основы воспитания
.1 Понятие и сущность процесса воспитания
.2 История возникновения воспитания
.3 Закономерности и принципы воспитания
. Воспитание как составная часть процесса образования
.1 Образование: понятие и сущность
.2 Воспитание и его место в структуре образовательного процесса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 32.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему

Воспитание как составная  часть процесса образования

 

 

Билалова Д.Г.

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Теоретические основы  воспитания

.1 Понятие и сущность  процесса воспитания

.2 История возникновения  воспитания

.3 Закономерности и принципы воспитания

. Воспитание как составная  часть процесса образования

.1 Образование: понятие  и сущность

.2 Воспитание и его  место в структуре образовательного  процесса

Заключение

Список литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

воспитание образование  педагогика

Воспитание - сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов  и воспитанников по реализации целей  образования в условиях педагогического  процесса. Успех воспитания зависит  от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом.

Исходя из этого воспитательные технологии можно определить как  продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов  и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

Эффективность воспитательных технологий в значительной степени  зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н.Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это - эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д.

 

1. Теоретические  основы воспитания

 

.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

 

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Тем не менее, до сих пор нет единого общепринятого его определения. В силу того, что существуют различные педагогические парадигмы, сложились и различные подходы к определению воспитания.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие "воспитание" употребляется  в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается  как общественное явление, как воздействие  общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

В определении понятия "воспитание" заключены некоторые трудности, во-первых, в крайней сложности  самого воспитательного процесса, во-вторых, в невозможности выделить процесс  воспитания из комплекса жизнедеятельности (из процесса социализации, обучения и психологического формирования личности), в-третьих, в неопределенности самого, результата, воспитания - воспитанности (сложность структуры и неустойчивость). Процесс воспитания - многофакторное явление. Необычное определение воспитанию дано в "Педагогической энциклопедии" автором А. В. Мудриком "Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека". В определении отсутствует сам акт педагогического воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем.

Воспитание - суть формирование воспитанности в условиях всестороннего  воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания.

Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность".

Воспитанность - это результат  воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника.

 

.2 История ВОЗНИКНОВЕНИЯ воспитания

 

Смысл существования предков  человека предопределялся их миросозерцанием. На первый взгляд, воспитание первобытных  людей выглядело бессистемным, спонтанным, оно не являлось функцией и проявлялось  в традициях и фольклоре. Основой социального воспитания всегда была семья.

Вначале педагогическая мысль  оформлялась в виде отдельных  суждений и высказываний - своеобразных педагогических заповедей. Кроме того, воспитывал и сам образ жизни  родителей. До того, как зародилась письменность, суждения имели устное бытование, и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений.

Вежливые манеры поведения  в обществе составляли неотъемлемую часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. В старославянском языке мы не найдем ни одного ругательного слова. Поэтические моральные правила можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха. Позднее существовали и другие институты воспитания и обучения.

Исторически сложившиеся  типы воспитания развивались внутри соответствующих типов культуры. Так, первобытной культуре соответствует первый исторический тип воспитания, основанный на ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых и носящий обязательный, коллективный характер.

Становление цивилизации  обусловило иной тип воспитания, детерминированный  социальным и экономическим неравенством, разделением труда, а следовательно, разными педагогическими задачами. Историческое многообразие моделей  воспитания зависит от особенностей локальной цивилизации, типологии культур, национальной специфики.

Восточный тип культуры определил  восточный тип воспитания, основанный на примате общества перед личностью, жестком следовании традициям и  канонам, ограничении независимости  мышления и индивидуальной свободы. В то же время педагогическая традиция Востока рассматривает человека как единство эмоций, воли и разума, подчиненных, однако, общественным и религиозным нормам.

Западный тип культуры, возникший в античную эпоху и  ставший прототипом современной европейской культуры, породил педагогические традиции, в корне отличающиеся от восточных и определившие западный тип воспитания. Наиболее характерные его черты - ориентация на развитие человеческой воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал, гармонизация отношений личности и общества, отсюда - целенаправленные и ценностно-рациональные подходы к решению воспитательных проблем.

Традиции российского  воспитания складывались под влиянием западной культуры, наслаиваясь на национальные особенности и социально-историческую специфику Российского государства, переживавшего экономические и политические катаклизмы, что, однако, не помешало формированию в России одной из лучших образовательных систем в мире.

 

1.3 Закономерности и принципы воспитания

 

Для практики воспитания важнее всего связать закономерными  отношениями эффективность воспитательного  процесса с теми его компонентами, которые оказывают влияние на качество воспитания. Эффективность  зависит от:

) сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, и в ходе воспитательного процесса формируются взгляды, позиции воспитанников;

) соответствия цели и  организации действий, которые помогают  эту цель достигнуть. Если организация, т. е. совокупность отношений, условий, воздействий и методов работы, не соответствует цели, то воспитательный процесс не достигает успеха;

) соответствия правила  и практики социального поведения;

) условий, в которых  воспитывается человек;

) интенсивности самовоспитания;

) эффективности развития  и обучения;

) интенсивности и качества  взаимоотношений между самими  воспитанниками;

) интенсивности воздействия  на духовную сферу воспитанника;

) от качества воспитательного  воздействия.

Историческая и мировая практика показывает, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне развитого человека, способного реализовать себя в современном обществе и приумножить культурные ценности в будущем. В целях гармоничного развития человека осуществляется нравственное, умственное, трудовое, физическое, гражданское, экологическое воспитание.

Воспитатель решает воспитательные задачи, эффективность которых зависит  от многих факторов и условий, от последовательности и логики применения комплекса методов. Принципы воспитания могут выражать нормы поведения человека, необходимые для обогащения социального опыта; выступать как конкретная задача; помогать воспитанникам оценить и разобраться в собственных поступках.

Формы воспитания могут быть в виде приказа, указания, просьбы, намека с целью выявления у учащегося интереса, переживания. Среди важнейших принципов воспитания следует назвать принцип гуманизации, требующий создания максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей личности, постановки воспитания ребенка в центр педагогического процесса, развития самой личности.

Важнейшую роль в современных  условиях играет принцип совместной деятельности педагога, ученика и  родителей. В этом случае создается  едино направленная воспитательная среда. Важны также в педагогике принципы связи школы с жизнью, учета индивидуальных и возрастных особенностей. Особо необходимо отметить роль принципа опоры на положительное в человеке, так как положительное не так хорошо видится, как отрицательное. Особенно важно это замечать в работе с «трудными» детьми.

Процесс воспитания строится на ряде взаимосвязанных принципов  и требует от воспитателя постоянного проявления творчества; основывается на общественной направленности воспитания; опирается на связь воспитания с жизнью, трудом. Принципы воспитания должны строго воплощаться в практику. Среди принципов нет главных, так как они все равнозначны.

 

2. Воспитание  как составная часть процесса  образования

 

.1 Образование:  понятие и сущность

 

Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. В системе образования всех уровней и видов происходит накопление интеллектуального и нравственного потенциала страны.

Социально-культурная традиция оказывает существенное влияние  на формирование характера человека, стиля поведения, его ценностей, устремлений и интересов, т. е. образа жизни, принятого в обществе, а также на освоение различных форм жизнедеятельности (трудовой, профессиональной, общественно-политической, семейно-бытовой) и развитие духовного потенциала человека для творчества.

В разных социально-политических условиях образование выступает  стабилизирующим фактором между  новыми социальными представлениями  и представлениями предшествующих поколений, дает возможность определить достоинства и недостатки действий обоих поколений и способствует адаптации человека к новым условиям.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные  нормы, которые имеют культурно-историческое значение. Смысл образования заключается в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

Образовательные системы - это  социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку человека к самостоятельной жизни в  современном обществе. Цели и задачи для конкретных образовательных систем зависят от социального заказа в рамках всей системы образования страны. Так, долгое время образование в нашей стране развивалось вне контекста мировой и национальной культуры.

Основные параметры его  зарывались идеологией. В настоящее время необходимо вернуть образование в контекст культуры, т. е. ориентировать его на общечеловеческие ценности. Мировую и национальную духовную культуру, освоение гуманистических технологий обучения, создание в общеобразовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой реализации в современных условиях.

Образовательные учреждения - это социальные институты, которые  приобретают государственный статус системы образования в стране в качестве дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования.

Информация о работе Воспитание как составная часть процесса образования