Воспитание как составная часть процесса образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н.Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это - эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д.

Содержание работы

Введение
. Теоретические основы воспитания
.1 Понятие и сущность процесса воспитания
.2 История возникновения воспитания
.3 Закономерности и принципы воспитания
. Воспитание как составная часть процесса образования
.1 Образование: понятие и сущность
.2 Воспитание и его место в структуре образовательного процесса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 32.40 Кб (Скачать файл)

Социальная функция этих учреждений состоит в предоставлении образовательных услуг населению  страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный  стандарт, он же выбирает обязательную учебную программу каждой школы или вуза.

Государственный стандарт состоит  из двух частей: первая часть - это набор  обязательных для всех школ или вузов  дисциплин, вторая - дисциплины по выбору учащихся.

Духовное начало в человеке проявляется благодаря его вливанию в «культурное» наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.

Образование ускоряет процесс  развития и становления человека как личности. Педагоги в образовательном процессе создают условия, которые обеспечивают индивидуальный, личностный рост обучающихся, и каждая учебная дисциплина ориентирована на развитие этого качества.

 

2.2 воспитание  и его место в структуре образовательного процесса

 

Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой  идет овладение системой знаний основ  наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения.

В целостной структуре  образовательного процесса тесно взаимодействуют  два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:

) обучение - целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим  поколениям (преподавание) и освоение  ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей;

) воспитание - целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего  поколения систему качеств личности  на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе.

Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре  образовательного процесса выражается в нескольких аспектах.

. Оба эти процесса протекают  в рамках одного образовательного  учреждения (детский сад, школа, гимназия, колледж, ПТУ, вуз, учреждение дополнительного образования и др.), осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели - подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе.

. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность.

. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных  знаний, всегда имеет место воспитательный  аспект (недаром в рамках любой формы обучения планируется воспитательная цель), реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Обучение и воспитание - это самостоятельные процессы, каждый из которых в целостной структуре образовательного процесса имеет свою специфику Целью процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т. е. формирование интеллектуальной культуры личности; цель воспитательного процесса - освоение норм поведения, т. е. формирование поведенческой культуры личности. Процесс обучения строго регламентирован, поскольку имеет четкие временные границы (учебный год, четверть, учебный день, урок), осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты замеряются на основе четкой нормы оценок; процесс воспитания не имеет четкой регламентации, во многом хаотичен, не ограничен во времени, не имеет конкретных качественных и количественных показателей. Хотя процессы обучения и воспитания оперируют общим понятийным аппаратом (цели, содержание, принципы, методы, формы, средства), конкретное содержание этих категорий в теории обучения и теории воспитания различно.

Воспитательный процесс  имеет ряд особенностей, определяющих его сущность, специфику и характер протекания.

. Воспитание - целенаправленный процесс. Это проявляется в том, что основным ориентиром в работе педагога служит социальный заказ как совокупность нравственных норм, принятых в обществе. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет его цель, отражающую модель личности воспитанника. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, когда он соглашается с нею, принимает ее и в процессе самовоспитания опирается на те же ориентиры.

. Воспитание - многофакторный процесс, поскольку при его осуществлении педагог должен учитывать множество объективных и субъективных факторов, осложняющих воспитательный процесс или способствующих успешности его протекания. В числе объективных факторов, влияющих на процесс воспитания, следует рассматривать различные стороны общественной жизни (экономику, политику, культуру, идеологию, мораль, право, религию и др.); среди субъективных факторов - социальную среду, в которой воспитывается личность (влияние семьи, школы, друзей, значимых личностей), а также индивидуально-личностные особенности воспитанника.

. Воспитание - субъективный  процесс, что выражается в неоднозначной  оценке его результатов. Это  объясняется тем, что результаты  воспитания не имеют четкого  количественного выражения, поэтому нельзя точно сказать, какой ученик воспитан отлично, а какой - неудовлетворительно. В силу этого трудно определить, какой воспитательный процесс можно считать качественным, эффективно воздействующим на личность воспитанника, а какой является «показухой», ведется «для галочки» и не приносит желаемого результата. Субъективный характер воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическими умениями, чертами характера, личностными качествами, ценностными ориентирами, наличием или отсутствием талантов, способностей, увлечений.

. Воспитание - процесс, характеризующийся  отдаленностью результатов от  момента непосредственного воспитательного  воздействия. Это происходит в  силу того, что воспитание призвано оказать глубинное, комплексное воздействие на личность (сознание, поведение, эмоции и чувства). Чтобы воспитанник осознал, чего именно добивается педагог, адекватно прореагировал на воспитательное воздействие и сделал для себя правильные выводы, необходимо время. Иногда на это уходят целые годы.

. Воспитание - непрерывный  процесс, поскольку личность нельзя  воспитывать «от случая к случаю».  Отдельные воспитательные мероприятия,  какими бы яркими они ни  были, не способны сильно повлиять  на поведение личности. Для этого  необходима система регулярных педагогических воздействий, включающих постоянный контакт педагога и воспитанников. Если же процесс воспитания нерегулярен, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать у воспитанника новые устойчивые привычки.

. Воспитание - комплексный  процесс, что выражается в единстве  его целей, задач, содержания, форм и методов, в подчинении  всего воспитательного процесса идее целостного формирования личности, в которой гармонично представлено высокое развитие сознания, поведения и чувств. Это означает, что личность нельзя формировать «по частям», либо уделяя внимание только формированию сознания, либо делая упор на развитие норм и правил поведения, либо формируя эмоции и чувства.

. Воспитание - двусторонний  процесс, поскольку он идет  в двух направлениях: от воспитателя  к воспитаннику (прямая связь)  и от воспитанника к воспитателю  (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает к педагогу от воспитанников. Чем больше информации об особенностях, способностях, склонностях, достоинствах и недостатках воспитанника имеется в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее и эффективнее он осуществляет воспитательный процесс.

В связи с реформированием  образования и сменой образовательной  парадигмы проблема воспитания на всех образовательных уровнях стоит  особенно остро. Современные реалии вузовской жизни свидетельствуют о том, что в постсоветском образовательном пространстве воспитательная компонента как рудиментарный орган старой системы утратила свою значимость, новая же парадигма воспитания еще только складывается и обретает новые аксиологические смыслы. В этой пограничной ситуации воспитательные процессы ослаблены и в основном зависят от воли и мастерства педагогов, кураторов, инициативы администрации и традиций конкретного учебного заведения.

В процессе развития общества изменяется содержание воспитания, но всегда в качестве субъекта воспитания педагогика рассматривает человека, а воспитательное воздействие направлено на его совершенствование. Это дает основание определить феномен воспитания как преобразующую деятельность педагогов-воспитателей, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, ценностных ориентаций, знаний и способов деятельности личности, способствующую ее качественному приросту и совершенствованию.

В процессе обучения в вузе могут быть реализованы практически  все направления воспитательного воздействия, особенно в университетском профессиональном образовании. Блоки дисциплин, достаточно полно представленных в учебных планах специальности, дают возможность получения:

• нравственного, эстетического, физического, правового, гражданского, экономического воспитания (гуманитарный блок);

• умственного, экологического воспитания (блок естественнонаучных дисциплин);

• трудового - во время производственной практики и непосредственно в  учебном процессе как в аудитории, так и при выполнении самостоятельной работы.

Как бы ни была условна классификация  воспитательных методов, среди них  можно выделить три основных группы:

• методы, формирующие мировоззрение  и ценностные ориентации студентов; • методы, стимулирующие мотивацию; • методы, способствующие раскрытию творческого потенциала личности и ее качественному приросту.

Отсутствие специальных  молодежных организаций делает современный  процесс обучения в российских вузах  практически единственным полем  приложения воспитательного воздействия, которое осуществляется через содержательные и процессуальные характеристики преподаваемых дисциплин. Трудно переоценить воспитательный потенциал гуманитарных курсов, в процессе изучения которых формируются мировоззрение и ценностные ориентации студентов. Блок фундаментальных и естественнонаучных дисциплин способствует выработке интеллектуальных умений научного мышления. Блоки общеинженерных и профессиональных дисциплин в воспитательном плане дают возможность приложения полученных ранее интеллектуальных умений, развития творческого начала.

Содержание становится инструментом воспитания лишь в том случае, когда  на основе прочных знаний оно транслируется  в сознание обучаемых посредством  их целостного восприятия. Следует  шире использовать межпредметные связи, интегрированные курсы, способствующие формированию системных знаний, а через них - системы убеждений, взглядов. Только то, что хорошо понято, активно усвоено, побуждает к рефлексии, оценочным суждениям, трансформируясь в новые качества личности.

Процессуальные характеристики дисциплин часто служат одновременно для достижения дидактических и  воспитательных целей. Гуманизация  образования, в основе которой лежит  личностно-ориентированное развивающее  обучение, неразрывно связанное с воспитанием, является тем всеобъемлющим процессом, который, пронизывая все стороны жизни студента, будет способствовать гармоничному развитию его личности. Воспитательные методы реализуются в процессе педагогического общения, активных методов обучения (семинары-дискуссии, контекстное обучение, проблемное обучение и др.), побуждающих студентов проявить себя в совместной деятельности, принять оценочные решения. Большую роль в воспитании играет личность педагога, его педагогическое мастерство, знание психологии студентов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воспитание - разносторонний процесс, включающий в себя различные  виды деятельности. При всем разнообразии трактовок термина и своеобразии  организации воспитательных взаимодействий неизменной остается сущность воспитания. Сущность воспитания заключается в том, что все внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в дальнейшем поведении и деятельности.

Цели воспитания определяют его содержание, методы и средства, оптимальное взаимодействие которых должно обеспечивать искомый результат. Воспитание - многофакторный процесс, зависящий от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам следует отнести социально-исторические особенности, культурные традиции страны, принятую в ней систему образования, к субъективным - личностные качества педагогов, уровень их педагогического мастерства, психологические особенности и ценностные ориентации участников воспитательного процесса.

В заключение представляется целесообразным уточнить ценностные приоритеты воспитательной компоненты образования, в равной мере касающиеся преподавателей и студентов:

• ориентированность личности на общечеловеческие гуманистические  ценности;

Информация о работе Воспитание как составная часть процесса образования