Воспитание как условия развития и формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

Понятие воспитания рассматривается многими науками, такими как философия, социология, педагогика, психология. Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно и многозначно.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………3
1. Воспитание как целенаправленная деятельность……………..……………4
2. Влияние семьи на формирование личности ………………………………..5
3. Роль воспитания в моральном развитии личности…………………………7
4. Роль детского коллектива в воспитании личности…………………………8
5. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности…………9
6. Развитие личности как педагогическая проблема…………………………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

сурс.docx

— 35.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь 
Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта»

 

 

 

 

 

Кафедра «Философии, истории  и политологии»

 

 

РЕФЕРАТ

 

по предмету «Основы педагогики и психологии»

на тему

 

«Воспитание как условия развития и формирования личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                    Проверил:

Студентка группы ГТ-11,                                             старший преподаватель

Федорова М.В.                                                                 Коленда А.Н.                              

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2013 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….…………3

1. Воспитание  как целенаправленная деятельность……………..……………4

2. Влияние  семьи на формирование личности  ………………………………..5

3. Роль воспитания в моральном развитии личности…………………………7

4. Роль детского  коллектива в воспитании личности…………………………8

5. Самовоспитание  в структуре процесса формирования личности…………9

6. Развитие  личности как педагогическая  проблема…………………………..11

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованной литературы

 

Введение

 

 Понятие  воспитания рассматривается многими  науками, такими как философия,  социология, педагогика, психология.  Но даже в рамках одной науки  нет единого подхода к его  определению, так как оно объемно  и многозначно.

 Воспитание  является одним из ведущих  понятий в педагогике. В ходе  исторического развития общества  и педагогики определились различные  подходы к объяснению этой  категории. Прежде всего, различают  воспитание в широком и в  узком смысле.

 Воспитание  в широком смысле рассматривается  как общественное явление, как  воздействие общества на личность. В данном случае воспитание  практически отождествляется с  социализацией. Воспитание в узком  смысле рассматривается как специально  организованная деятельность педагогов  и воспитанников для реализации  целей образования в условиях  педагогического процесса. Деятельность  педагогов в этом случае называется  воспитательной работой.

 Личность  человека формируется и развивается  в результате воздействия многочисленных  факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних  и внешних, независимых и зависимых  от воли и сознания людей,  действующих стихийно или согласно  определенным целям. При этом  сам человек не мыслится как  пассивное существо. Он выступает  как субъект своего собственного  формирования и развития.

 Для  нормального вхождения в общество, для его адаптации, гармонично  существования самого общества  необходимо воспитание личности.

 Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.

 Огромную  роль в воспитании личности  со стороны современного общества  имеют средства массовой информации, а также достижения духовной  и материальной культуры (книги,  выставки, технические устройства).

  1. Воспитание как  целенаправленная деятельность

 

 Воспитание  в значительной степени носит  целенаправленный характер, который  предполагает определенное направление  воспитательной деятельности, осознание  ее конечных целей, а также  содержит средства и методы  достижения этих целей. 

Целями  воспитания являются ожидаемые изменения  в человеке, осуществляемые проведением  специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

Однако  главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка  как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни  в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного  процесса следует придерживаться принципов  гуманизма. То есть воспитывать в  человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных  границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных  этапах развития человечества. Эти  цели, главным образом связаны  с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями»  существуют цели, которые ставят перед  воспитанием текущие процессы в  обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа  развития общества и государства  являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

Целенаправленное  формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Общая цель воспитания достигается посредством  решения конкретных задач, среди  которых наиболее актуальными являются следующие:

  • ориентация личности на гуманистические установки и жизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях общества, определение своего места и целей жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей;
  • приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности;
  • формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства;
  • выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;
  • воспитание потребности молодежи к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формированию эстетических ценностей и вкуса, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества;
  • воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главному способу достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;
  • воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии.

 Одной  из задач воспитания молодежи  в плане освоения национальной  культуры является формирование  речевой культуры, что особенно  важно в настоящее время, когда  наблюдаются многие негативные  явления, такие как, сквернословие,  молодежный сленг, засорение иностранными  словами русского языка. Эту  задачу следует решать, прежде  всего, на уровне дошкольного  и школьного воспитания, всячески  пресекать сквернословие молодежи.

 Постановка  цели и задач воспитания жизнеспособного  поколения предполагает, что они  должны быть присущи молодежи  России в целом, без подразделения  ее на социальные группы, поскольку  каждый молодой человек должен  обладать личностными психологическими  и гражданскими качествами, обеспечивающими  его жизнеспособность.

  1. Влияние семьи на формирование личности

 

 Наиболее  существенное влияние на воспитание  личности оказывает семья, поскольку  основную информацию о мире  и о себе ребенок получает  от родителей. К тому же родители  обладают уникальной возможностью  воздействовать на ребенка в  связи с физической, эмоциональной  и социальной зависимостью от  них.

 

 Семья  имеет ряд функций, которые  можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

  • функция воспроизводства;
  • первичный социальный и сексуальный контроль;
  • экономическая поддержка детей;
  • поддержка нетрудоспособных;
  • защита прав ребенка на полноценное развитие.

 Базисные  функции направлены на то, чтобы  человек удовлетворял свои личные  потребности в семье. К ним  относятся:

  • удовлетворение потребности в любви;
  • функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;
  • функция самоутверждения, самореализации, личностного роста;
  • психотерапевтическая функция семьи;
  • функция социальной ответственности за каждого члена семьи;
  • функция формирования позитивных отношений;
  • функция формирования культурной общности.

 Большее  значение в настоящее время  приобрели следующие функции:  психологическая безопасность, эмоциональная  удовлетворенность всех членов  семьи и подготовка детей к  жизни в обществе. Их реализация  предполагает зрелость чувств  и психологическую культуру.

Традиционно в педагогической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:

Авторитетный  стиль предполагает: высокий уровень  контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих  детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают  изменения своих требований). Результат - дети социально адаптированы, уверены  в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный  стиль характеризуется высоким  контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения  холодные, отстраненные. Дети при этом замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны  и раздражительны. Девочки в большинстве  своем - пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень  контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Родители открыты  для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребенка  к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Результат: дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный  стиль - низкий уровень контроля и  холодные отношения. Родители не устанавливают  для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты  для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет  разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

  1. Роль воспитания в моральном развитии личности

 

Моральное развитие является одной из важных сторон становления личности. Изучение морального развития невозможно без  воспроизведения феноменов морального поведения в контролируемых условиях. Специально создаются ситуации, в  которых дети могут поступать  честно или нечестно (подделать результат  или оставить его неизменным; сказать  правду или солгать; присвоить чужие  вещи или отдать их по назначению ).

 Для  практики воспитания необходимо  ответить на вопрос, почему у  детей преобладает тот или  иной тип мотивации. Зависимость  между мотивацией и уровнем  интеллекта, условиями семейного  воспитания, эмоциональной устойчивостью,  социально-экономическим статусом, участием в детских организациях  и другими характеристиками играет  большую роль в воспитании  личности. Среди факторов, влияющих  на моральную мотивацию, можно  назвать убеждение в правильности  норм и в необходимости следовать  им.

 Факторы,  формирующие моральные суждения, включают в себя два типа  отношений взрослого и ребенка:

Первый  тип - принуждение, при котором взрослый в одностороннем порядке предписывает ребенку правила поведения, следит за их выполнением и налагает санкции  за нарушения. Ребенок должен строить  свое поведение в соответствии с  предъявляемыми требованиями и играет пассивную роль.

Второй  тип отношений - кооперация, характеризуется  активностью ребенка, который сам  предъявляет требования к себе и  другим, участвует в создании правил и в контроле над их выполнением.

Информация о работе Воспитание как условия развития и формирования личности