Воспитание как условия развития и формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

Понятие воспитания рассматривается многими науками, такими как философия, социология, педагогика, психология. Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно и многозначно.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………3
1. Воспитание как целенаправленная деятельность……………..……………4
2. Влияние семьи на формирование личности ………………………………..5
3. Роль воспитания в моральном развитии личности…………………………7
4. Роль детского коллектива в воспитании личности…………………………8
5. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности…………9
6. Развитие личности как педагогическая проблема…………………………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

сурс.docx

— 35.13 Кб (Скачать файл)

 В  качестве показателя уровня морального  развития выступает поведение  ребенка в альтернативной этической  ситуации. Противоречивость психического  развития выражается в стремлении  заслужить признание взрослого,  являющееся мощным стимулом формирования  многих положительных качеств,  а при определенных условиях  может спровоцировать детскую  ложь.

Механизмы, благодаря которым происходит интериоризация норм и правил поведения:

Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (будь то значимый взрослый или сверстник, учитель  или герой художественного фильма). Важно то, что между ними возникли эмоционально значимые отношения.

Идентификация - усвоение чужих моделей поведения, установок, ценностей как своих  собственных.

Чувство стыда - механизм запрета определенного  поведения. Возникает при осознании  того, что могут быть санкции, наказания  за нарушения общепринятых норм поведения.

Чувство вины - механизм, лежащий в основе глубокого внутреннего переживания  несоответствия поведения собственным  представлениям о должном, правильном, принимаемом самой личностью.

Важным  является также накопление собственного опыта, критическая переработка  содержания культуры. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких  правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и  люди не могли бы прийти к единому  мнению - хорошо или плохо поступил человек. Механизмы воздействия  в воспитании .

  1. Роль детского коллектива в воспитании личности

 

Влияние группы на развитие ребенка велико. Человек - существо социальное, и поэтому  зависим от окружающих его людей, ребенок - существо, формирующееся и  развивающееся, и поэтому зависим  вдвойне. На дошкольника влияет, прежде всего, ближнее социальное окружение (семья). При поступлении ребенка в школу - классный и педагогический коллектив. В подростковом возрасте усиливается влияние сверстников. Старшие школьники во многом зависимы от мнения дальнего социального окружения.

Под влиянием внутригруппового статуса формируются  мотивы поведения школьника, его  отношение к учебе и другим жизненным ценностям.

 Благополучная  внутригрупповая позиция школьника  ведет к расширенным контактам,  развивая коммуникативные качества, формируя уверенность в себе, своих силах. Принимая ценности  класса, в которые обычно включается  значимость учебной деятельности, ребенок старается лучше учиться,  что ведет к ускоренному когнитивному, интеллектуальному развитию.

Вместе  с тем намного больше психологических  проблем возникает с детьми, чье  положение в классе можно расценить  как неблагополучное. Низкий внутригрупповой  статус создает достаточно серьезные  проблемы для социальной адаптации  ребенка и формирования социально  желательных качеств. Ребенок растет замкнутым, зачастую угрюмым. Сильно страдает его коммуникативная сфера, гаснет потребность в общении, тормозится развитие коммуникативных навыков. Переживания по поводу своего статуса влияют на эмоционально-мотивационные качества личности школьника. Устойчивые отрицательные переживания могут привести к формированию эмоциональных депрессивных состояний.

Таким образом, класс оказывает на формирование и развитие личности школьника достаточно большое влияние. В зависимости  от статуса, занимаемого ребенком в  группе, у него может формироваться  тот или иной комплекс психологических  особенностей.

  1. Самовоспитание  в структуре процесса формирования личности

 

С развитием  теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия - субъект и объект управления. В  авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль объекта. Однако свойство субъектности присуще всем людям. А. В. Брушлинский считает, что субъектность развивается уже в три месяца, но отчетливо проявляется лишь в предметно-манипулятивной деятельности, когда, например, ребенок ставит один кубик на другой, т.е. решает задачу и понимает - решил он ее или нет.

Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. А.Н.Леонтьев отмечал, что формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания.

Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной  деятельности) и закономерностями физического  развития. Именно поэтому важно знать  совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого  процесса и понять, каким образом  производственный, моральный и научный  опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь  речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания.

При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает  вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам  играет, отражая в ней свое понимание  воспринятой им действительности.

В младшем  школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в  сторону внутренней мотивации, которая  способствует перестройке деятельности на основе постановки им задач преодоления  своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.

Работа  над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной  цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности.

Субъективная  постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление  этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как  объективного, так и субъективного  характера.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и  общественного самосознания ребенок  начинает понимать не только внешние  для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к  субъекту воспитания. С возникновением этого нового своеобразного в  формировании личности фактора человек  сам становится воспитателем.

Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей  базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность  к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать  моральные чувства, необходимые  привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть  и результат воспитания и всего  процесса развития личности. Оно зависит  от конкретных условий, в которых  живет человек.

Формы и  методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом в достижении поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

  1. Развитие личности как педагогическая проблема

 

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет  различные аспекты, поэтому рассматривается  разными науками: возрастной физиологией  и анатомией, социологией, детской  и педагогической психологией.

Педагогика  изучает и выявляет наиболее эффективные  условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Личность, по определению Л. С. Выготского, - это  целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и  включение человека в систему  общественных отношений. Все стороны  личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и  формируется в деятельности и  общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют  различия и в понимании сущности развития личности в отечественной  и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс  количественного накопления, как  простое повторение, увеличение или  уменьшение изучаемого явления. Отечественная  педагогика при рассмотрении этого  вопроса исходит из положений  диалектического материализма, который  рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более  яркие формы. Это противоречия между  требованиями к воспитанникам и  их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между  воспитательными воздействиями  и "сопротивлением материала" (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие  как следствие недостатков воспитательной работы.

Среди основных причин, резко актуализирующих проблему воспитания в нынешнем российском обществе, можно выделить:

  • возникновение в России новой и, опасно деструктивной для становящейся личности, катастрофической социально-педагогической ситуации;
  • разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;
  • возникновение феномена бездуховности, проявляющегося, в частности, в агрессивном невежестве, которое уничтожает духовный «код» нации;
  • возникновение новой системы требований общества к личности, порожденных новыми социальными реалиями;
  • активное навязывание российскому обществу западных ценностей, означающее попытку духовного покорения России «мирным» путем;
  • переоценку роли образования и недооценку роли воспитания в становлении новых поколений россиян.

Общество  все более осознает, куда ведут  эти процессы, как дорого обходятся  нации. Начинается интенсивный поиск  новых подходов к воспитанию и  возвышению его роли. Наиболее активно  эта работа ведется педагогами-исследователями  РАО, что естественно. Однако они  ограничивают предмет проблематикой  школьного воспитания. Поиск должен быть значительно расширен, в него должны включиться философы, социологи, психологи, ученые других направлений. Главное - решить общие вопросы и  от них перейти к частным, прогнозируя  развитие, а не наоборот - искать истину методом проб и ошибок, как это  происходит сейчас. Работы в области  поиска новой философии и создания новой концепции воспитания, на мой  взгляд, имеют первостепенное значение.

Не отрицая  первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется заметить, что  не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим  воздействиям. Одновременное комплексное  влияние на развитие личности положительных  и отрицательных (прежде всего социального  происхождения) факторов расширяет  диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого  человека, нации, государства, планеты.

 

Заключение

 

О воспитанности  личности можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения  в целом и характерным отдельным  поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и  стилю общения.

Каждая  воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического  строя, характера общественных отношений. В течение многих веков в мире развивается и по–разному воплощается  идея воспитания личности.

Ушинский  считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать  в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых  мы хотим их приложить. Бесконечно разнообразны не только эти обстоятельства, но и  сами натуры воспитанников. При таком  разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты.

Будучи  очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод  воспитания, вместе с тем, всегда обращен  к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его  развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или  диспут.

Информация о работе Воспитание как условия развития и формирования личности