Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 07:02, курсовая работа
Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у школьников
1.1 Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
1.2 Особенности культуры общения у школьников
1.3 Воспитание культуры общения у школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у школьников
2.1 Изучение уровня культуры общения детей
2.2 Организация работы по воспитанию культуры общения у школьников
2.3 Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у школьников
Заключение
Библиография
Вилюйский педагогический колледж им. Чернышевского
Физкультурное отделение
Курсовая работа
Тема: Воспитание культуры общения для школьников
Дисциплина:
Работа студента I курса
Физкультурного отделения
Оконешниковой Марианны Алексеевны
Методист Волчок
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические
основы проблемы воспитания
1.1 Понятие и специфика
общения в отечественной
1.2 Особенности культуры общения у школьников
1.3 Воспитание культуры общения у школьников
Глава 2. Экспериментальное
исследование методов
2.1 Изучение уровня культуры общения детей
2.2 Организация работы
по воспитанию культуры
2.3 Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у школьников
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении школьника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.
Стремление найти пути
разрешения указанного
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: "Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста".
Цель исследования - выявление
наиболее эффективных методов
формирования общения у детей
и разработка методической
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении: чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей, т.е. воспитывать культуру общения детей, и это возможно через игровую деятельность, как самую эффективную форму обучения детей в дошкольном возрасте.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие
и специфику общения у
2. Выявить особенности воспитания культуры общения у детей.
3. Проверить эффективность использования методов воспитания культуры общения у детей посредством игровой деятельности.
Теоретико-методологической
основой исследования являются
теоретические концепции
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы:
анализ психолого-
- эмпирические методы, включающие
тестирование, формирующий эксперимент,
методы обработки данных: количественный
анализ с использованием
В результате исследований:
1) Выявлены особенности культуры общения у школьников
2) Разработана методическая система воспитания культуры общения у школьников
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы. Общий объем работы 28 страниц компьютерного текста.
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у школьников
1.1 Понятие и специфика
общения в отечественной
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. [3, с.120].
Общение можно рассматривать
с точки зрения разных
C точки зрения педагогики (например, А.А. Леонтьевым) общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении [13, с.20]. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования "индивидуальных" деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или "индивидуальной", но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение). Более простое определение дается М.И. Лисиной: общение - это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [7, с.168].
Общение – сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности [9, с.173]. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми [10, с.92].
Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата [12, с.74]. Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) [8, с.503]. Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия людей, в котором предметом деятельности является другой человек.
В общении потребность
изменяется по содержанию в
зависимости от характера
I этап – потребность
во внимании и
II этап – нужда в
сотрудничестве или в
III этап – нужда в
уважительном отношении
IV этап – потребность
во взаимопонимании и
Общение играет, огромное
значение в развитии личности.
Вне общения невозможно
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Развитие человеческого
общества и общение людей –
сложный диалектический
Б.Ф.Ломов выделяет три функции общения:
- Информационно-коммуникативная;
- Регуляторно-коммуникативная;
- Аффективно-коммуникативная [5, с.173].
Каждая личность выполняет множество функций: служебные (напр., подчиненный, начальник, педагог, ученик, воспитанник детского сада и т.д.), семейные (мать, отец, сестра, брат и т.д.), что и обусловливает разные виды общения.
Как и у всякого объекта научного изучения у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:
Из этого, в частности
следует, что предметом
В ходе общения формируется
т.н. продукт общения - образования
как материального, так и
Итак, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения, предполагает восприятие общающихся друг друга.
Информация о работе Воспитание культуры общения для школьников