Министерство образования
и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО « Владимирский
государственный университет
имени Александра Григорьевича
и Николая Григорьевича Столетовых»
Педагогический институт
Факультет дошкольного и начального
образования
Кафедра дошкольного образования
Контрольная работа
по курсу «Методика воспитания
и обучения»
Воспитание культуры поведения
у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: студентка 1 курса
группы ЗДОс- 114
ФД и НО
Костина Людмила Валентиновна
Научный руководитель -
Е.Ю.Тепишкина
Владимир- 2014г
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………3
1. актуальность ……………………………………………………………..4-6
2.понятие
культуры поведения детей дошкольного
возраста………..7- 10
3.основные методы воспитания
культуры поведения детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………………11-13
4. условия, воспитания
культуры поведения дошкольников…………….14
5.заключение …………………………………………………………………15
6. используемая литература
………………………………………………...16
Введение
Дошкольное детство
- важнейший период в нравственном становлении
личности. Одним из направлений в нравственном
развитии ребёнка является воспитание
культуры поведения. Многие учёные, занимающиеся
проблемой формирования культуры поведения,
утверждают, что этому вопросу уделяют
недостаточное внимание. Причина видится
в том, что взрослые ещё сами не до конца
осознали значимость самого понятия «культура
поведения» особенно сейчас, в переходный
период, когда основные составляющие нравственного
воспитания претерпевают некоторые изменения.
Существует множество определений понятия
«культура поведения». Так, например, в
педагогическом словаре Воронина А.С.:
Культура поведения - соблюдение основных
требований и правил человеческого общежития,
умение находить правильный тон в общении
с окружающими.
Культура поведения - совокупность
форм повседневного поведения человека
(в труде, в быту, общении другими людьми),
в котором находят внешнее выражение моральные
эстетические нормы этого поведения.
Культура поведения
включает: манеры общения, этикет, высшая
степень отточенности, отшлифованности
действия и поступков человека, совершенство
его деятельности в различных сферах жизни.
В настоящей работе,
под термином «культура поведения» мы
будем понимать совокупность полезных
для общества устойчивых форм повседневного
поведения в быту, в общении, в различных
видах деятельности.
Культура поведения
помогает общению человека с окружающими,
обеспечивает ему эмоциональное благополучие
и комфортное самочувствие. Первые представления
о норме поведения, принятых в обществе,
ребёнок получает в семье и в детском саду.[
1, ст 176]
1. Актуальность
Формирование основ культуры поведения
начинается с самых первых лет жизни ребёнка.
Дети, подражая взрослому человеку, начинают
осваивать основные нормы общения. К старшему
дошкольному возрасту у ребёнка могут
быть воспитаны довольно устойчивые формы
поведения, отношение к окружающему соответственно
усвоенным моральным нормам и правилам.
При благоприятных условиях общественного
и семейного воспитания у ребёнка старшего
дошкольного возраста ярко проявляется
чувство привязанности к сверстникам,
воспитателю, д/саду. Дети приветливы с
окружающими, легко вступают в общение,
добры, чутки, внимательны к замечаниям
взрослых, способны остро переживать их.
Одобрение своих поступков воспринимают
с радостью и выражают готовность делать
ещё лучше. Характерным для детей старшего
дошкольного возраста является формирующаяся
у них общественная направленность. Она
проявляется и в реальных детских взаимоотношениях,
и в их высказываниях, и в оценке поступков
сверстников, и в общей направленности
совместной деятельности всех членов
детского коллектива. У ребят этого возраста
начинает складываться общественное мнение,
на которое в известной мере может опереться
воспитатель. Дети могут осудить поведение
сверстников - их эгоистические поступки,
недобросовестное отношение к делу - и
высказать одобрение хорошего поведения
товарища.
В старшем дошкольном возрасте
у детей формируется более гибкое отношение
к выполнению правил, стремление понять
их. Более того, старшие дошкольники уже
начинают понимать неоднозначность применения
одного и того же правила в разных ситуациях,
умеют видеть противоречивость некоторых
правил (всегда ли нужно помогать товарищу;
всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда
ли жалоба воспитателю является ябедничеством
и т.д.). Очень важно, чтобы дети разумно
и даже творчески подходили к следованию
правилу и норме.
Необходимым условием успешного усвоения
нравственных норм и в старшем дошкольном
возрасте является организация практики
поведения. Имеются в виду упражнения,
совместная деятельность, где приобретаемые
правила мог ли бы при соответствующих
условиях превращаться в норму поведения
каждого ребенка и всей группы. Сформированность
культуры поведения старшего дошкольного
возраста ярко проявляется в отношениях:
- к окружающим людям;
- к сверстникам и взрослым;
- к природе;
- к себе;
- обязанностям;
- труду и т.д.
Сумма умений и навыков позволяет поддержать
общий порядок в режиме дня, укладе жизни
семьи, дома, в установлении правильных
взаимоотношений ребёнка со взрослыми
и сверстниками. Эти навыки, связанные
с личной опрятностью и аккуратностью,
чистотой одежды, обуви; с культурой еды
(поведение за столом, умение пользоваться
столовыми приборами); с культурой поведения
со взрослыми и со сверстниками (дома,
во дворе, на улице, в общественных местах,
в д.с); с культурой игры, учебных занятий,
выполнение трудовых обязанностей; с культурой
речи (форма обращения, культура словаря,
тона, темпа речи).
В старшем дошкольном
возрасте формирование нравственных качеств
личности и привычек культурного поведения
активно продолжается. Содержание педагогического
процесса на этом этапе составляет воспитание
уважения к родным и близким, привязанности
уважения к воспитателям, осознанного
стремления порадовать старших хорошими
поступками, желание быть полезным окружающим.
У детей старшей группы необходимо активно
и последовательно формировать дружеские
взаимоотношения, привычку играть и заниматься
сообща, умение подчиняться требованиям,
в своих поступках следовать примеру хороших
людей, положительным, героическим персонажем
известных художественных произведений.
В нравственном воспитании
старшего дошкольника продолжает занимать
большое место воспитание культуры общения.
Формирования уважения к окружающим, доброжелательности,
волевых качеств, сдержанности происходит
в коллективе сверстников. Коллектив играет
в жизни детей все большую роль, взаимоотношения
детей усложняются.
В процессе формирования
культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста участвуют одновременно и образовательное
учреждение и семья. Воспитание культуры
поведения предусматривает обязательную
связь с воспитанием детей в семье, координацию
усилий педагога и родителей. Очень важно
для педагогов найти методы, позволяющие
установить тесные контакты с семьёй в
целях обеспечения единства в воспитании
культуры поведения.
При благоприятных
условиях общественного и семейного воспитания
у ребёнка старшего дошкольного возраста
ярко проявляется чувство привязанности
к сверстникам, воспитателю, д/саду. Дети
приветливы с окружающими, легко вступают
в общение, добры, чутки, внимательны к
замечаниям взрослых, способны остро переживать
их. Одобрение своих поступков воспринимают
с радостью и выражают готовность делать
ещё лучше.
3. Понятие культуры
поведения детей дошкольного возраста
Понятие культуры
поведения дошкольника можно определить,
как совокупность полезных для общества
устойчивых форм повседневного поведения
в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Каждый вид детской
деятельности (игры, труд, занятие) создает
благоприятные возможности для осуществления
определенных задач воспитания, связанных
с формированием культуры поведения дошкольников.
Компоненты
культуры поведения:
Культура
деятельности – проявляется в поведении
ребенка на занятиях, в играх, во время
выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру
деятельности – значит воспитывать у
него умение содержать в порядке место,
где он трудится, занимается, играет; привычку
доводить до конца начатое дело, бережно
относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Дети в среднем, а особенно в
старшем дошкольном возрасте должны научиться
готовить все необходимое для занятий
,труда, подбирать игрушки в соответствии
с игровым замыслом.
Важный показатель культуры
деятельности – естественная тяга к интересным,
содержательным занятиям, умению дорожить
временем. В старшем дошкольном возрасте
ребенок учится регулировать свою деятельность
в отдых, быстро и организованно выполнять
гигиенические процедуры и т.д. Это будет
хорошей основой для формирования у него
навыков эффективной организации труда.
Для определения достигнутого
воспитания культуры трудовой деятельности
можно использовать такие показатели,
как умение и желание ребенка трудиться,
интерес к выполненной работе, понимание
её цели и обоснованного смысла; активность,
самостоятельность; проявление волевых
усилий в достижении требуемого результата;
взаимопомощь в коллективном труде.
Культура
общения – предусматривает выполнение
ребенком норм при общении с взрослыми
и сверстниками, основанных на уважении
и доброжелательности, с использованием
соответствующего словарного запаса и
норм обращения, а также вежливое поведение
в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает
не только делать нужным образом,
но и воздерживаться от неуместных
в данной обстановке действий,
слов. Ребенка надо учить замечать
состояния других людей. Уже с первых
лет жизни ребенок должен понимать, когда
можно побегать, а когда нужно тормозить
желания, потому что в определенный момент,
в определенной обстановке, такое поведение
становится недопустимым, т.е. поступать,
руководясь чувством уважения к окружающим
в сочетании с простой естественностью
в манере говорить и проявлять свои чувства
характеризует такое важное качество
ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно
предполагает культуру речи. Культура
речи предполагает наличие у дошкольника
достаточного запаса слов, умение говорить
тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение
культурой речи способствует активному
общению детей в совместных играх, в значительной
мере предотвращает между ними конфликты.
Культурно-гигиенические
навыки – важная составная часть культуры
поведения. Необходимость опрятности,
содержания в частоте лица, рук, тела, прически,
одежды, обуви продиктованная не только
требованиями гигиены, но и нормами человеческих
отношений.
Педагоги и родители должны
постоянно помнить, что привитые в детстве
навыки, в том числе культурно-гигиенические,
приносят человеку огромную пользу в течении
всей его последующей жизни.
Культуры еды часто относят
к гигиеническим навыкам, но её значение
не только в выполнении физиологических
потребностей. Она имеет этический смысл
– ведь поведение за столом основывается
на уважении к сидящим рядом людям, и так
же к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети
должны усвоить определенные привычки:
нельзя класть локти на стол во время еды,
есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая
пищу.
Овладение культурой еды –
нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять
формирование этих навыков необходимо,
надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием,
с аппетитом и опрятно.
Воспитание дисциплинированности – это обязательное
и сознательное подчинение своего поведения
установленным нормам общественного порядка.
Нормы поведения характеризуют общую
направленность отношений и поведения
и конкретизируются в правилах (например,
норма «Быть внимательным и заботливым
по отношению к окружающим людям» конкретизируется
в правилах: не играть в шумные игры, когда
рядом кто-то отдыхает; если в группу пришел
гость – предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным
называют человека, который при любых
обстоятельствах умеет выбрать нравственную
форму поведения и, несмотря на препятствия,
будет ее придерживаться. Ребёнок много знает об окружающем
мире от родителей и из собственных наблюдений,
задача воспитателя – расширить и скорректировать
эти знания, привести их в систему, общепринятую
в обществе. [2, стр 41-42]
Воспитание
у детей навыков и привычек, способствующих
формированию нравственного поведения,
должна осуществляться непрерывно на
протяжении всего дошкольного детства
и в единстве со всеми другими задачами
воспитания, предусмотренными специальными
программами. Только тогда поведение ребенка
становится выражением его воспитанности.
Навыки культурного
поведения :
Старшая группа
1. Продолжать воспитывать вежливость
(здороваться, прощаться, благодарить)
2. Учить культурному разговору
3. Приучать выполнять правила
поведения в группе в отсутствие воспитателя.
4. Познакомить с правилами поведения
в общественных местах
5. Учить культурно вести себя
за столом
6. Доброжелательно относиться
к взрослым, заботиться о малышах.