Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
В настоящей работе, под термином «культура поведения» мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
1. актуальность ……………………………………………………………..4-6
2.понятие культуры поведения детей дошкольного возраста………..7- 10
3.основные методы воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………11-13
4. условия, воспитания культуры поведения дошкольников…………….14
5.заключение …………………………………………………………………15
6. используемая литература …………

Файлы: 1 файл

методика.docx

— 40.96 Кб (Скачать файл)

7.    Учить бережно, относиться к одежде, к вещам.

Подготовительная группа

 

 1.    Закреплять навыки и привычки культурного поведения

2.    Закреплять навыки поведения в общественных местах, за столом.

3.    Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам.

4.    Воспитывать положительное отношение, уважение к работникам детского сада, родителям, чуткость и уважение к старшим, готовность им помочь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. основные методы воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Методика по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста  включает основные способы педагогического воздействия на детей и всевозможные игры. Используя разнообразные методы и приемы в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения, воспитателю необходимо опираться на следующие принципы:

  • системность,
  • опора на положительное,
  • гуманизация воспитательного процесса,
  • личностно-деятельностный подход,
  • единство воспитательных воздействий.  [5]

Основные способы педагогического воздействия на детей:  
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.  
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.  
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.  
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.  
5.Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.  
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.  
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.  
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации. 
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить .[ 4, стр 460]

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.  
Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. 
Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения. 
Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей .

[3, стр 21-22]

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр: подвижные игры, музыкальные игры, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры со строительным материалом, настольно-печатные.

Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучения правильному поведению. Тогда не будет скучны нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость[6].

 

 

 

 

 

 

 

5. Условия, воспитания культуры поведения дошкольников:

1. Авторитет и культура  воспитателей  и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют  огромное значение в формировании  культуры поведения. Умение воспитателя  использовать вместо замечания  совет, а иногда юмор, тактично  исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддерживать, доверие  и ласка. - всё ото вызывает у детей желание общаться с ним, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками. В поведении ребенка отражается также и культура родителей.

2. Точное осуществление режима  позволяет поддерживать у дошкольников  уравновешенное состояние, своевременно  переключаться от одной деятельности  к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности  и отдыха. Точный режим позволяет  сформировать стереотип поведения. Своевременное проведение режимных  процессов предупреждает срывы  в поведении, возникающие обычно  во время утомляющего ожидания.

3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети. Подбор  игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые  соответствуют возрасту детей, их  интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение  мебели, всё это создает условия  для развертывания разнообразной  деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия  по интересам и тем самым  предупреждает срывы в поведении.

4. Положительная эмоциональная  атмосфера в детском саду и  семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной  деятельности детей, что воспитывает  у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается  на формировании у них культуры  поведения.[7]

6.Заключение

Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это  результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова.

Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит  неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан.

Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети – зеркало родителей.

Самостоятельное поведение ребенка – необходимое условие формирования активной жизненной позиции. Повышение действенности нравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.

 А педагог должен помогать ребенку ,его задача – помочь ребенку раздвинуть рамки настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам- образу должного поведения. Уметь представлять , как следует вести себя в определенной ситуации, как поступать  под влиянием сиюминутного желания.

Педагог должен подсказать своему воспитаннику путь самостоятельного решения нравственной ситуации, путь, разумеется, доступный его возрасту. Тем самым он будет способствовать формированию чувства долга, ответственности, инициативы, т.е., тех качеств, без которых невозможно истинно глубокое усвоение требований общества. Только пережитые нравственные предписания превращаются из чисто внешних во внутренние, личностные регуляторы поведения.[8]

 

      Литература:

  1. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992. - 176 с.
  2. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина -2012. 41-42с.
  3. Бурнашева Т.П. Ваш ребенок воспитан? // Дошкольное воспитание, №10.– 1986.-с.21-22
  4. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988. – 460с.
  5. http://www.coolreferat.com/
  6. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
  7. ibsib.ru/pedagogika/shpargalki-po-doshkolnoy-pedagogike/44
  8. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности» Д/в 8-85 г.

 

 

 

 


Информация о работе Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста