Воспитание любви к родному краю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:42, статья

Описание работы

Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Файлы: 1 файл

Воспитание_любви_к_родному_краю.docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

                                   Воспитание любви к родному  краю

                                                               «Необходимо учителю вооружиться                    методом изучения окружающей действительности… Он должен быть, в сущности, краеведом». Н.К.Крупская.

 

Краеведение своими корнями  уходит в далёкое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и  современную жизнь. Безвестные народные  «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно  или в различных документах они  передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность  в материальной и духовной культуре народов.

Детский сад играет важнейшую  роль в подготовке подрастающего  поколения, даёт ребёнку начальные знания. Именно в этот период должны даваться знания о родном крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает ребёнка, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Проблема социализации особо  актуальна в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет  новые требования к социальному  статусу каждого человека, требует  от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие, которое невозможно без привязанности к своему дому, семье, окружающей природе, т.е. к своей малой родине. По словам В.А. Сухомлинского, «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечиков, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонков в бездонном летнем небе, шорох снежинки и завывание вьюги, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал,  и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Именно актуальность данной проблемы продиктовала нам необходимость  разработки такого направления, как  – краеведение, и включение его  в образовательную программу ДОУ.

Содержание предмета отражает комплексно – системный подход к  родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать  природные, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в  их равноправном взаимодействии. Это  наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения детей к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне, что и соответствует основным федеральным требованиям и современному подходу к образованию. Комплексный, интегрированный подход в изучении своей малой родины позволяет решить  следующие задачи:

Образовательные:

  • Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения;
  • Ознакомление с историей и современной жизнью своего населённого пункта и Сибири как опорного края России.

Воспитательные:

  • Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему родному краю, побуждение любви к родному месту жительства;
  • Формирование толерантности и толерантного поведения;
  • Укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием не только детей, но и родителей;
  • Изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников
  • Изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;
  • Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановлении природы, городской среды, памятников истории и культуры;
  • Формирование экологической культуры, позитивно–сберегающего отношения к окружающей среде.

Всё это объективно работает на укрепление отношений между представителями  разных поколений в семье.

Развивающие:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса детей к краеведению;
  • Формирование способности и готовности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
  • Освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде;
  • Стремления использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни.

Эффективность зависит от использования разнообразных методов организованной  совместной и самостоятельной деятельности, которая должна проводиться в форме викторин, игр, конкурсов, выставок и т.д.

Учитывая всё вышесказанное, в детском саду стала складываться определённая система по ознакомлению детей с родным краем. Нами разработаны: тематическое планирование организованной деятельности с детьми и система эколого-краеведческой работы с учётом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка. Это дом, детский сад, улица, город, природное окружение: «зелёная зона» детского сада – это объекты экологической тропы, уголка природы, огорода; лесная зона, реки Сибири. (Приложение)      Эта работа ведётся систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии выходного дня с родителями, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы, проектная и экспериментальная деятельность и т.д.

К собиранию материалов по краеведению мы привлекаем родителей  наших воспитанников, которые собирают различные данные и материалы, устанавливают место нахождения и наличие тех или иных старинных предметов, хранящихся по чердакам или в «бабушкиных сундуках», просматривают старые газеты, домашние архивы и пр.

Участие людей всех возрастов  в собирании такого рода краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение в связи поколений и укреплении семейных взаимосвязей. Мы видим, как у наших воспитанников повышается интерес к изучению окружающего их мира, истории своего города.

Хотелось бы верить, что  когда наши дети вырастут и, может  быть, разъедутся по разным городам  учиться, работать, они всегда будут  вспоминать родной Новосибирск и  он навсегда останется в сердцах  наших детей как самый лучший и любимый город на Земле.

                                                                  (Распопина Ольга Валерьевна, воспитатель  второй квалификационной категории,  МКДОУ д/с №150)

                                                                                                             Приложение

                                Краеведение

Младший дошкольный возраст

-Знать название родного города, побуждать детей рассказывать  о том, где они гуляли в  выходные дни (парк, сквер, детский  городок и т.д.);

-знакомить с правилами дорожного  движения, развивать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение сигналов светофора;

-расширять представление детей  о растениях и животных НСО,  знакомить с особенностями их  поведения и питания;

-формировать умение наблюдать  за птицами, прилетающими на  участок (ворона, голубь, синица и  т.д.), подкармливать их зимой;

-расширять представление детей  о насекомых Новосибирской области;

-знакомить с некоторыми растениями  нашего края: деревьями, травянистыми  растениями (одуванчик, мать-и-мачеха);

-развивать умение различать  по внешнему виду, вкусу, форме  наиболее распространённые овощи,  фрукты и называть их;

-показать, как сажают крупные  семена овощей и цветочных  растений;

-формировать умение детей, с  помощью воспитателя, инсценировать  и драматизировать небольшие  отрывки из народных сказок;

-развивать умение детей читать  наизусть потешки и небольшие стихотворения.

                  К концу года дети должны уметь:

-Называть свой город и узнавать  некоторые любимые места отдыха;

-узнавать и называть некоторые растения, животных и их детёнышей;

-выделять наиболее характерные  сезонные изменения в природе;

-проявлять бережное отношение  к природе;

-читать наизусть небольшое стихотворение  при помощи взрослого.

 

Средний дошкольный возраст

-Продолжать воспитывать любовь  к родному краю, рассказывать  детям о самых красивых местах  родного города, его достопримечательностях;

-закреплять знания правил дорожного  движения;

-расширять представления детей  о природе родного края, знакомить  детей с представителями класса  пресмыкающихся (ящерица), внешним видом  и способом передвижения, особенностями  поведения (сброс хвоста);

-расширять представления детей  о некоторых насекомых: бабочка,  жук, муравей, божья коровка;

-продолжать знакомить с фруктами, овощами и ягодами Новосибирской  области и их полезными свойствами;

Формировать умение узнавать и называть 3-4 вида деревьев (ёлка, сосна, клён, берёза и т.д.);

-организовывать наблюдение за  птицами, прилетающими на участок  (воробей, ворона, голубь, синица  и т.д.),  подкармливать их зимой;

-рассказывать об охране растений  и животных, занесённых в Красную  книгу;

-рассказывать о лекарственных  растениях Сибири (ромашка, подорожник  и т.д.), их пользе и значении  для человека;

-принимать участие в сборе  семян растений;

-рассматривать и сравнивать  следы птиц на снегу;

-привлекать детей к работе  в цветниках;

-продолжать знакомить со сказками  народов Сибири;

-продолжать учить детей, с  помощью воспитателя, инсценировать  небольшие сказки;

-знать наизусть некоторые стихи  Сибирских поэтов;

-развивать интерес к познавательным  развлечениям, знакомящим с традициями  и обычаями родного края, истоками  культуры Сибири;

-осуществлять патриотическое и  нравственное воспитание;

-формировать чувство сопричастности  к событиям, которые происходят  в детском саду, городе;

-знакомить детей с театрами, зоопарком и цирком Новосибирска.

                          К концу года дети должны уметь:

-Рассказывать о своём родном  городе;

-различать и называть некоторые  растения ближайшего окружения;

-знать и соблюдать элементарные  правила поведения в природе;

-назвать любимую сказку, прочитать  понравившееся стихотворение;

-драматизировать (инсценировать), с помощью взрослого, небольшие  сказки (отрывки из сказок).

 

 

Старший дошкольный возраст 5-6 лет

-Расширять представление детей  о родном крае, городе;

-развивать умение соблюдать  правила дорожного движения, переходить  улицу в указанных местах в  соответствии с сигналами светофора;

-продолжать формировать интерес  к «малой Родине», рассказывать  детям о достопримечательностях, спортивных сооружениях, музеях, картинной галерее, театрах, культуре, традициях родного края, о замечательных  людях прославивших наш край;

-познакомить с символикой родного  города;

-закреплять представление о  растениях ближайшего окружения:  деревьях, кустарниках, травянистых  растениях;

-расширять представление детей  о диких животных нашего края: где и как добывают пищу, как  готовятся к зиме, их характерных  особенностях. Познакомить с перелётными  птицами (скворец, ласточка);

-продолжать знакомить с представителями  класса пресмыкающихся и насекомых  Сибири;

-знакомить с многообразием родной  природы, растениями и животными  различных климатических зон  Сибири;

-наблюдать гнездование птиц (ворон);

-дать представление о съедобных  и не съедобных грибах и  ягодах наших лесов;

-знакомить детей с национальным  декоративно-прикладным искусством  Сибири, развивать декоративное  творчество детей;

-организовывать сюжетно-ролевые  и дидактические игры, конкурсы, посвящённые родному краю, городу;

-знакомить с музыкальными произведениями  Сибирских композиторов и поэтов-песенников.

                     К концу года дети должны уметь:

-Знать название своего города, страны, столицы нашей Родины;

-бережно относиться к природе;

-различать некоторые лекарственные  растения: мать-и-мачеха, подорожник, ромашка,  одуванчик;

-создавать изображения по мотивам  народной игрушки.

 

 

 

 

 

Старший дошкольный возраст 6-7 лет

-На основе знаний об окружающем  воспитывать патриотические чувства,  любовь к родному краю;

-продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением, правилами поведения в транспорте и общественных местах;

-расширять представление о родном  городе, крае;

- познакомить детей с Новосибирским  ботаническим садом, метро и  предприятиями нашего города;

-поддерживать интерес детей  к событиям, происходящим в стране, городе;

-закреплять знания о символике  города, познакомить с гимном  нашего города;

-расширять и уточнять представления  детей о деревьях, кустарниках,  травянистых растениях; растениях  луга, леса, сада Сибири;

Информация о работе Воспитание любви к родному краю