Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:42, статья
Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Детский сад играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения, даёт ребёнку начальные знания. Именно в этот период должны даваться знания о родном крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает ребёнка, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Проблема социализации особо актуальна в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие, которое невозможно без привязанности к своему дому, семье, окружающей природе, т.е. к своей малой родине. По словам В.А. Сухомлинского, «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечиков, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонков в бездонном летнем небе, шорох снежинки и завывание вьюги, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Именно актуальность данной проблемы продиктовала нам необходимость разработки такого направления, как – краеведение, и включение его в образовательную программу ДОУ.
Содержание предмета отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения детей к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне, что и соответствует основным федеральным требованиям и современному подходу к образованию. Комплексный, интегрированный подход в изучении своей малой родины позволяет решить следующие задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Всё это объективно работает
на укрепление отношений между
Развивающие:
Эффективность зависит от использования разнообразных методов организованной совместной и самостоятельной деятельности, которая должна проводиться в форме викторин, игр, конкурсов, выставок и т.д.
Учитывая всё вышесказанное, в детском саду стала складываться определённая система по ознакомлению детей с родным краем. Нами разработаны: тематическое планирование организованной деятельности с детьми и система эколого-краеведческой работы с учётом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка. Это дом, детский сад, улица, город, природное окружение: «зелёная зона» детского сада – это объекты экологической тропы, уголка природы, огорода; лесная зона, реки Сибири. (Приложение) Эта работа ведётся систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии выходного дня с родителями, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы, проектная и экспериментальная деятельность и т.д.
К собиранию материалов по краеведению мы привлекаем родителей наших воспитанников, которые собирают различные данные и материалы, устанавливают место нахождения и наличие тех или иных старинных предметов, хранящихся по чердакам или в «бабушкиных сундуках», просматривают старые газеты, домашние архивы и пр.
Участие людей всех возрастов в собирании такого рода краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение в связи поколений и укреплении семейных взаимосвязей. Мы видим, как у наших воспитанников повышается интерес к изучению окружающего их мира, истории своего города.
Хотелось бы верить, что когда наши дети вырастут и, может быть, разъедутся по разным городам учиться, работать, они всегда будут вспоминать родной Новосибирск и он навсегда останется в сердцах наших детей как самый лучший и любимый город на Земле.
Младший дошкольный возраст
-Знать название родного
-знакомить с правилами
-расширять представление
-формировать умение наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица и т.д.), подкармливать их зимой;
-расширять представление
-знакомить с некоторыми
-развивать умение различать
по внешнему виду, вкусу, форме
наиболее распространённые
-показать, как сажают крупные семена овощей и цветочных растений;
-формировать умение детей, с
помощью воспитателя,
-развивать умение детей
К концу года дети должны уметь:
-Называть свой город и
-узнавать и называть некоторые растения, животных и их детёнышей;
-выделять наиболее
-проявлять бережное отношение к природе;
-читать наизусть небольшое
Средний дошкольный возраст
-Продолжать воспитывать
-закреплять знания правил
-расширять представления
-расширять представления
-продолжать знакомить с
Формировать умение узнавать и называть 3-4 вида деревьев (ёлка, сосна, клён, берёза и т.д.);
-организовывать наблюдение за
птицами, прилетающими на
-рассказывать об охране
-рассказывать о лекарственных растениях Сибири (ромашка, подорожник и т.д.), их пользе и значении для человека;
-принимать участие в сборе семян растений;
-рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу;
-привлекать детей к работе в цветниках;
-продолжать знакомить со
-продолжать учить детей, с
помощью воспитателя,
-знать наизусть некоторые
-развивать интерес к
-осуществлять патриотическое
-формировать чувство
-знакомить детей с театрами,
зоопарком и цирком
К концу года дети должны уметь:
-Рассказывать о своём родном городе;
-различать и называть
-знать и соблюдать
-назвать любимую сказку, прочитать понравившееся стихотворение;
-драматизировать (
Старший дошкольный возраст 5-6 лет
-Расширять представление
-развивать умение соблюдать
правила дорожного движения, переходить
улицу в указанных местах в
соответствии с сигналами
-продолжать формировать
-познакомить с символикой
-закреплять представление о
растениях ближайшего
-расширять представление
-продолжать знакомить с
-знакомить с многообразием
-наблюдать гнездование птиц (ворон);
-дать представление о
-знакомить детей с
-организовывать сюжетно-
-знакомить с музыкальными
К концу года дети должны уметь:
-Знать название своего города, страны, столицы нашей Родины;
-бережно относиться к природе;
-различать некоторые
-создавать изображения по
Старший дошкольный возраст 6-7 лет
-На основе знаний об
-продолжать знакомить с
-расширять представление о
- познакомить детей с
-поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, городе;
-закреплять знания о
-расширять и уточнять