Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение приемов и методов воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственности у дошкольников;
2) подобрать методы и приемы для воспитания нравственных качеств у детей;
3)определить программу по воспитанию нравственных качеств у дошкольников;

Файлы: 1 файл

воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Методические рекомендации

На основании проведенного исследования были составлены методические рекомендации для педагогов по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста:

1.

2.

3.

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: Просвещение, 2003. – 202 с.

2. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед. М.: Просвещение, 1985. 275 с.

3. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.  2-е изд.. М: Академия, 1997. – 315 с.

4. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989г. – 264 с.

5. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Под ред. Марковой Т.М. М.: Просвещение, 1987. – 279 с.

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. – 176 с.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений 3-е изд. испр. и доп. М.: Академия, 2001– 268 с.

8. Кутовая М.С. Сказки от слез: бережем нервы родителей - СПб.: Речь,    2007. –  116 с.

9. Лабунская В.А. Невербальное поведение. М.: Академия, 1994. – 301 с.

10. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1988. – 284 с.

11. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М.: МГУ, 1987. – 264 с.

12. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1989. – 251 с.

13. Петерина С.В., Студник Т.Д. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 1986. – 215 с.

14. Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 75 с.

15. Портянкина В. С. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения. // Д/в №1 - 1989 . –С. 28

16. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. – М.: Просвещение, - 1986. – 375 с.

17. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 1993. – 243 с.

 

Приложение А

Таблица № 1. Статистика ответов дошкольников экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

И. Ф.

Кол-во объяснённых понятий

% от всех понятий

 

И. Ф.

Кол-во объяснённых понятий

% от всех понятий

1. Ира М.

8

67

1. Аня Р.

6

50

2. Света Х.

7

58

2. Антон В.

10

83

3. Денис О.

10

83

3.  Юля Д.

6

50

4. Вика Л.

9

75

4.  Дима О.

7

58

5. Саша Ш.

6

50

5.  Яна Е.

8

67

6. Даша Ю.

11

91

6.  Витя К.

8

67

7. Сергей Б.

6

50

7.  Маша С.

7

58

8. Аня С.

7

58

8.  Артём Р.

8

67

9. Женя Л.

9

75

9.  Рита П.

6

50

10. Ваня В.

6

50

10. Люда О.

11

91

Всего:

79

66

Всего:

77

64


 

Таблица № 2. Распределение ответов дошкольников экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе

Понятие

Количество ответов

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1. Счастье

12

12

2. Свобода

12

11

3. Мудрость

8

5

4. Мужество

12

12

5. Умеренность

7

3

6. Справедливость

8

5

7. Дружба

12

12

8. Добро

12

12

9. Зло

12

12

10. Милосердие

8

1

11. Долг

7

2

12. Вина

10

6


 

Диаграмма № 1. Сравнительная диаграмма общих процентов объясненных понятий на констатирующем этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Список использованных сказок и рассказов на формирующем этапе

 

  1. «Ладошка»
  2. «Тихоня»
  3. «Нельзя – значит нельзя!»
  4. «Добрый Куф»
  5. «Бесстрашный ничего не бойся»
  6. «Подарок для дедушки»
  7. «Навестили»

 

Список тематических бесед на формирующем этапе

 

  1. «Будь всегда вежливым»
  2. «Что хорошо, что плохо и почему»
  3. «Ваши добрые поступки»
  4. «Чем можно порадовать маму»
  5. «Что такое дружба?»
  6. «Кого люди называют смелым»
  7. «Спешите делать добро»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

 

Конспект беседы «Спешите делать добро»

 

Цель: формировать у детей стремления совершать добрые поступки,  пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему.

Задачи:

1) учить размышлять над нравственной сутью поступков;

2) дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя;

3) воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим, стремление прийти на помощь;

4) обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Ход занятия:

I. Этический заряд.

- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!

ІІ. Вступительная беседа.

- Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте (добрым словам и добрым поступкам), она так и называется “Спешите делать добро”. Доброта… Что означает это слово? (Аня, Вика, Даша, Денис, Ира, Сергей дали такое определение этому слову: «Когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый»).

- Сергей Ожегов дал  такое определение этому слову: “Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, допропорядочный, добросовестный.

Наверное, по – настоящему добрый человек, обладает всеми этими качествами.

Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вас, вашего близкого друга (подругу) или родственника кто-то обидел? (Дети рассказывают).

- Скажите, а какие чувства  вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо  с вами поступили? (Ответы детей).

- А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обидели кого-либо? (Ответы детей).

- А сейчас поставьте  себя мысленно на место обиженного  вами и подумайте: захотели бы  вы, чтобы с вами обошлись так  же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).

- Есть одно очень важное  правило: “Поступай всегда так, как  бы ты хотел, чтобы поступали  по отношению к тебе”.

- Ребята, пусть эти золотые  слова определяют все ваши  поступки в жизни. Каждый из  нас, живущих на земле, хочет, чтобы  окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.

Один известный человек (Ф.П. Гааз) очень давно сказал такие слова: «Спешите делать добро». Пусть эти слова станут правилом, девизом вашей жизни.

- Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие  люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все  любят, уважают. И только у такого  человека есть верные, надежные  друзья.

- Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей).

- Да, я думаю, что совсем  не трудно уступить место в  автобусе пожилому человеку или  женщине с ребенком, первому поздороваться, быть вежливым с родителями  и друзьями.

- Давайте сейчас каждый скажет, какое доброе дело, поступок вы можете сжделать сегодня в садике или дома, а может по дороге домой. (дети отвечают)

- Пообещайте мне, пожалуйста, что вы обязательно сделаете  сегодня доброе дело.

Ш. Обобщение.

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

- Помните, что без добрых  дел нет доброго имени, жизнь  дана на добрые дела. На память  о нашей сегодняшней встрече  я дарю маленькое сердечко  – символ частички моего сердца.

IV. Рефлексия. Звучит песня  “Если добрый ты”.

Детям предлагается встать в круг и рассказать о том, какие чувства возникли у них сегодня на занятии, что запомнилось и почему.

 

Конспект беседы по рассказу «Навестили»

 

Цель: формировать умение справедливо оценивать поступки своих сверстников.

Задачи: учить размышлять над нравственной сутью поступков.

Экспериментатор выразительно читает рассказ Ю. Ермолаева «Навестили».

- Что вы думаете о  мальчиках Алике и Косте? (ответы  детей разные: «они пришли навестить больного Толика», «они совсем не думали о больном Толике», «они опоздали в школу, поэтому зашли к Толику»).

- Из добрых ли чувств  ребята пришли навестить товарища? (ответы детей: «нет, не из добрых», «они боялись, что их будут ругать за опоздание в школу», «они решили обмануть учительницу, сказать, что были у больного товарища»).

- Что обидело Толика?(ответы  детей)

- Как можно назвать  поступок Алика и Кости?

- Почувствовали ребята, что  они обидели Толика? (в одном  их ответов звучит слово «нечуткие»)

- Вы правильно сказали  «нечуткие». А еще как их можно  назвать? (Дети затрудняются ответить, экспериментатор старается помочь  им, знакомит с синонимом этого  слова — «равнодушный»).

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста