Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 18:26, курсовая работа
Целью исследования является изучение приемов и методов воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственности у дошкольников;
2) подобрать методы и приемы для воспитания нравственных качеств у детей;
3)определить программу по воспитанию нравственных качеств у дошкольников;
Методические рекомендации
На основании проведенного исследования были составлены методические рекомендации для педагогов по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста:
1.
2.
3.
4.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: Просвещение, 2003. – 202 с.
2. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед. М.: Просвещение, 1985. 275 с.
3. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.. М: Академия, 1997. – 315 с.
4. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989г. – 264 с.
5. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Под ред. Марковой Т.М. М.: Просвещение, 1987. – 279 с.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. – 176 с.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений 3-е изд. испр. и доп. М.: Академия, 2001– 268 с.
8. Кутовая М.С. Сказки от слез: бережем нервы родителей - СПб.: Речь, 2007. – 116 с.
9. Лабунская В.А. Невербальное поведение. М.: Академия, 1994. – 301 с.
10. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1988. – 284 с.
11. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М.: МГУ, 1987. – 264 с.
12. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1989. – 251 с.
13. Петерина С.В., Студник Т.Д. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 1986. – 215 с.
14. Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 75 с.
15. Портянкина В. С. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения. // Д/в №1 - 1989 . –С. 28
16. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. – М.: Просвещение, - 1986. – 375 с.
17. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 1993. – 243 с.
Приложение А
Таблица № 1. Статистика ответов дошкольников экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
И. Ф. |
Кол-во объяснённых понятий |
% от всех понятий |
И. Ф. |
Кол-во объяснённых понятий |
% от всех понятий |
1. Ира М. |
8 |
67 |
1. Аня Р. |
6 |
50 |
2. Света Х. |
7 |
58 |
2. Антон В. |
10 |
83 |
3. Денис О. |
10 |
83 |
3. Юля Д. |
6 |
50 |
4. Вика Л. |
9 |
75 |
4. Дима О. |
7 |
58 |
5. Саша Ш. |
6 |
50 |
5. Яна Е. |
8 |
67 |
6. Даша Ю. |
11 |
91 |
6. Витя К. |
8 |
67 |
7. Сергей Б. |
6 |
50 |
7. Маша С. |
7 |
58 |
8. Аня С. |
7 |
58 |
8. Артём Р. |
8 |
67 |
9. Женя Л. |
9 |
75 |
9. Рита П. |
6 |
50 |
10. Ваня В. |
6 |
50 |
10. Люда О. |
11 |
91 |
Всего: |
79 |
66 |
Всего: |
77 |
64 |
Таблица № 2. Распределение ответов дошкольников экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе
Понятие |
Количество ответов | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
1. Счастье |
12 |
12 |
2. Свобода |
12 |
11 |
3. Мудрость |
8 |
5 |
4. Мужество |
12 |
12 |
5. Умеренность |
7 |
3 |
6. Справедливость |
8 |
5 |
7. Дружба |
12 |
12 |
8. Добро |
12 |
12 |
9. Зло |
12 |
12 |
10. Милосердие |
8 |
1 |
11. Долг |
7 |
2 |
12. Вина |
10 |
6 |
Диаграмма № 1. Сравнительная диаграмма общих процентов объясненных понятий на констатирующем этапе
Приложение Б
Список использованных сказок и рассказов на формирующем этапе
Список тематических бесед на формирующем этапе
Приложение В
Конспект беседы «Спешите делать добро»
Цель: формировать у детей стремления совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему.
Задачи:
1) учить размышлять над нравственной сутью поступков;
2) дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя;
3) воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим, стремление прийти на помощь;
4) обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Ход занятия:
I. Этический заряд.
- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!
ІІ. Вступительная беседа.
- Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте (добрым словам и добрым поступкам), она так и называется “Спешите делать добро”. Доброта… Что означает это слово? (Аня, Вика, Даша, Денис, Ира, Сергей дали такое определение этому слову: «Когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый»).
- Сергей Ожегов дал
такое определение этому слову:
“Доброта – это отзывчивость,
душевное расположение к людям,
стремление делать добро
Наверное, по – настоящему добрый человек, обладает всеми этими качествами.
Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вас, вашего близкого друга (подругу) или родственника кто-то обидел? (Дети рассказывают).
- Скажите, а какие чувства
вас охватили в этот момент?
(Дети описывают свое
- А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обидели кого-либо? (Ответы детей).
- А сейчас поставьте
себя мысленно на место
- Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”.
- Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.
Один известный человек (Ф.П. Гааз) очень давно сказал такие слова: «Спешите делать добро». Пусть эти слова станут правилом, девизом вашей жизни.
- Только к вежливому, воспитанному,
доброму человеку окружающие
люди относятся всегда по-
- Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей).
- Да, я думаю, что совсем
не трудно уступить место в
автобусе пожилому человеку
- Давайте сейчас каждый скажет, какое доброе дело, поступок вы можете сжделать сегодня в садике или дома, а может по дороге домой. (дети отвечают)
- Пообещайте мне, пожалуйста, что вы обязательно сделаете сегодня доброе дело.
Ш. Обобщение.
- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.
- Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. На память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко – символ частички моего сердца.
IV. Рефлексия. Звучит песня “Если добрый ты”.
Детям предлагается встать в круг и рассказать о том, какие чувства возникли у них сегодня на занятии, что запомнилось и почему.
Конспект беседы по рассказу «Навестили»
Цель: формировать умение справедливо оценивать поступки своих сверстников.
Задачи: учить размышлять над нравственной сутью поступков.
Экспериментатор выразительно читает рассказ Ю. Ермолаева «Навестили».
- Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте? (ответы детей разные: «они пришли навестить больного Толика», «они совсем не думали о больном Толике», «они опоздали в школу, поэтому зашли к Толику»).
- Из добрых ли чувств
ребята пришли навестить
- Что обидело Толика?(ответы детей)
- Как можно назвать поступок Алика и Кости?
- Почувствовали ребята, что
они обидели Толика? (в одном
их ответов звучит слово «нечут
- Вы правильно сказали
«нечуткие». А еще как их можно
назвать? (Дети затрудняются ответить,
экспериментатор старается
Информация о работе Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста